Урок истории в 11-м классе по теме Начало Второй Моровой и Великой Отечественной войн


Цели урока:

  • Обучающая — познакомить учащихся с началом
    Второй мировой войны и Великой Отечественной
    войны, определить их причины; познакомить
    учащихся с порядком работы по изучению этих
    событий в рамках модуля;
  • Развивающая — продолжить формирование
    умений и навыков работы с компьютерным
    учебником, с историческими документами;
  • Воспитательная — воспитывать уважение к
    историческому прошлому, патриотические
    качества.

Оборудование урока:

  • учебник «История России. ХХ век » 11 кл.
    /Островский В.П., Уткин А.И.;
  • компьютерный учебник «История России. ХХ век»/
    Антонова Т.С., Харитонов А.Л., Данилов А.А.,
    Косулина Л.Г. — М.: «Клио Софт», 2005;
  • презентация «Начало Второй мировой
    и Великой Отечественной войн» и мультимедийное
    устройство;
  • фрагменты из планов «Барбаросса» и «Ост».

План урока:

1. Международные отношения и внешняя политика
СССР накануне войны (проверка д/з и
актуализация знаний
).

2. Начало Второй мировой войны, ее причины и
периодизация (использование презентации).



3. Планы фашистской Германии в войне с СССР (анализ
исторических документов
).

4. Начало Великой Отечественной войны (самостоятельная
работа учащихся
).

Ход урока

В начале урока на экран выводится слайд № 1
презентации (приложение 1) и
учитель объявляет тему урока, объясняет
обучающую цель и знакомит учащихся с порядком
работы по изучению модуля «Вторая мировая и
Великая Отечественная войны» (приложение
2
).



В целях актуализации знаний учащихся учитель
организует опрос в форме беседы по изученному
ранее в курсах истории России и всеобщей истории
материалу.

Вопросы:

1. В чем проявлялось нарастание напряженности в
международных отношениях в 30-е гг.?

2. Когда и почему был заключен договор о
ненападении между СССР и Германией?

3. Какие территории вошли в состав СССР накануне
войны?

4. В чем проявилась недостаточная подготовка
СССР к войне?

5. Дайте общую характеристику
внешнеполитического курса СССР в 30-е гг.

Изучение нового материала проводится учителем
с использованием презентации.

На экран выводится слайд № 2, № 3 и № 4 и учитель
объясняет когда и как началась Вторая мировая
война.

Учитель объясняет учащимся точки зрения о
периодизации Второй мировой войны и предлагает
один из вариантов периодизации, а учащиеся
заполняют таблицу:

Периодизация Второй мировой войны


Период и хронологические
рамки
Основное содержание
периода
Первый период (1 сентября 1939 г — 22
июня 1941 г)
От нападения на Польшу до начала
Великой Отечественной войны
Второй период (22 июня 1941 г. — ноябрь
1942г)
Оборонительные сражения Красной Армии,
поражение немцев под Москвой, провал плана
«молниеносной войны»
Третий период (ноябрь 1942 г. -
декабрь 1943 г.)
Коренной перелом в ходе войны
Четвертый период (январь 1944 г. — 9
мая 1945 г.)
Разгром фашистской Германии, окончание
Великой Отечественной войны
Пятый период (май 1945 г. — 2 сентября
1945 г.)
Капитуляция Японии, окончание войны

Вопрос о причинах войны объясняется на основе
имеющихся у учащихся знаний о международных
отношениях накануне войны.

Для закрепления полученных знаний учащимся
задаются вопросы:



1. Почему началась Вторая мировая война?

2. Каким событием начинается война, когда оно
произошло?

3. После рассказа о «странной войне» учитель
рассказывает о подписании Гитлером директивы о
начале войны против СССР (слайд № 5). Затем
организуется работа с фрагментами из текстов
плана «Барбаросса» и плана «Ост» (приложение
3
).

4. С началом Великой Отечественной войны
учащиеся знакомятся самостоятельно в процессе
работы с компьютерным учебником, выполняя
задания (приложение 4).

Выполнение заданий организуется учителем в
процессе индивидуальной проверки рабочих
тетрадей в ходе самостоятельной работы учащихся.

После обобщения результатов самостоятельной
работы учащихся учитель объясняет порядок
выполнения домашнего задания: используя
материал на с.232-236 учебника, конспект урока
ответить на вопросы 3, 4, 5.




Следующий: