Урок истории в 11-м классе по теме Поляризация сил внутри страны в годы Гражданской войны


Цель и задачи:

  • разобрать деятельность
    противоборствующих сторон в
    братоубийственной войне;
  • содействовать формированию прочных
    знаний через самостоятельную (
    групповую) деятельность;
  • способствовать формированию навыков
    поисковой и исследовательской
    деятельности;
  • выявить факты красного и белого террора;
  • способствовать развитию у учащихся
    умений выделять главное, существенное в
    изучаемом материале; делать выводы,
    формировать умения сравнивать,
    анализировать изучаемые факты и понятия.
  • формировать чувства коллективизма у
    учащихся;
  • воспитывать чувства патриотизма,
    толерантности, любви к национальной
    культуре, неприятия какой бы то ни было
    войны, агрессии;
  • воспитание активной гражданской
    позиции, способности к социальному
    творчеству на уроке.

Термины: террор.

Оборудование:

  • карта “ Гражданская война 1918-1920 гг.”.
  • видеофильм “ Гражданская война” (кадры
    о роли и взглядах крестьян на
    противоборствующие стороны).
  • задания для групп, включающих в себя
    учебники по истории России 20 века, набор
    документов, технологическую карту урока,
    карточки для голосования.
  • мультимедийный проект по теме урока.
  • магнитные ленты с надписями, которые
    будут вывешиваться на доску в ходе урока:
    : “ Россия”, террор, написанный красным и
    белым цветами, три полосы — красная, белая
    и зелёная.

На доске:

  • тема;
  • эпиграф;
  • вопрос урока: “ Почему победили красные?”

Эпиграф: “ Хотел бы я, чтобы они решили
раз и навсегда, какая из банд хулиганов
будет править в этой стране”. Б.Пастернак.
Доктор Живаго.

Опережающее задание: учащиеся заранее
делятся на три группы.

Ход урока.

1. Организационный момент.



Учитель:

“ Здравствуйте, меня зовут
Татьяна Владимировна, и я сегодня проведу у
вас урок истории. Ребята, вы
верите в предсказания?”

Учащиеся

– да. Не всегда и т.д.

Учитель: (1 кадр презентации)
“ Знаменитый французский врач и астролог 16
века Мишель Нострадамус предсказал (зачитать
слова из презентации). Эти строки служат
прологом к теме нашего урока – назвать тему.
У вас есть технологическая карта урока, где
указана тема, цель и основные моменты
нашего занятия.

Сегодня мы рассмотрим деятельность
противоборствующих сторон, ввергнутых в
братоубийственную войну. Выявим факты
красного и белого террора. В конце урока
попытаемся ответить на вопрос: “ Почему
победили красные?”

Речь сегодня пойдёт о небывалой в мировой
истории братоубийственной войне. Война
сама по себе ужасна, а тем более, если это
гражданская война. (2 кадр презентации).
Гражданская война – это тяжёлый период в
истории нашей страны. Брат против брата.
Одна страна, но каждая из сторон видела свою
Россию.

Историк до сих пор спорят о времени начала
гражданской войны.



3 кадр презентации – вопросы фронтального
опроса, используется карта.

Учитель: (4 кадр) “ Итак, на фоне
интервенции в России разворачивалась самая
страшная, самая беспощадная, самая зверская
война: эту войну русские вели друг с другом”.
(5 кадр).

Борис Пастернак в своём произведении “
Доктор Живаго” писал…- зачитать эпиграф.

И сейчас мы с вами рассмотрим, что же это
за банды и как они стремились к власти.

( на доску вывешиваются магнитные ленты)
Итак, Россия, красные, белые и третья сила,
оказавшаяся между молотом и наковальней –
зелёные.

( 6 кадр) У нас три экспертные группы,
каждая из которых за пять минут должна , по
предложенным документам и раннее изученным
фактам, исследовать деятельность одной из
противоборствующих сторон: красных, белых и
зелёных”.

Группы получают задания и выполняют их.

Учитель:

“ Проверим работу групп.

- ( 7, 8, 9, 10 кадры) деятельность красных в
годы гражданской войны – учащиеся отвечают
на поставленные вопросы.

- ( 11, 12, 13 кадры) деятельность белых –
группа отвечает на вопросы.

- ( 14 кадр) просмотр учебного видеофильма.
(15 кадр) – почему крестьяне не выступили
отдельной силой? – ответы группы.

Учитель

(16 кадр): “ Гражданская война
сопровождалась репрессиями и террором.(16
кадр, где даётся определение) Кто первым
развязал террор установить невозможно. Но,
фактов, что насилие стало нормой поведения,
достаточно много. Приведём же эти факты,
попутно составляя таблицу.

- 17, 18, 19, 20, 21 кадры о красном терроре.
Учитель добавляет факты.

- 22, 23, 24, 25, 26 кадры о белом терроре.

Учитель:

“ Борис Васильев в статье “
Покаянные дни” писал “ В стране мучили и
убивали людей. Убивали обе стороны – и
кровавые подвалы ЧК походили на залитые
кровью подвалы белогвардейских
контрразведок. И там и тут обматывали людей
колючей проволокой, выкалывали глаза,
делали перчатки из человеческой кожи,
сажали на кол…террор – это будни
гражданской войны”.

- 27 кадр. Итоги террора.

- 28 кадр. Стихотворение М.Цветаевой

Все рядком лежат
Не развесть межой
Поглядеть солдат.
Где свой, где чужой?
Белым был – красным стал:
Кровь обагрила.
Красным был – белым стал:
Смерть побелила.

Учитель

: (30 кадр) “ И красные и белые
любили Россию, были патриотами страны, но
каждый видел по-своему её будущее. Есть ли
различие между красным и белым террором?”

Ответы учащихся.

- кадр 31. третья сила в войне.

Учитель:

“ Какое влияние на исход
гражданской войны оказало зелёное движение?”

Ответы учащихся.

- кадр 32.

Учитель:

“ Изучив документы, ответьте
кем же являлись, по вашему мнению красные?
Белые? А как зелёные относились к тем двум
силам?”

Каждая группа даёт ответ.

Учитель:

“ Предсказание Нострадамуса
сбылось. Была кровь, белые и красные. Мы
рассмотрели с вами действия
противоборствующих сил в годы гражданской
войны. Выявили факты красного и белого
террора. Давайте попытаемся ответить на
вопрос – Почему победили красные?”

Ответы учащихся.

Учитель:

“ Максимильян Волошин в 1920
году писал

И здесь и там между рядами
Звучит один и тот же глас:
“ Кто не за нас – тот против нас,
Нет безразличных, правда – с нами”.
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.

( кадр 34) Действительно, сложно
определиться. Каждый видел свою Россию.
Душевные сомнения. Родственники за белых, а
ты всем сердцем за красных. Что делать? Куда
бежать? А ведь братоубийственной войны
можно было избежать, но…Главное, чтобы
братоубийство не повторилось вновь.

( кадр 35) Дома ответьте на вопрос –
Существовали ли реальные альтернативы
революционному террору?

( кадр 36) Подводя итог, посмотрим, какое
значение имеет для вас наш урок.



Учащиеся голосуют, учитель подводит итог
голосования.

( кадр 37) Наш урок мне бы хотелось
закончить словами М.Волошина( зачитать
стихотворение из презентации).

Спасибо за урок.

2. Заключительный момент.




Следующий: