Урок истории по теме Начало возвышения русских земель. Куликовская битва

Цели:

Обучающая: по окончании урока обучающиеся
смогут:

  • характеризовать политику русских княжеств;
  • выделять причины, ход и последствия Куликовской
    битвы;
  • выявлять итоги и значение победы в Куликовской
    битве.

Развивающая

: способствовать развитию:

  • интереса к учению через использование ТСО и
    групповых форм работы.
  • рационального и критического мышления через
    работу с текстом учебника.

Воспитывающая:

создать условия для
воспитания:

  • сознательного отношения к труду;
  • толерантности и уважения к другим людям
    посредствам групповой работы.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы: словесный, наглядный,
частично-поисковый, проблемный.

Форма работы: фронтальная, групповая.

Оснащение урока:

  • мультимедийное оборудование,
  • мультимедийная презентация к уроку по теме
    “Куликовская битва” (Приложение 3),
  • учебник В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков “История
    Отечества”,
  • листы формата А3,
  • цветные маркеры,
  • магниты,
  • листы самооценки для групп,
  • групповые карточки-задания по теме:
    “Начало возрождения русских земель. Куликовская
    битва”

Межпредметная связь: русский язык,
культура речи, география

Уровень усвоения: 2

Ход урока


Этапы урока Деятельность
преподавателя
Деятельность обучающихся Примечание
1 Организационный 1. Приветствует обучающихся на уроке.

2.
Отмечает присутствующих на уроке.

3. Объявляет тему урока, знакомит с целями урока.
Предлагает записать тему урока в рабочих
тетрадях.

1. Приветствуют преподавателя.

2. Лидер
группы отчитывается по посещаемости.

3. Слушают, записывают тему урока в рабочих
тетрадях.

Cлайд 1, 2, 3

(Приложение 3)

2 Мотивационный 1. Мотивирует обучающихся на изучение
материала урока, озвучивая слова Дмитрия
Донского:

“Честная смерть лучше позорной жизни!

Лучше бы вовсе не идти на брань, чем,
пришедши сюда и ничего не сделавши,
назад возвращаться”.
(Дм. Донской. “Куликовская битва”)

2. Предлагает ответить на вопрос: Как вы
понимаете эти слова?

1. Слушают. Высказываются.

2.
Предполагаемые ответы:

Русь подверглась вражеским нападениям, и
только героизм ее защитников, позволил
государству сохранить свои границы, культуру,
народ.

Стремление победить монголо-татар и
освободиться от ига Золотой Орды – созданы
храбростью, любовью к своей Родине, к своему
народу.

Слайд 4

(Приложение 3)

3 Актуализация знаний 1. Предлагает обучающимся прослушать
вехи правления московских князей Ивана Калиты и
Дмитрия Донского.

2. Предоставляет слово
обучающимся.

1. Слушают.

Выступления обучающихся с
биографиями Ивана Калиты, Дмитрия Донского.

Слайд 5, 6

(Приложение 3)

4 Изучение нового материала 1. Вступительное слово преподавателя.

2.
Озвучивает проблемный вопрос.

Проблемный вопрос:

“Московское государство родилось на Куликовом
поле?”

3. Озвучивает основные вопросы темы.

Основные вопросы:

  • Причины Куликовской битвы.
  • Ход Куликовской битвы.
  • Итоги и значение Куликовской битвы.

4. Организует три рабочих группы.

5. Предлагает группам задание (Приложение 1)

6. Инструктирует выполнение заданий в группах.
Время на выполнение работы –10 минут. Время на
защиту работ — 10 минут..

7. Консультирует группы.

8. Предлагает группам защитить выполненные
работы у доски.

9. Обобщает ответы обучающихся.

1. Слушают.

2. Слушают.

3. Слушают.

4. Объединяются в рабочие группы.

5. Слушают.

6. Смотрят задание, задают вопросы.

7. Выполняют задание, задают вопросы.

8. Защищают работы (1 обучающийся от группы)

9. Слушают.

Слайд 7

((Приложение 3)

Слайд 8

(Приложение 3)

Слайд 9

(Приложение 3)

Слайд 10

(Приложение 3)

Слайд

11-15

(Приложение 3)

5 Закрепление 1. Предлагает ответить на вопросы
кроссворда (фронтально).

2. Озвучивает вопросы
кроссворда (фронтально).

Вопросы:

  1. Какое событие состоялось 8 сентября 1380 года?
  2. Назовите имя хана сменившего хана Мамая в
    Золотой Орде?
  3. Какое государство было образовано в ходе
    Куликовской битвы?
  4. Назовите имя московского князя участвовавшего
    в Куликовской битве?
  5. Назовите название реки в устье которой
    произошло сражение?
  6. Назовите основного соперника Дмитрия Донского
    в Куликовской битве?
  7. В устье какой реки был организован Засадный
    полк Дмитрия Донского?
  8. Назовите город – соперник Москвы в деле
    объединения русских земель?

3. Предлагает вернуться к проблемному вопросу и
озвучивает его.

1. Слушают.

2. Отвечают на вопросы
кроссворда (фронтально)

Предполагаемые ответы:

1. Куликовская битва

2. Тохтамыш

3. Московское

4. Дмитрий

5. Дон

6. Мамай

7. Непрядва

8. Тверь

3. Высказывают мнения. Отвечают.

Слайд 16

(Приложение 3)

Слайд 17

(Приложение 3)

6 Поведение итогов урока 1. Подводит итоги урока, комментирует
результат выполнения работы групп.

2.Предлагает
обучающимся оценить свою деятельность в листах
самооценки (Приложение 2)

3. Предлагает озвучить оценки.

1. Слушают.

2. Оценивают свою
деятельность.

3. Озвучивают оценки.

7 Рефлексия 1. Предлагает обучающимся дать оценку
уроку при помощи бумажных кругов разных цветов.

Круги:

- желтый – на уроке было интересно, узнал много
нового.

- зеленый – удовлетворен уроком, не все понятно.

- красный – материал не ясен, есть вопросы,
необходима консультация преподавателя.

1. Слушают. Выбирают цвета. Озвучивают
свой выбор.
Слайд 18

(Приложение 3)

8 Домашнее задание 1. Предлагает записать домашнее задание
в рабочих тетрадях.

Поразмышлять и устно
ответить на вопрос: Почему объединение русских
земель привело к разрушению традиций
самоуправления?

2. Комментирует задание.

3. Благодарит за урок.

1. Слушают. Записывают в рабочих
тетрадях.

2. Слушают. Задают вопросы.

3. Благодарят за урок.

Слайд 19

Слайд 20

Следующий: