Урок истории по теме Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. 5-й класс


Цель: cоздать условия для формирования
представлений о законах царя Хаммурапи, первых
законах в истории Древнего мира.

Задачи.

Образовательные.

  1. Сформировать представление о законотворческой
    деятельности царя Хаммурапи, о роли законов в
    Вавилонском царстве.
  2. Показать особенности законов – их социальную
    направленность.
  3. На примере действия законов отработать понятия
    “государство”, “закон”.

Развивающие.



  1. Формировать способность выявлять причины и
    последствия создания свода законов в древнем
    государстве.
  2. Развивать умения применять знания в новой
    учебной ситуации.
  3. Отрабатывать навыки самостоятельной работы.
  4. Совершенствовать навыки исследовательской
    деятельности: анализ, синтез, сравнение,
    сопоставление и др.
  5. Развивать коммуникативные и творческие
    способности

Воспитательные.

  1. Формировать собственную позицию к историческим
    событиям и явлениям.
  2. Давать нравственную оценку принципов
    построения законов Хамураппи и отдельно взятых
    законов.
  3. Воспитывать чувство уважения к историческому
    прошлому древних цивилизаций.

Формы организации обучения:

  • фронтальные;
  • групповые;
  • лабораторная работа.
  • Оборудование.

  • Карточки-задания для индивидуальной проверки
    домашнего задания.
  • Свод законов для работы в группах.
  • Карточки для составления таблицы на доске.
  • Презентация к уроку ноутбук, проектор,
    проекторная доска.
  • Ход урока

    1 этап. Организационный.

    Учитель:

    Здравствуйте ребята.

    Итак друзья, внимания,
    Ведь прозвенел звонок.
    Садитесь поудобнее,
    Начнём скорей урок.

    А начнём мы с вами урок с отчёта дежурных.(Отчёт
    дежурных)

    Учитель:

    Ребята, для того, чтобы мы с вами были
    готовы изучить новую тему, нам нужно повторить о
    чём говорили с вами на прошлом уроке. У меня такой
    вопрос:

    - Где расположено Двуречье и почему она так
    называется? Покажите на карте и опишите это место
    словами.

    - Чем занимались люди в Двуречье, какое было у
    них основное занятие

    - Кто знает как называется особый вид письма в
    Двуречье?

    - А кто мне скажет, были ли в этой стране
    государства? Если были, когда они возникли?

    - Почему вы говорите, что они являются
    государством, а не городом или страной.
    (Государства имеют свои признаки)

    - А какие это признаки? (Государство имеет свое
    название, свою территорию, своего правителя, свое
    войско)

    Учитель:

    И вот сегодня мы с вами познакомимся
    ещё с одним важным признаком государства -
    законом, и тем государством, который впервые дал
    нам свод записанных законов. Итак, ребята, тема
    нашего урока “Вавилонский царь Хаммурапи и его
    законы”. (Запись в тетрадях)

    Учитель:

    Ребята, мы с вами сегодня на уроке
    познакомимся с древним Вавилоном, как первым
    государством, в котором действовал закон.
    Познакомимся с понятием закон и с древнейшим
    сводом законов царя Хаммурапи. Работать мы с вами
    будем по такому плану. (Слайд)

    1. Образование Вавилонского царства.
    2. Личность в истории-Хаммурапи.
    3. Законы царя Хаммурапи.

    А вот и задание на урок: Справедливы ли законы
    царя Хаммурапи? Свой ответ обоснуйте.



    Учитель:

    Ребята, давайте сядем поудобнее,
    сосредоточимся и продолжаем наш урок. Итак, мы
    уже знаем о том, что в Междуречье было много
    городов. Города Двуречья долго воевали между
    собой за право быть главным. И победил в этой
    борьбе Вавилон, под властью которого
    объединилось почти все Двуречье. Располагался
    Вавилон в очень удобном месте — в самом центре
    Двуречья, там, где близко сходились Тигр и Евфрат.
    По рекам купцы доставляли товары. По степям,
    горным тропам и пустыням издалека в Вавилон шли
    торговые караваны. Сюда привозили строительный
    лес и металлы, а вывозили зерно и шерсть. Самым
    могущественным и знаменитым царем Вавилона был
    Хаммурапи.
    Он правил с 1792 по 1750 год до
    н.э.(запись в тетрадях).

    Около 1750 года до н.э. царь Вавилона Хаммурапи по
    очереди покорил соседних правителей и создал
    Вавилонское царство, охватившее почти всё
    Двуречье-от Персидского залива до Ассирии (показ
    на карте).Ребята для того чтобы вы смогли каждый
    перед собой увидеть место расположение
    Вавилонского царства, откройте пожалуйста в
    атласах страницу 8 и найдите царство. Назовите
    самые крупные города Вавилонии.



    Учитель:

    Вот мы с вами говорили о Вавилонском
    царстве. Узнали, что им правил Хаммурапи с 1792 по
    1750 г. до н. э. А каким он был правителем? Об этом мы
    узнаем из сообщения которую приготовила Адиля.
    (Сообщение)

    Учитель:

    Ребята, каким предстал перед вами
    царь Хаммурапи из рассказа Адели? (Ответы детей)

    -

    Правильно, он был могущественным … И самым
    важным его качеством является его мудрость. Он
    был мудрым законодателем. А как вы понимаете
    слово законодатель? (Ответы детей)

    -

    Как вы понимаете слово закон? (Ответы детей)

    -

    Действительно, закон – это правило,
    обязательное к исполнению всеми гражданами
    данного государства.
    По правилам живёт любая
    страна мира. Все люди должны выполнять эти
    правила. Государство принуждает человека
    выполнять эти правила. Давайте мы с вами напишем
    это определение в словарях. (Словарная работа)

    - Ребята, а как же спустя много лет учёные смогли
    узнать о законах Хаммурапи? (Ответы детей)

    - Примерно сто лет назад французские археологи
    при раскопках в Вавилоне нашли большой столб из
    твердого черного камня. Со всех сторон он был
    покрыт ровными рядами клинописи. В верхней части
    камня находилось такое изображение: на троне
    восседает бородатый бог Солнца — Шамаш. А кто
    помнит, как называли бога Солнца в Египте?
    (Амон-Ра) Перед Шамашем стоит царь Хаммурапи. Бог
    Солнца Шамаш вручает Хаммурапи жезл — знак
    власти над людьми. Шамаш — небесный судья, он
    вершит суд в небесах, а Хаммурапи — земной бог, он
    вершит суд на земле.Вся остальная поверхность
    столба с двух сторон был покрыт клинописным
    текстом. И когда учёные расшифровали его, они
    увидели свод законов царя Хаммурапи.

    Учитель:

    Ребята, у Хаммурапи свой закон, а у
    нас свой закон-это быть здоровым и не болеть,
    поэтому давайте мы с вами остановимся на
    физминутку.

    Учитель:

    Отдохнули, успокоились и опять
    возвращаемся к законам Хаммурапи. А какими были
    эти законы? Суровыми или мягкими? Справедливыми
    или несправедливыми? Для ответа на этот вопрос
    вам предстоит поработать в группах Представьте
    себя юристами. I – группа юристов будет изучать
    свод законов по теме: “Трудовое население страны
    и законы”, II – группа юристов будет изучать свод
    законов по теме: “Преступление и наказание по
    законам Хаммурапи”, III – группа юристов будет
    изучать свод законов по теме: “Как законы
    Хаммурапи регулируют отношения между людьми”.

    Каждая группа, изучив эти законы, должна будет
    ответить на ряд вопросов, которые записаны ваших
    карточках. (Работа в группах)

    Учитель:

    Итак вопрос первой группе юристов:

    а) Что составляло основу хозяйства Вавилонии,
    судя по этим законам и почему вы пришли к такому
    выводу? (Ответы детей)

    б) Чьи интересы защищали законы? (Ртветы детей)

    в) Почему царь был заинтересован в благополучии
    населения страны. (Ответы детей)

    Учитель:

    А сейчас вопрос второй группе
    юристов:

    а) За какие преступления наказывали в
    Вавилонии? (Ответы детей)

    б) Как обычно наказывали людей, совершивших
    преступления? (Ответы детей)

    в) Как вы думаете, помогают ли столь суровые
    законы в борьбе с преступностью? Почему?

    Учитель:

    А сейчас вопрос третьей группе
    юристов:

    а) Как относились в Вавилонии к рабам.

    б) Можете доказать, что законы Хаммурапи
    защищали права детей.

    Учитель:

    А сейчас вопрос всему классу:

    а) Какое значение имели эти законы для жителей
    Вавилона?

    б) Какие из этих законов мы можем считать
    справедливыми и могли бы использовать в наши дни,
    а какие несправедливыми? Для того чтобы ответить
    на этот вопрос, я предлагаю вам заполнить колонки
    таблицы, которую вы видите на доске. У меня на
    столе карточки с выдержками, и вам я предлагаю
    прикрепить эти выдержки в одной из колонок.

    Законы Хаммурапи


    Справедливые Несправедливые
    1. 1.
    2. 2.

    Учитель:

    Ребята, а сейчас, исходя из нашей
    таблицы, мы с вами сможем дать ответ на задание
    нашего урока. Справедливы ли законы Хаммурапи?
    (Ответы детей)

    Учитель:

    Да, ребята, вижу что теорию вы
    усвоили прочно,

    - Значит, вас на практике проверить можно?

    Учитель:

    Ребята, Незнайка так же как и вы в
    своей школе изучил эту тему. Ему дали задание
    правильно соотнести понятия с определениями. Вот
    что у него получилось. Прав ли он? В чём его
    ошибка? (Слайд)

    Учитель:

    Молодцы ребята! Мы и с этим заданием
    справились. Итак ребята, что мы с вами узнали
    сегодня нового на уроке. (Вывод)

    Домашнее задание

    : Параграф 15.

    Творческое задание:

    Письмо рабовладельцу XXI
    века. (В современном мире стали появляться новые
    рабовладельцы, которые по разным причинам
    превращают людей в рабов, напишите письмо
    рабовладельцу, как вы к нему относитесь)




    Следующий: