Урок истории по теме Внутренняя политика Николая I

Цели урока:

  • формирование понимания учащимися кризиса феодально – крепостнической системы, убеждения в исторической необходимости падения крепостного права в России и смены отжившего феодального строя;
  • усвоить знания об основных мероприятиях Николая I в области внутренней политики;
  • развивать общеучебные навыки.

Основные понятия: апогей самодержавия, бюрократизация, корпус жандармерии и III отделение Собственной канцелярии, цензура.

Ход урока

I. Проверка выполнеиия домашнего задания.

II. Беседа по вопросам. ( подготовка к восприятию нового материала)

  1. Какой строй называется капиталистическим?
  2. Чем капитализм отличается от феодализма?
  3. Почему капитализм является более прогрессивным?

III. Изучение нового материала.

План изучения нового материала

  1. Личностные качества Николая I.
  2. Деятельность правительства по укреплению полицейского аппарата и цензуры.
  3. «Теория официальной народности».
  4. Реформы в области законодательства, финансов, экономики.

Личностные качества Николая I.

  1. Прочитайте по учебнику раздел «Император Николай I» (с. 57)
  2. Проанализируйте высказывания известных людей о Николае I

    а) …Как медленно течет по жилам кровь,
    Как холодно, неторопливо,
    Не высекала искр в душе твоей любовь:
    Ты – как кремень, и нет огнива!…(Цетлин М.О.)

    б) «Лоб быстро бегущий назад, нижняя челюсть, развитая за счет черепа, выражали непреклонную волю и слабую мысль, больше жестокости, нежели чувственности; Но главное – глаза, без всякой теплоты, без всякого милосердия, зимние глаза». (А.И. Герцен)

    в)… Царя он видел на параде
    В тугом воинственном наряде;
    Огромный рост и зверский взгляд,
    И лоб, откинутый назад.
    Все, что могла создать казарма,
    Все дико выразилось в нем,
    Совокупив в одно с царем
    России главного жандарма…

  3. Обсудите материал в паре и сделайте вывод: Чего можно было ожидать от такого императора?

Деятельность правительства по укреплению полицейского аппарата и цензуры

  1. Прочитайте по учебнику раздел «Усиление борьбы с революционными настроениями» (с. 60-61)
  2. Выполните в тетради проверочную работу.
    1. В поэме Н.П. Огарева «Ночь» есть такие строки:

      «… Кругом помещики – глупцы,
      Рабы, нахалы, подлецы,
      Попы, мундиры голубые,
      Воров казенные полки…»

      Кого имеет в виду поэт, упоминая « мундиры голубые»?

    2. Закончите предложения:
      а) В 1826 году было создано…
      б) Шефом III отделения и корпуса жандармов был назначен…
      в) Цензурный устав 1826 года был назван современниками …
    3. Объясните, почему цензоры запрещали писать об убитых древнеримских императорах, употреблять слова «демос», «прогресс».

    «Теория официальной народности»

    Объяснения учителя. ( Главный идеолог самодержавия, министр народного просвещения граф С.С.Уваров. «Теория официальной народности», «православие, самодержавие, народность» ) Слушая лекцию учителя фиксируйте в тетради основные моменты лекции. Выполните работу. Определите одним из тезисом «Теории официальной народности» следующие высказывания С.С.Уварова:
    а) «Искренне и глубоко привязанный к церкви отцов своих, русский искони взирал на нее как на залог счастья общественного и семейного. Без любви к вере предков народ, как и частный человек, должен погибнуть».
    б) «…Довольно, если мы сохраним непркосновенным святилище наших народных понятий, если примем их за основную мысль правительства, особенно в отношении к отечественному воспитанию».
    в) «… Спасительное убеждение, что Россия живет и охраняется духом самодержавия сильного, человеколюбивого, просвещенного, должно проникать в народное воспитание и с ним развиваться».

    Реформы в области законодательства, финансов, экономики.

    1. Прочитайте по учебнику разделы « Укрепление роли государственного аппарата», «Попытки решения государственного вопроса», «Финансовая политика Е.Ф.Канкрина». (с. 57-58, с. 59-60, с. 65)
    2. Заполните в тетради таблицу «Реформы Николая I», работая в паре.
    Название Дата осуществления Автор реформы Содержание Значение

    IV. Закрепление изученного.

    В качестве закрепления предлагается выяснить значение слова «апогей».
    Ответьте на вопрос: правомерно ли правление Николая I характеризовать как «апогей самодержавия»?
    Ответьте на вопросы итогового теста.

    1. Чем занималось Третье отделение собственной его императорского величества канцелярии?
      а) раздачей чинов;
      б) распределением земель между дворянами;
      в) политическим сыском;
    2. Какие черты присущи правлению Николая I?
      а) либерализация государственного управления;
      б) милитаризация государственного строя;
      в) введение демократических начал во все сферы жизни общества.
    3. Кому Николай поручил составление свода законов Российской империи?
      а) П.Д. Киселеву;
      б) М.М. Сперанскому;
      в) А.А. Аракчееву.
    4. Какие меры были приняты российским правительством для укрепления денежного обращения в 1839-1843 гг.?
      а) введена твердая серебряная валюта;
      б) получен крупный иностранный займ;
      в) созданы новые банковские структуры.
    5. Кто при Николае I получил право на цензуру?
      а) Министерство просвещения;
      б) Святейший синод;
      в) Министерство внутренних и иностранных дел;
      г) все выше перечисленные.
    6. Какие материалы стали справочным пособием для Николая I в вопросах государственного устройства?
      а) данные о системе государственного управления в Англии;
      б) документы, подготовленные Екатериной II;
      в) критические замечания декабристов, записанные во время следствия.

    Оцените работу на уроке, выбрав жетон определенного цвета:

    • красный (отлично)
    • желтый (хорошо)
    • зеленый (удовлетворительно)
    • синий (неудовлетворительно)

    Домашнее задание включает параграф 10, 11, устно ответить на вопросы с. 62, с. 68.

Следующий: