Урок истории в 11-м классе по теме: Вятлаг — остров архипелага ГУЛАГ


Изучение темы “Тоталитаризм. Сталинские
репрессии” представляет определенные трудности
для старшеклассников. Один из самых трагических
периодов Отечественной истории вызывает у них
много вопросов: каковы причины этого явления,
последствия, судьбы людей, попавших под колесо
репрессивной машины.

Вятский край испокон веков был местом ссылки,
поэтому неудивительно, что в годы репрессий
здесь также были сталинские лагеря.

Краеведческий материал может помочь учащимся
более глубоко осмыслить исторический материал.

Цели урока

– на примере истории Вятлага,
одного из сталинских лагерей, расположенных в
Кировской области, показать суть репрессивной
политики государства в 30-50-е годы.

Тип урока:

комбинированный.

Базовые понятия:

тоталитаризм, культ
личности, политические репрессии, ГУЛАГ.

Подготовительный этап урока:

работа учащихся
с литературой по теме (научной, мемуаристикой).
Экспедиция в п. Лесное – центр Вятлага. Сбор
материалов: воспоминаний, интервью со
старожилами поселка. Подготовка устных
выступлений о ходе экспедиции, о судьбах
некоторых узников Вятлага.

Ход урока:

I. Вводная беседа.

1. Что такое тоталитарный режим?



2. Политические репрессии — это …

3. Каковы причины установления в СССР в 30-50-е
годы репрессивной политики?

Обобщение учителя.

Тоталитарный режим – это система госконтроля
над всеми областями общественной жизни.

Политические репрессии — это карательные меры
против политических противников.

Причины установления репрессивной политики:

  • слабость демократических традиций в
    государстве;
  • авторитарно-тоталитарная система управления
    государством, установившаяся в 30-е годы,
    отсутствие общественного контроля за властью,
    государственные дела в руках группы лиц,
    отлучение народа от власти;
  • культ личности Сталина;
  • нестабильность обстановки в стране: отсутствие
    опыта социалистического строительства,
    хозяйственные трудности, внутрипартийная
    борьба, попытки объяснить все это происками
    “врагов народа” — отсюда подавление оппозиции,
    поиски врагов действительных и мнимых, расправа
    с ними;
  • существовали различные формы репрессий:
    увольнение с работы по политическим мотивам,
    запрет заниматься профессиональной
    деятельностью, выселение, лагерь, тюрьма и,
    наконец, расстрел.

II. Основная часть урока.

1. Сообщение учителя.



Первые исправительно-трудовые лагеря
появились одновременно с установлением
советской власти. В период “большого террора”
1932-1939 годы количество лагерей многократно
увеличилось. Советское руководство, создав
невиданную по масштабам лагерную систему,
ставило задачи:

  • изолировать реальных и потенциальных врагов
    режима (а также просто недовольных им),
  • занять этих людей общественно-полезным трудом,
    т.е. “не позволить даром им есть хлеб”.
  • колонизировать районы, богатые полезными
    ископаемыми, но с неблагоприятным климатом
    (север, тайга, степь, тундра, куда не едут
    вольнонаемные).

Для управления лагерями при ОГПУ (затем НКВД
СССР) было создано Государственное управление
лагерями.

2. Самостоятельная работа учащихся с
документами

Архипелаг ГУЛАГ

ЗАДАНИЕ. Прокомментируйте представленные
материалы и документы.

1. По состоянию на 1 марта 1940 г. ГУЛАГ состоял из 53
лагерей (включая лагеря, занятые железнодорожным
строительством), 425 исправительно-трудовых
колоний (в том числе 170 промышленных, 83
сельскохозяйственных), объединенных областными,
краевыми, республиканскими отделами
исправительно-трудовых колоний ОИТК, 50 колоний
для несовершеннолетних.

2. Общий контингент заключенных, содержавшихся
в лагерях и исправительно-трудовых колониях
ГУЛАГа на 1 марта 1940 г., определялся в 1 668 200
человек.

3. По характеру преступлений заключенные
распределялись следующим образом (1 марта 1940 г.):

1) контрреволюционная деятельность – 28,7%,

2) особо опасные преступления против порядка
управления – 5,4%,

3) хулиганство, спекуляция и пр. преступления
против управления – 12,4%,

4) кражи – 9,7%,

5) должностные и хозяйственные преступления –
8,9%,

6) расхищения социалистической собственности –
1,5%,

7) прочие преступления – 27,5%.

4. В начале 1940 г. военизированная охрана ГУЛАГа
насчитывала около 107 тыс. чел., стоимость
содержания которых в год определялась суммой в 790
млн.руб.

В январе 1939 г. число стрелков охраны из
заключенных составляло 25 тыс. человек.

“Движение лагерного населения
ГУЛАГа”


Годы На 1 января В среднем за год

1930

1933

1936

1938

1940

1941

1945

1946

1947

179.000

268.700

839.406

996.367

1.344.408.

1.500.524

715.506



600.897

808.839

190.000

271.000

836.000

1.313.000

1.400.000

1.560.000

699.258

700.712

1.048.127

  • Подведение итогов работы с документами.

3. Лагеря были разбросаны по всей стране –
“острова архипелага ГУЛАГа”, по выражению
А.Солженицына. Несколько лагерей находились в
Кировской области. Самым крупным был
Вятлаг-Вятский лагерь.

“Вятлаг — это глухие кайские леса. Вятлаг – это
скопище заключенных. Вятлаг – это
лесопромышленный комплекс. Вятлаг – это особый
мир, покоящийся на костях людей. Вятлаг – это,
наконец, “государство в государстве со своими
законами, традициями, моралью”, — так писал
П.Ожегин – один из летописцев Вятлага. Сейчас нет
Вятлага, а есть учреждение К-231, но память об этом
лагере сохранилась.

Выступления ученика о поездке в п. Лесное –
центр Вятлага.

4. Сообщение учителя из истории Вятлага.

Обратимся к книге В.А.Бердинских “История
одного лагеря”. Вятлаг возник в 1937 году как один
из 7 “лесных” лагерей в системе ГУЛАГА. Он
располагался на северо-востоке Кировской
области (Вятского края) в непроходимой тайге.
Расстояние от областного центра, г. Кирова 350 км.

Соединяла эти пункты ширококолейная железная
дорога, она постепенно, по мере расширения
лагеря, обрастала сетью дорог, которые шли все
дальше на север, а так же непосредственно к
пунктам заготовки леса”.

В 1938 году вблизи станции Лесная был построен
крупный лесозавод, а рядом с ним “Соцгород”,
будущий поселок Лесной, центр “столица”
Вятлага. (Лагерное начальство мечтало построить
социалистический город: благоустроенный, со
школой, дворцом культуры, с бассейном, со
стадионом). Сюда в 1939 году было переведено
Управление Вятлага.

Поселок располагался в гибельном болотистом
месте. На наш вопрос, зачем нужно было строить на
болоте, ответы старожилов были разные: “чтобы
заключенным труднее было убежать”, “наверное,
чтобы заключенные сильнее почувствовали свою
вину перед государством”. Сначала это было
небольшое селение сплошь деревянное, к центру
вела улица Вокзальная. Вдоль дороги тянулись
заборы с колючей проволокой (базы лагеря). По
другую сторону – деревянные бараки. Вплоть до 50-х
годов на окраине этого поселка можно было
увидеть такие экзотические для наших мест жилые
помещения как юрты. Это были глинобитные
постройки с печками-буржуйками, в них жили немцы -
спецпоселенцы и другие представители
вятлаговского населения.

В период “расцвета” Вятлага, а это конец 40–50-х
годов, поселок выглядел уже иначе, чем сейчас. По
воспоминаниям опрошенных нами жителей, поселок
был благоустроен. За эти годы заключенными была
сделана ирригационная система, чтобы осушить
низину, в которой находился поселок. Были прорыты
канавы, обложены внутри деревянными кругляками.
Центральная часть поселка была значительно
приподнята за счет наносной земли. Трудно даже
представить, какое количество земли вручную было
перенесено, какой каторжный труд заключенных
вложен в тот поселок. По воспоминаниям Т.В.
Голубевой, такая же каторжная работа была
проведена в близлежащем совхозе. “Однажды,
собирая в лесу ягоды, я обнаружила огромные
котлованы. Земля из них, плодородная ее часть,
была вручную вырыта и перенесена за несколько
километров на совхозные земли. Эту работу делали
женщины-заключенные, которые работали в
совхозе”.

В центре поселка была площадь: с одной стороны
прекрасное деревянное здание — Дом культуры, с
другой — двухэтажные дома Управления лагеря.
Рядом были жилые дома для лагерного начальства.
Это двухэтажные деревянные постройки с
некоторыми деталями европейского, готического
стиля (башенки на крышах, высокие, крутые скаты,
необычная внутренняя планировка).

Невдалеке был стадион, окруженный трибунами. И
сейчас видно невооруженным глазом, что здесь
большой слой наносной земли, т.к. место высокое и
сухое. (Сколько же ее нужно было перенести на
такое большое пространство?).

В центре площади был поставлен памятник В.И.
Ленину из светло-серебристого металла. Отлит он
был заключенным художником. Типичный для городов
и поселков всей страны. (Сколько их безликих
стоит до сих пор!). Интересен тот факт, что раньше
вместо этого памятника стоял другой — скульптура
“Чекист с овчаркой”. Когда убрали, можно только
предполагать.

В поселке был сделан водопровод, а улицы
вымощены деревянными, вертикально поставленными
тюльками-плитами. Такая вот деревянная
брусчатка. Вдоль улиц были дощатые тротуары.

“Но основная жизнь Вятлага сосредоточивалась
не в поселке Лесном, а в лагерных пунктах,
расположенных вдоль железной дороги, где были
тысячи и тысячи заключенных и люди, их
охранявшие. Руками заключенных вырубалась тайга,
территория обносилась забором с колючей
проволокой и сторожевыми вышками. Это запретная
зона. Внутри сооружались сначала палатки, а затем
– бревенчатые или щитовые бараки для
заключенных, помещения для лагерных служб
(невозможно представить, как можно было выжить
зимой в палатках, ведь для северных краев холода
за минус 40 не редкость). По воспоминаниям тех, кто
пережил эти времена, “волосы примерзали к стенам
палатки”. Постепенно зоны благоустраивались:
появлялась пекарня, баня, магазин, клуб,
начальная малокомплектная школа для детей
сотрудников. Здесь же была производственная
зона, где работали заключенные” (1).

Из литературы известно, что лагерная система
имела цель не только изолировать реальных и
потенциальных врагов, или просто недовольных
режимом, но заставить арестованных заниматься
общественно-полезным трудом. (не позволить даром
есть хлеб!) главным образом в местах мало
пригодных для жизни. Эта же цель реализовывалась
и в Вятлаге — огромном лесозаготовительном
комплексе. “Лагерный контингент” колебался от
16.000 до 25.000 тысяч человек в год. Заключенные
валили лес, занимались вывозкой, выпускали самую
разнообразную лесопродукцию. Обеспечить
выполнение плана было главной задачей
вятлаговского начальства. План во что бы то ни
стало, любой ценой! И здесь “контингент” не
жалели. Труд на лесоповале был чрезвычайно тяжел,
до середины 50-х годов практически не было никакой
механизации: деревья валили ручными лучковыми
пилами по пояс в снегу или по колено в болотной
жиже, вывозили на лошадях. Укладывали в штабеля и
грузили вручную. “Берегите лошадей” — читаем в
приказах управления, но нигде нет упоминания
“берегите людей”. Долго на таких работах даже
физически крепкие люди не выдерживали,
становились инвалидами, умирали.

Особенно много погибло в Вятлаге в годы войны
(до 30%). Места захоронения большинства погибших
неизвестны.

5. Выступление участника экспедиции о школе в
Вятлаге в 1930-1950-е годы.

6. Сообщение учащихся о лагерных судьбах: о
поэте Б.Чичибабине, инженере Леймаре из КБ
Туполева, адъютанте Жукова Минюке, о графине
Оболенской-Волконской, актрисе Окуневской,
композиторе Поле Марселе — авторе известного
романса “Дружба”.

III. Обобщающие выводы по уроку.

Сталинские репрессии оказали колоссальное
влияние на судьбу страны: ее экономику, политику,
культуру, на общественное сознание (падение
ценностей человеческой жизни, отношение к жизни
как к материалу, унижение человеческого
достоинства, неуверенность в завтрашнем дне).

IV. Заключительная часть урока.

Написание учащимися эссе на темы:

“Отчизне мы не судьи” (И.Бродский)

“Не надо ворошить прошлое, кто старое помянет
тому глаз вон!”.

Выдержки из эссе.

“История нашей страны полна трагических
моментов, которые не очень приятно вспоминать, но
тем не менее того что было, не исправишь и не
утаишь. Необходимо знать историю своей страны,
даже ее трагические моменты, чтобы это не
повторялось никогда”. (Бокова Лилия)

“Ход истории нельзя изменить, с этим
приходится только мириться”. (Черных Ольга)

“История–вещь, которая иногда ломает
человеческие судьбы, заставляя в один миг
забывать что было с человеком до. Так, например,
ГУЛАГ, уничтоживший огромное количество людей
принес боль всей стране. Но мы не вправе судить
людей, совершивших это, потому что это история,
ведь нельзя вернуть погибших или вылечить
искалеченных, мы не можем повернуть время вспять
и единственное, что мы можем сделать не совершать
этих ошибок в будущем”. (Татаурова Ульяна)

“Как жаль, что нельзя исправить, переписать
историю, но такие раны остаются в сердце на всю
жизнь”. ( Шишанова Юля)

“Конечно, прошлое это прошлое, не нужно
зацикливаться на нем, нужно стараться улучшить
настоящее и будущее, но есть вещи, забывать
которые нельзя. Так нельзя забывать трагедию
Вятлага и других островов Архипелага ГУЛАГ”. (Сребницкая
Ксения)

Литература к уроку.

  1. Бердинских В.А. История одного лагеря.(Вятлаг). –
    М.:Аграф, 2001.-432 с.
  2. Бортников В.А. Крестный путь.// Вятский край.1991
    г.15 мая.
  3. Ожегин П.Т. Вятлаг//Энциклопедия земли Вятской. Т
    4. История. Киров, 1995 г.с.408-421 Культура и
    искусство Вятлага Т 9. Культура и искусство.
    Киров, 1999 г. с 533-550.
  4. Окуневская Т.К. Татьянин день// Искусство кино.1994
    №5, 1996 № 4-5
  5. Панин Д. Лубянка –Экибастуз.М,1990
  6. 65 лет Вятскому управлению лесных
    исправительных учреждений УИН Минюста России по
    Кировской области, 2003



Следующий: