Урок истории по теме Вавилонский царь Хаммурапи и его законы


Класс: 5.

Тема: «Вавилонский царь Хаммурапи и
его законы».

Цели урока:

  • показать значимость появления законов для
    усиления Вавилонского царства;
  • подвести учащихся к пониманию того, что
    Хаммурапи;
  • защищая в этих законах интересы широких
    слоев населения, отстаивал, прежде всего,
    интересы рабовладельцев;
  • развивать логическое мышление; продолжить
    работу по формированию исторических понятий.

Новые понятия: закон, суд, судить.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент

  • Проверка явки учащихся.
  • Проверка готовности к уроку.

Изучение нового материала

Учащиеся уже познакомились с Междуречьем,
шумерской культурой (богами солнца, воды,
плодородия), клинописью.

I. Постановка учебной задачи

Учитель: В 1901–1902 гг. французской
археологической экспедицией при раскопках в
Сузах (столице древнего Элама) был найден черный
базальтовый столб. (Слайд на экране). В верхней
части столба вырезаны две рельефные фигуры. Со
всех сторон столб покрыт ровными рядами
клинописи.
Неоценимую услугу науке, сам того не подозревая,
оказал один из трех величайших правителей Элама
Шутрук-Наххунте, который, вероятно, в 1160 г. до н.э.
во время завоевательного похода на Двуречье увез
этот памятник в качестве трофея из Сиппары в
Сузы. Ныне это один из самых уникальных
экспонатов Лувра.

– Как вы думаете, чем уникален этот столб?

Предполагаемые ответы учащихся:



– Потому что древний.
– Единственный.
– Может быть, текстом?
– А может изображенной сценой? И др.

Все версии учитель фиксирует на доске.
В процессе обсуждения версий, учащиеся должны
придти к выводу, что для исторической науки
данный столб ценен все же содержанием текста.

– Почему текст написан на двухметровом
базальтовом столбе?
– Какого же содержание этого теста?

Предполагаемый ответ учащихся: Базальт –
очень прочный камень, значит будет стоять очень
длительное время. Содержание текста, видимо,
касается всех жителей страны, т.к. столб стоял на
открытой местности и текст мог прочитать
любой грамотный житель Двуречья.



Учитель: Сегодня на уроке мы должны
узнать содержании текста, высеченного на
столбе.

Учебная задача: Узнать, о чем
этот текст?

II. Решение учебной задачи

Учитель (на фоне музыки): Города
Двуречья долго воевали между собой – кому из них
быть главным. Победил в этой борьбе город
Вавилон, под властью которого объединилось почти
всё Двуречье. Располагался Вавилон в очень
удобном месте – в самом центре Двуречья, там, где
близко сходились Тигр и Евфрат. (Слайд с картой
Двуречья). По рекам купцы доставляли товары. По
степям, горным тропам и пустыням издалека в
Вавилон шли торговые караваны. Сюда привозили
строительный лес и металлы, а вывозили зерно и
шерсть. Самым могущественным и знаменитым царем
Вавилонского царства был Хаммурапи. (Слайд с
изображением царя Хаммурапи). Он правил с 1792 по 1750
год до н.э.

(Слайд с изображением столба)

– А теперь внимательно рассмотрите фигуры на
столбе. Как вы думаете, кто эти люди?

Учащиеся высказывают свои предположения (бог и
царь Хаммурапи)

Учитель: Ученым удалось сделать
перевод клинописного текста. Перед вами начало
текста. (Следующий слайд)

«Когда высокий Анум,… владыка небес и земли,
определяющий судьбу страны, определили Мардуку
(главный бог вавилонян) первородному сыну Эа,
владычество над всеми людьми, … Вавилон назвали
его высоким именем, сделали его могучим среди
частей света и основали в нем вечное царство,
фундамент которого прочен, как небеса и земля –
тогда меня, Хаммурапи, заботливого князя,
почитающего богов, чтобы справедливость в стане
заставить сиять, чтобы уничтожить преступников и
злых, чтобы сильный не притеснял слабого…
призвали меня для блага народа».

Задание: проанализировать текст и
ответьте на вопросы:

1. С какой целью Хаммурапи был призван править
людьми? (Чтобы справедливость в стане
заставить сиять, чтобы уничтожить преступников и
злых, чтобы сильный не притеснял слабого)

2. Каким образом Хаммурапи поддерживал порядок в
стране? (С помощью законов)

Решение задачи: Текст на столбе – это
могут быть законы, написанные царем Хаммурапи.

III. Изучение законов царя Хаммурапи

Работа в группах.

Первая группа получает текст со
следующими статьями законов и заполняет таблицу
«Хозяйство Вавилонского царства во времена
Хаммурапи».

7. Если человек купит из руки сына человека
полноправный житель Вавилонского царства) или из
руки раба человека без свидетелей и договора или
возьмет на хранение серебро, либо золото, либо
раба, либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла,
либо что бы ни было, то этот человек – вор, его
должны убить.
42. Если человек арендует поле для обработки и не
вырастит на нем хлеба, то его должны изобличить в
том, что он не делал необходимой работы в поле, и
он должен отдать хозяину поля хлеб, как и его
соседи.
53. Если человек поленился крепить плотину своего
поля, и вследствие того, что плотина не была
укреплена им, в его плотине произойдет прорыв, а
водой будет затоплена возделанная земля общины,
то человек, в плотине которого произошел прорыв,
должен возместить хлеб, который он погубил.
55. Если человек открыл свой арык для орошения, но
был небрежен, и вода затопила поле его соседей, то
он должен отмерить зерно в соответствии с
урожаем его соседей.
233. Если строитель построит человеку дом и не
укрепит свою работу, так что стена обрушится, то
этот строитель должен починить стену за
собственное серебро.
274. Если человек нанимает мастеров, то наемную
плату… кирпичного мастера… плату ткача… плату
камнереза… плату столяра… плату кожевника,
плату плотника… плату корзинщика… плату
строителя… В день он должен давать».


Отрасли хозяйства

Примеры из законов Хаммурапи

Земледелие: какие культуры
выращивали?
Скотоводство: каких животных
разводили?
Ремесло: какие ремесленные профессии
были известны?

Дополнительные вопросы: что вы узнали о
хозяйстве? Какой труд поощряли законы? Почему в
царских законах проявлена столь большая забота о
системе орошения?

Статьи законов для второй группы:

59. Если человек (полноправный житель
Вавилонского царства) срубит в саду человека
дерево без ведома хозяина сада, то он должен
отвесить 1/2 мины (мина – 0,5 кг) серебра.
237. Если человек нанял лодочника и судно и
нагрузил его зерном, шерстью, маслом, финиками
или же любым другим грузом, а этот лодочник был
нерадив и потопил судно и погубил то, что в нем
было, то лодочник должен возместить судно,
которое он потопил, и все, что он погубил в нем.
245. Если человек наймет быка и причинит ему смерть
небрежностью или побоями, то он должен хозяину
быка возместить быка за быка.
259.Если человек украл плуг с обрабатываемого
поля, то он должен платить хозяину плуга 5 сиклей
(сикль – 8,4 г.) серебра.
260. Если человек украл сошник или же борону, то он
должен хозяину заплатить 3 сикля серебра.
261. Если человек нанял пастуха для
пастьбы крупного и мелкого рогатого скота, то он
должен платить ему по 8 гуров (гур – 252,6 л) зерна в
год.

Вопросы к статьям: что использовалось в
Древнем Вавилоне в качестве платы за работу или
компенсации за ущерб? (Серебро и зерно.) О чем это
свидетельствует? (О большой роли земледелия.)
Можно ли утверждать, что приведенные законы
поощряли и защищали частную собственность?

Статьи законов для третьей группы
учеников:

15. Если человек выведет за городские ворота
раба дворца, или рабыню дворца, или раба, или
рабыню мушкенума (свободного, но неполноправного
подданного), то его должно убить.
19. Если человек держит беглого раба в своем доме,
и потом раб будет схвачен в его руках, то этого
человека должно убить.
115. Если человек имеет за человеком долг хлебом
или серебром и будет держать его заложником, а
заложник умрет в доме взявшего в залог по своей
судьбе, то это не основание для претензии.
116. Если заложник умрет в доме взявшего в залог от
побоев или дурного обращения, то хозяин
заложника должен изобличить… и, если взятый в
залог – сын человека, должны казнить его
(ростовщика) сына.
117. Если человек имеет на себе долг и отдаст за
серебро или даст в долговую кабалу свою жену,
своего сына или свою дочь, то они должны служить в
доме их покупателя или заимодавца три года, на
четвертый год должно отпустить их на свободу.

Вопросы к документу: какой общественный
строй существовал в Вавилонии, судя по данным
статьям? Как вы думаете, кто чаще всего попадал в
долговую кабалу? Кого глава семьи мог отдать в
долговую кабалу? Эти статьи законов были
написаны в интересах должников или ростовщиков

Статьи законов для четвертой группы
учеников:

128. Если человек возьмет жену и не заключит
письменного договора, то эта женщина не жена.
168. Если человек вознамерится изгнать своего сына
и скажет судьям: «Я изгоню моего сына», то
судьи должны исследовать его дело, и если сын не
совершил тяжкого греха, достаточного для лишения
его наследства, то отец не может лишить его
наследства.
177. Если вдова, имеющая малолетних детей,
вознамерится войти в дом другого, то она не может
войти без ведома судей. Когда она входит в дом
другого, судьи должны ис-следовать дело дома ее
первого мужай должны поручить дом ее первого
мужа ее второму мужу и этой женщине, и взять с них
документ. Они должны хранить дом, а также
воспитывать малолетних детей.
185. Если человек усыновит малолетнего,
находившегося в пренебрежении, и вырастит его, то
этот воспитанник не может быть потребован
обратно по суду.
186. Если человек усыновит малолетнего и, лишь
когда его усыновили, он узнает своего отца и свою
мать, то этот воспитанник может вернуться в дом
своего отца.



Вопросы к документу: докажите, что
законы царя Хаммурапи защищали права детей.
Почему законы требовали от подданных
официального заключения брака?

Статьи законов для пятой группы учеников:

1. Если человек станет обличать под клятвой
человека, бросив на него обвинение в убийстве, и
не докажет этого, то обличавшего должно
убить.
6. Если человек украдет достояние бога или дворца,
то этого человека должно убить, а также того, кто
примет из его рук украденное, должно убить.
14. Если человек украл малолетнего ребенка
другого человека, то его должно убить.
195. Если сын ударил своего отца, то ему должны
отрубить руку.
196. Если человек выколол глаз сыну человека, то
должны выколоть ему глаз.
200. Если человек выбил зуб человеку, равному ему,
то должны ему выбить зуб.
202. Если человек ударил по щеке человека, высшего
по положению, чем он сам, то он должен быть
отхлестан в собрании воловьей плетью 60 раз.
203. Если сын человека ударил по щеке сына
человека, равного ему, то он должен отвесить ему
одну мину (0,5 кг) серебра.
205. Если раб человека ударил по щеке сына
человека, то ему должны отрезать ухо.

Вопросы к документу: объясните
происхождение выражения: «око за око, зуб за
зуб». Как вы считаете, предлагаемые наказания
за преступления слишком суровые или нет? Почему в
статьях 202, 203, 205 за одно и то же преступление
предусмотрены разные наказания?

После того как работа выполнена, представители
от каждой группы отвечают на поставленные
вопросы перед классом. По ходу ответов на доске
оформляется запись:

Законы царя Хаммурапи – правила,
обязательные для всех жителей страны.

Они защищали:

  • честный и добросовестный труд;
  • частную собственность;
  • своих подданных от обращения в рабство;
  • семью и права детей.

Законы сурово наказывали за преступления.

По воле Хаммурапи на каменном столбе было
высечено: законы установлены для того, чтобы
погубить беззаконных и злых, чтобы сильный не
притеснял слабого. Это не были пустые слова, хотя
бы отчасти они соответствовали
действительности.

Вывод: одним из признаков перехода к
цивилизации является наличие законов.

IV. Рефлекствно-оценочный этап

Слайд: приведите в соответствие преступления с
наказаниями, согласно законам царя Хаммурапи.


Преступление Наказания
1. Если сын ударит своего отца… А). ..то должно выбить его глаз.
2. Если человек повредит глаз кого-либо из
людей…
Б) …то должно выбить его зуб.
3. Если человек выбьет зуб человека, равного
себе…
В) …то ему должно отрубить руку.
4. Если раб ударит по щеке кого-либо из людей… Г) …то должен починить за собственное серебро.
5. Если строитель построит дом и этот дом
разрушится, то…
Д) …то должно отрезать ему ухо.

Подведение итогов. Выставление оценок

Задание на дом: § 14, вопросы и задания к
параграфу




Следующий: