Урок истории в 11-м классе по теме Россия НЭПовская: поиск оптимальной модели строительства социализма


Задачи:

Раскрыть причины перехода к новой
экономической политике, ее сущность. Определить
значение нэпа для дальнейшего развития страны и
установить причины ее свертывания.

  • Продолжить формирование умений учащихся
    вычленять главное, изучать исторические
    источники, извлекая из них новые сведения.
  • Развитие творческих навыков через
    интерактивные приемы.
  • Формирование умений учащихся работать в
    группах.
  • Оборудование: рабочий лист, карточки с
    заданиями, исторические документы, презентация.

    План изучения материала:

  • Социально-экономическое положение страны после
    окончания гражданской войны и иностранной
    интервенции.
  • Цели нэпа, его сущность и реализация.
  • Кризисы и итоги нэпа.

  • Ход урока

    1. Организационный момент.

    Учащиеся делятся на группы, распределяются
    роли (лидер, хронометрист, докладчик), группы
    обеспечиваются материалами и заданиями.

    Повторение правила работы в группе.

    2.

    Изучение темы начинается с итогов окончания
    гражданской войны с выявления острой
    необходимости поворота к новой экономической
    политике.

    I. Факты

    :

    – политика “военного коммунизма” после
    окончания гражданской войны не отвечала
    интересам народа;

    – по стране прокатилась волна крестьянских
    волнений;

    – антисоветские мятежи (на Украине, в Сибири, в
    Средней Азии, Тамбовской, Воронежской и
    Саратовской губерниях);

    – мятеж моряков в Кронштадте.

    Вывод:

    – угроза потери власти большевиками;

    – советское правительство приступает к
    изменению курса.

    В.И.Ленин в 1921 г. говорил: “Мы натолкнулись на
    большой – я полагаю, на самый большой,–
    внутренний политический кризис Советской
    России. Это внутренний кризис обнаружил
    недовольство не только значительной части
    крестьянства, но и рабочих”.

    Таким образом, поворот к нэпу был осуществлен
    под жестоким давлением всеобщего недовольства в
    стране для нормализации внутриэкономических,
    социальных, политических отношений.

    Презентация – 1 слайд

    1 – задание группам



    : X съезд РКП (б) (март 1921г.)
    принял решение: сделать первый шаг к новой
    экономической политике.

    Прочитав текст учебника: “ Россия и мир в XX–
    начале XXI века ”стр.184 –(переход к нэпу),

    1– выделите причины и цели новой экономической
    политики;

    2– запишите текст в рабочий лист.

    На выполнение задания, дается 10 минут, за
    временем следит хронометрист.

    После выполнения задания группы обмениваются
    полученными результатами (выступление
    докладчика).

    Презентация – 2 слайд.


    II.

    М.А.Булгаков оставил зарисовки облика Москвы
    начала 1922 года.

    “То тут, то – там стали отваливаться
    деревянные щиты, из-под них глянули на свет после
    долгого перерыва запыленные и тусклые
    магазинные витрины. В глубине запущенных
    помещений загорелись лампочки, и при свете их
    зашевелилась жизнь: стали приколачивать, чинить,
    распаковывать ящики и коробки с товарами.
    Вымытые витрины засияли. Трудно понять, из каких
    таинственных недр обнищавшая Москва ухитрилась
    извлечь товар, но она достала его щедрой рукой.
    ……. Магазины стали расти как грибы:
    государственные, кооперативные, артельные,
    частные. Кондитерские на каждом углу…..Выставки
    гастрономических магазинов поражают своей
    роскошью.

    На оголенные стены цветной волной полезли
    вывески, одни сделанные на скорую руку, другие
    постоянные, по новому правописанию и прибиты
    огромными прочными костылями. Надолго
    значит……”.

    2-задание группам:

    Прочитав текст учебника: “ Россия и мир в XX–
    начале XXI века ”стр.184-185 – (концепция нэпа)

    1– выделите сущность новой экономической
    политики;

    2– запишите текст в рабочий лист.

    На выполнение задания, дается 10 минут, за
    временем следит хронометрист.

    После выполнения задания группы обмениваются
    полученными результатами (выступление
    докладчика).

    Презентация – 3 слайд.


    III.

    Провозгласив новую экономическую политику,
    допускавшую возвращение рыночных элементов в
    экономику страны при сохранении
    административно-командных рычагов в ее
    управлении. Переход к нэпу способствовал
    восстановлению страны, но противоречия между
    рыночными и административно-командными
    принципами вызывали частные сбои хозяйственного
    механизма.

    Учитель– работа с презентацией – 4,5 слайды.

    3-задание группам:



    Прочитав текст учебника: “ История России
    1900-1945”стр.178-179 (максимальное развитие нэпа),
    стр.180-181 (кризис нэпа)

    1– выделите кризисы и итоги новой
    экономической политики;

    2– запишите текст в рабочий лист.

    На выполнение задания, дается 10минут, за
    временем следит хронометрист.

    После выполнения задания группы обмениваются
    полученными результатами (выступление
    докладчика).

    IV.

    Современники экономических реформ относились
    к нэпу по-разному.

    4 – задание группам:

    Проанализировав тексы документов, ответьте на
    вопросы, запишите ответ в рабочий лист.

    На выполнение задания дается 20 минут, за
    временем следит хронометрист.

    После выполнения задания группы обмениваются
    мнениями и суждениями по работе с документом.

    И. В. Сталину принадлежит следующее определение
    нэпа: “Нэп – особая политика пролетарского
    государства, рассчитанная на допущение
    капиталистических элементов при наличии
    командных высот у пролетарского государства,
    рассчитанная на борьбу капиталистических и
    социалистических элементов, рассчитанная на
    возрастание социалистических элементов над
    капиталистическими, рассчитанная на уничтожение
    классов, на построение социалистической
    экономики ”.

    Современный историк А.К.Соловьев считает, что
    “нэп – это цикл последовательных мероприятий по
    выходу из кризиса, которые диктовались скорее
    объективными обстоятельствами, чем какими– либо
    идеями, и которые постепенно оформлялись в
    попытку наметить программу построения
    социализма экономическими методами”.

    Вопрос:

    – В чем принципиальная разница в этих
    двух определениях нэпа?

    – Можно ли согласиться с мнением современного
    историка?



    Проанализируйте приведенную ниже информацию,
    ответьте на вопросы.

    “ Поворот к нэпу был нелегким для Ленина, он
    должен был открыто признать допущенные
    большевиками ошибки и принять программу
    действий, которую предлагали его политические
    противники. Немалым усилием политической воли и
    интеллекта Ленин сумел начать этот поворот и в
    очередной раз спасти большевиков от почти
    неминуемого поражения. Уже во время подготовки к
    Х съезду РКП (б) в верхах партии началось
    обсуждение вопроса о замене продразверстки
    продналогом. Кронштадтский мятеж положил конец
    сомнениям.

    На основании решения Х съезда партии декретом
    ВЦИК от 21 марта 1921 г. продовольственная
    разверстка была отменена. Вместо нее вводился
    продовольственный налог, не слишком
    обременительный размер, которого был объявлен
    заранее. В несколько этапов в стране была введена
    свобода торговли ….. Ленин призывал теперь
    большевиков “учиться торговать”, что стало для
    некоторых из них поворотом к самоубийству…..

    Благодаря воздействию нэпа стало проявляться
    уже к концу1921 г. Нэп смягчили последствия
    тяжелого неурожая 1921 года, охватившего все
    Поволжье. Голод в Поволжье стал следствием не
    только неурожая, но и продразверстки и
    Гражданской войны: у крестьян не осталось
    никаких страховых запасов зерна и других
    продуктов. Все отбирали и Красная и Белая армии.

    В 1922 году позитивные результаты новой
    экономической политики были очевидны для всех.
    Увеличились заготовки и производство хлеба и
    других продуктов, возрождались мелкое. А затем и
    крупное производство, в городах шла оживленная
    торговля, открылись, магазины, разные лавки,
    столовые, рестораны, пекарни. Постепенно
    восстанавливалось нормальное денежное
    обращение”.

    ( Медведев Р.Русская революция 1917 года: победа и
    поражение большевиков. М. ,1997. С.87-88.)

    1. Как вы думаете, что имел в виду автор, говоря, что
      Ленин поворотом к нэпу спас большевиков от почти
      неминуемого поражения?
    2. Какие еще меры, предусмотренные на этом, в
      дополнение к названным вы можете перечислить?
    3. Почему некоторые большевики негативно
      восприняли переход от “военного коммунизма ” к
      нэпу?
    4. Какие перспективы в развитии России создавал
      нэп?
    5. Чем можно объяснить тот факт, что со второй
      половины 80-х гг. в нашей стране стали проявлять
      большой интерес к политике нэпа?

    V. Итог урока

    подводится интерактивным
    методом “Займи позицию”

    Вопрос учащимся – Насколько эффективна и
    адекватна целям власти политика нэпа?

    Вы за ее развитие или свертывание? Позицию
    обосновать с точки зрения большевистской власти.

    (Упрочив свое положение, партия стремится к
    ужесточению политического режима, идет борьба за
    власть, в ходе которой субъективно разрешается и
    судьба нэпа).

    Лидеры групп подводят итоги работы учащихся в
    группах. Выставление оценок.

    Рефлексия.

    Д/З. “

    Россия и мир в XX– начале XXI века ” п.
    28,стр.184-187.

    “История России 1900-1945” п.11.

    Приложение




    Следующий: