Урок истории в 11-м классе по теме События Великой Отечественной войны в плакатном искусстве


Цели урока:

  1. Изучить хронологию событий Великой Отечественной войны через плакатное искусство XX века.
  2. Показать значимость плакатного искусства, как средства эмоционального состояния народа на фронтах и в тылу, его роль в победе над фашистской Германией, пропаганде идей мира и недопустимости мировых конфликтов;
  3. Закрепить умение анализировать исторические события, высказывая собственную точку зрения
  4. Воспитывать чувство патриотизма и гражданственности, чувство сопричастности к судьбам народов нашей страны, сражавшихся во имя мира.

Материал к уроку: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация «Плакатное искусство Великой Отечественной войны» (Приложение 1)

Ход урока

Тема нашего урока «События Великой Отечественной войны в плакатном искусстве». Давайте посмотрим на события тех далёких дней глазами художников, которые создавали свои произведения в 40-50-е годы ХХ века.

Вопросы войны и мира, сохранения исторической памяти, чувство глубокой признательности освободителям мира от «фашистской коричневой чумы» имеют огромное значения для нашего народа.

Задачей сегодняшнего урока будет составление хронологической цепочки событий Великой Отечественной войны. Но события войны мы увидим через плакат – как вид искусства.



У каждой группы, лежит заготовленная хронологическая таблица, но события в ней пропущены, ваша задача восстановить их с помощью нашей презентации и высказать своё мнение может ли плакат быть историческим источником событий Великой Отечественной войны

Так, что же представляет собой плакат, как вид искусства?

Плакат – это единичное произведение искусства, лаконичное, броское (обычно цветное) изображение с кратким текстом (как правило на большом листе бумаги), выполненное в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях.

На определенных исторических этапах жизнь страны отражалась в искусстве плаката, не стало исключением и время войны с фашистской Германией. Именно плакат был более всего приближен к народу. Он создавался для того, чтобы отразить самые злободневные темы, был откликом на важные события для страны и народа. Поэтому плакат по праву становился художественным шедевром, символом эпохи

Предоставим слово плакату, который расскажет о ходе Великой Отечественной войны. (Начало показа презентации слайды № 1-2)

Искусство плаката расцветало во время войн и социальных потрясений. В Великой Отечественной войне, стороны хорошо понимали значение пропаганды, и плакату в ней отводилась ведущая роль. Плакат поднимал боевой дух и должен был вселять оптимизм и веру в победу.

(Слайд № 3)

Обратимся к истории

(Слайд № 4)

22 июня 1941 года в 4 часа утра, немецко-фашистские войска вероломно нарушив договор, напали на нашу страну.

Художественным символом Великой Отечественной , самым популярным плакатом стал плакат И.М.Тоидзе «Родина-мать зовет!». Солдат Д.Павловский в своем письме так описывает свое восприятие этого плаката. «Когда я увидел плакат, то думал, что это моя мать вышла провожать меня на войну. Я не получал от нее писем. Когда вернулся с войны, то ни дома не было – сожгли немцы, ни матери не было – ее убили враги. Но я помнил твой наказ, мать, и возвратился с победой». Все это говорит о впечатляющей силе образа Матери-Родины, созданного Тоидзе.

Плакаты военного времени являются не только оригинальными художественными произведениями, но и подлинно историческими документами, по которым можно составить хронологию событий.

Плакаты Великой Отечественной войны – это исторические источники, наглядные пособия, направленные на разъяснение хода событий войны, понимания особенностей каждого периода, внутреннего состояния народа.

Из курса истории вам известна основная периодизация Великой Отечественной войны, сегодня мы увидим её в плакатном искусстве.



Первыми в плакатной галерее появились плакаты первых дней войны, которые стали классикой советского искусства. По своему духу, по способности отклика они были самыми эффективными средствами для выражения чувств всего народа. Использовались для призыва к действию, для оповещения срочных новостей с фронта и тыла.

У каждого периода войны были свои задачи, которые требовали безотлагательного решения. Задачи плаката первого периода – информационная, призывающая разъясняющая, решались уже в первых произведениях.

(Слайд № 5)

Первым плакатом, расклеенным на стенах домов 23 июня 1941 года, был лист художников Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага», изобразивший Гитлера, вероломно нарушившего Пакт о ненападении между СССР и Германией, и красноармейца, вонзившего штык в его голову.

(Слайд № 6)

15 июля 1941 года немецкие танки ворвались в Смоленск. До Москвы оставалось чуть более 300 км. Гитлер был уверен, что скоро Красная Армия будет уничтожена и вермахт достигнет линии Архангельск-Астрахань, предусмотренной планом «Барбаросса». Но войска нашей армии в районе Смоленска смогли замедлить продвижение немцев.

(Слайд № 7)

Первая линия советской обороны была прорвана между Ржевом и Вязьмой 5 октября, 6 октября пал Брянск. На несколько дней задержала немецкое наступление вторая линия обороны – под Можайском. 12 октября немцы заняли Калугу, 14 октября – Калинин.

(Слайд № 8)

Центральным событием первого периода войны стала Битва за Москву.

24 сентября 1941 года германским командованием группы армий «Центр» были внесены последние коррективы в план операции «Тайфун». Враг должен был овладеть столицей СССР, чтобы 7 ноября провести парад на Красной площади.

В этот период появляются плакаты, которые передают настроение защитников Москвы. Таким плакатом, иллюстрирующим события, является бесспорный шедевр Н.Жукова и В.Климашева «Отстоим Москву!».

(Слайд № 9)

В начале ноября 1941 года в боевых действиях наступила пауза. 7 ноября Сталин решает провести традиционный парад на Красной площади, чтобы поднять дух армии и народа. Он обратился к красноармейцам с речью: «Враг не так силен, как изображают его… Не так страшен черт, как его малюют. На вас смотрит весь мир как на силу, способную уничтожить грабительские полчища немецких захватчиков!»

(Слайд № 10)

Эти слова произвели впечатление не только на участников парада, на них откликнулись своими произведениями и художники-плакатисты. Для поднятия духа появляются плакаты «За нашу победу!», «Защитим родную Москву», «Слава защитникам Москвы».

5-6 декабря 1941 года последовало мощное советское контрнаступление. Были возвращены Калуга, Орел, Калинин. Враг отошел от столицы на 100-250 км

Несмотря на провал плана «Барбаросса», большие потери немцев и переменный успех в сражениях, военная компания первого этапа в целом для СССР развивалась неудачно, а поворот произойдет лишь летом 1943 года.

(Слайд № 11-12)

События, о которых говорилось в хронологии первого этапа, изменили тематику плаката. Художники показали трагедию войны, их героями стали женщины и дети Оккупация огромной территории, на которой проживали сотни тысяч мирных людей, поставила перед авторами задачи передачи информации в те районы, в которых не было линий связи, где действовали партизанские отряды, для передачи достоверной информации о ходе военных действий, победах советского народа. Плакаты приобретали необычайную популярность, их содержание передавалось из уст в уста, становилось народной молвой. Ярким примером, иллюстрирующим хронологию 1942 года, стал плакат В. Корецкого «Воин Красной Армии – спаси!». Он был напечатан впервые в газете «Правда» 5 августа 1942 года 1942 год – это год страданий советского народа, кроме того, что многие территории были оккупированы фашистами, множество мирных жителей попало в фашистский плен, застенки концентрационных лагерей. Художники создавали плакаты, посвященные страданиям жителей, пленникам, многие плакаты изображали страдания детей.

(Слайд № 13- 14)

Следующей иллюстративной страницей стали плакаты А.Казанцева «Освободи!», Нестерова «Папа, убей немца!», «Отомсти!» и «Я жду тебя, воин-освободитель», Д.Шмаринова.

(Слайд № 15)

8 июня 1942 г. немцы атаковали на юге и прорвали советскую оборону. 4 июля в Крыму, после 250-дневной обороны пал Севастополь. Красная Армия стремительно отступала. В конце июля Гитлер разделил группу армий «Юг» на группу армий «А», целью которой являлся Кавказ, и группу «Б», наступавшую на Сталинград.



17 июля 1942 г. на р.Чир авангард 6-й немецкой армии столкнулись с 62-й и 64-й армиями Сталинградского фронта, началось самое крупное сражение Великой Отечественной войны – Сталинградская битва

(Слайд № 16)

5 октября Сталин отдает приказ: «Сталинград не должен быть сдан противнику».

Два с половиной месяца немцы штурмовали Сталинград, но так и не смогли победить 62-ю армию генерала Василия Ивановича Чуйкова.

Согласно плану «Уран», разработанного Г.К.Жуковым и предусматривающего использование сил Юго-Западного под командованием Н.Ф.Ватутина, Сталинградского под командованием А.И.Еременко и Донского под командованием К.К.Рокоссовского фронтов, для окружения немцев между Волгой и Доном.

Победа под Сталинградом продемонстрировала всему миру несгибаемую силу бойцов и мощь Красной Армии, сумевшей противостоять немецко-фашистской армаде и отбросить врага от Волги.

(Слайд № 16)

В плакате с колоритным названием «Потеряла я колечко…» и уточнением «а в колечке 22 дивизии» Кукрыниксы своеобразно, с юмором, изобразили главную плакальщицу Третьего рейха у карты междуречья Волги и Дона, на которой в кольце зажаты помеченные свастикой остатки частей победоносной 6-й немецкой армии.

(Слайд № 17)

В сентябре 1943 года Красная Армия вышла к Днепру. Сталин приказал как можно скорее форсировать Днепр и освободить Киев. 6 ноября город был освобожден.

Произошел психологический перелом в настроении наших войск. Армия и народ почувствовали свои силы. Когда разгром врага был уже близок, от художников потребовалось создание жизнеутверждающих работ, которые показали бы встречу освободителей советских городов и сел.

(Слайд № 18)

Герои плакатов — люди из народа, сильные, храбрые, атлетически сложенные, с простыми открытыми лицами. Они красивы и счастливы, но всё же в их глазах видна тень усталости, впереди еще война.

Творчество В.Иванова наиболее ярко проявилось в плакатах 1943 года «Пьем воду из родного Днепра…» и «На Запад!». В этих работах необыкновенно сочетание героизма и лиричности при создании образов советского воина.

В.Иванов так пишет о своей работе «Пьем воду из родного Днепра…»: «Казалось бы, что для образного символического обобщения, можно сделать фигуру красивой, торжественной. Но я не мог пойти по такому пути. Требовалось добиться эпической, взволнованной торжественности плаката, сохраняя при этом простоту и обыденность происходящего. Мне хотелось, чтобы в этом плакате зритель-боец узнал себя и своих однополчан». Поэтому так прост и естественен молодой боец пьющий воду из каски, но дорога ему эта вода, чтобы ее попробовать, пришлось пол России пройти, километр за километром освобождая землю от захватчиков. Но скоро враг будет побежден, и, предрекая это, В.Иванов пишет на плакате: «…будем пить из Прута, Немана и Буга!»

(Слайд № 19)

1944 год – советские войска разворачивают новое наступление в ходе которого 27 января полностью была снята блокада Ленинграда.

(Слайд № 20)

10 апреля была освобождена Одесса, 9 мая – Севастополь.

В результате 4-месячной военной компании было освобождено 329 тыс. км советской территории, разгромлено свыше 170 дивизий противника, численностью до 1 млн. человек.

23 июня 1944 года советские войска начали наступление в Белоруссии (операция «Багратион»). Группа армий «Центр» была разгромлена силами 1-й, 2-й, 3-й Белорусских

И 1-го Прибалтийского фронтов под командованием К.К.Рокоссовского, Г.Ф.Захарова, И.Д.Черняховского, И.Х.Баграмяна. В ходе этой военной операции немецкие группировки были окружены под Витебском, Бобруйском, Оршей и Могилёвым.

3 июля был освобожден Минск, 13 июля – Вильнюс, 20 июля был форсирован Западный Буг и советские войска перешли границу СССР.

(Слайд № 21)

Плакаты 1944 года призывают поскорее изгнать захватчиков с советской земли. Ярким иллюстративным материалом этого времени служат плакаты До окончательной победы над врагом путь был не близок. В 1944 году художнику Л.Голованову в плакате «Дойдем до Берлина!» удалось создать запоминающийся образ воина Он смотрит на нас с улыбкой, весь его облик передает спокойствие и уверенность. Но если посмотреть на плакат, то фраза «Дойдем до Берлина!» вносит в плакат напряжение, повышает его содержательность, придает ему убеждающую силу и у нас не возникает сомнение, что обещание будет выполнено.

(Слайд № 22)

В январе 1945 года войска 1-го Белорусского фронта маршала Г.К.Жукова освободили Варшаву, а в конце месяца захватили плацдарм на западном берегу реки Одер ( в 70 км от Берлина). В феврале планировалось начать операцию по овладению Берлином В 3 часа дня начинается штурм Берлина. Тяжелые бои развернулись на Зееловских высотах – главном стратегическом плацдарме на подступах к Берлину.

17 апреля Зееловские высоты были взяты, а 20 апреля советские войска вышли на восточные окраины Берлина, 24 апреля кольцо вокруг Берлина сомкнулось.

2 мая 1945 года генерал Чуйков принял капитуляцию Берлинского гарнизона.

С 8 на 9 мая в пригороде Берлина Крлсхорсте был подписан Акт о безоговорочной капитуляции. С немецкой стороны его подписал фельдмаршал Кейтль, с советской – маршал Г.К.Жуков в присутствии английских, американских и французских представителей.

(Слайд № 23)

После долгой, жестокой, испепеляющей войны наступил триумф победы. Справедливая цель, во имя которой боролся наш народ, — защита Родины от завоевателей, оказалась сильнее идеологии фашизма, насаждавшей теорию расового превосходства Известие о победе и окончании войны стало знаменательным событием 1945 года. В мае Москва украсилась многочисленными красочными плакатами, выполненными В.Ивановым «Водрузим над Берлином знамя победы!», «Героической Армии- победительнице – слава!», А.Кокорекиным «Воину-победителю – всенародная любовь», В.Климашиным «Слава воину-победителю», Л.Головановым «Красной Армии – слава!».

(Слайд № 24)

С этих плакатов смотрят на нас молодые воины победители, которые говорят нам: «Обещание, которое мы давали в 1944 году в плакате «Дойдем до Берлина!» — выполнили».

(Слайд № 25)

На совещании художников и руководства мастерской «Окон ТАСС» еще 19 ноября 1942 года председатель Президиума Верховного Совета СССР М.И.Калинин пророчески отметил: «Когда люди будут изучать эпоху Отечественной войны, они не пройдут мимо «Окон ТАСС», как не пройдут мимо «Окон РОСТА». И серьезный историк, и будущий художник, касаясь эпохи Отечественной войны, обратятся к этому материалу».

(Слайд № 26-27)

Окончание войны и победа над фашизмом не решило проблему распространения идей превосходства одной нации над другой, художники, понимая значимость в послевоенные годы продолжили свою работу серией плакатов, призывающих к сохранению мира.

Подводя итог урока хотелось бы услышать ответ на вопрос: Можно ли считать плакатное искусство историческим источником? Докажите это используя слайды презентации.

Домашнее задание: составить хронологические цепочки основных событий Великой Отечественной войны (по группам). Творческое задание создайте коллаж или плакат на тему «События Великой Отечественной войны»




Следующий: