Урок истории по теме Начало промышленного переворота в России в первой половине XIX века

Актуальность темы:

На социальный опыт учащихся накладывается содержание учебного предмета, которое формируется на уровне сочетания принципов наглядности и доступности. Одним из способов активизации познавательной деятельности является использование межпредметных связей (история и обществознание) и внутрипредметных связей (история России и Всемирная история).
Осмысление учебного материала с помощью социального опыта ребят позволяет им не бояться узнать больше, т.е. формируется мотивация к учению и необходимый уровень познавательных потребностей.

Значение технологии проблемного обучения:

Проблемное обучение – такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей.

Структура технологии проблемного обучения:

Технология проблемного обучения имеет определенную структуру: первый этап заключается в постановке педагогической проблемной ситуации, на втором этапе происходит осознание сущности противоречия, формулировка неизвестного. На третьем этапе происходит поиск решения проблемы, учитель оказывает необходимую помощь учащимся. На последующих этапах происходит образование новых ЗУН у учащихся, реализация найденного решения и отслеживание отдельных результатов обучения.

Роль учителя в контексте технологии проблемного обучения:

Сформулировать проблемную ситуацию, найти способ ее разрешения будет результативнее, если учитель будет опираться на социальный опыт учащихся. Роль учителя в данном случае можно сравнить с ролью проводника, который использует методические приемы создания проблемных ситуаций: учитель подводит учащихся к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения; излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос; побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, вводы из ситуации; определяет проблемные и практические задания.
Необходимо серьезно продумывать задания для учащихся, которые позволят достичь нужной результативности, проявляемой в разрешении намеченной проблемы.

Тип урока: изучение новых знаний.

Цели урока:

  • Рассмотрение особенностей процесса
    промышленного переворота в России;
  • Развитие умений обучающихся сравнивать
    исторические явления, выявлять конкретные черты
    явления на основе исторических источников;
  • Формирование позитивного отношения к процессу
    модернизации.

Учебная задача:

  • Доказать, что в дореформенной России начался
    промышленный переворот;
  • Объяснить, почему реакция российского общества
    на начавшийся промышленный переворот была
    неоднозначной.

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя.

Поступательное развитие общества
осуществляется путем эволюции и революции.
Современное общество – это результат
прохождения обществом ряда ступеней, которые при
внешних различиях имеют общую черту: изменения
происходят во всех сферах общественной жизни.

Вопрос: Приведите примеры изменений в
экономической, политической, социальной и
духовной сферах общества, которые принесла
модернизация.

Для России одним из этапов модернизации явился
промышленный переворот, начавшийся в первой
половине XIX в.

Формулирование учебной задачи.

  • Докажите, что в дореформенной России начался
    промышленный переворот;
  • Объясните, почему реакция российского общества
    на начавшийся промышленный переворот была
    неоднозначной.

Задание 1.

Заполните пропуски в тексте.

Социально-экономическое развитие
России в начале XIX в.

Российская империя была (1) страной, так как
большую часть населения составляли (2). В стране
существовала сложившаяся ранее
феодально-крепостническая система
землевладения. При которой собственниками земли
являлись (3), а работали (4) крестьяне, находившиеся
в полной собственности (5). За пользование землей
крестьяне несли повинности: платили (6) и
отрабатывали (7).
В это время происходит районная специализация
сельского хозяйства. Появляются крестьяне – (8),
временно уходившие на заработки в город или на
сельскохозяйственные работы. Отходничество было
более развито в (9) губерниях. Главной повинностью
крепостных крестьян, уходивших на заработки, был
(10).
В это время происходит также расслоение
крестьянства. Из крестьянской среды выделяются
так называемые (11) крестьяне, которые занимались
предпринимательством.
В первой половине XIX в. феодально-крепостническая
система вступает в стадию разложения, и
появляются элементы капиталистической системы.
(12), (13) крестьянства свидетельствуют о разложении
феодализма.

(Сельскохозяйственной, крестьяне, помещики,
крепостные, оброк, барщина, отходники,
нечерноземных, оброк, капиталистые,
отходничество, расслоение)

Вопрос: Что такое промышленный переворот?
Когда и где он впервые осуществился?

Задание 2 (побуждение обучающихся
делать сравнения)

На основании текса учебника выявите общие
черты и элементы различия промышленного
переворота в Англии и России.

На рубеже 30-40-х г.г. в России происходит
промышленный переворот. Раньше всего он начался
в текстильной промышленности, позже – в
горнодобывающей. В первой половине XIX в. в
промышленности России растет, хотя и медленно,
применение паровых машин, распространяется
наемный труд. Механизация производства
предъявила спрос на машинное оборудование, но
его в России еще не производили, и большинство
необходимых русским фабрикам и заводам
двигателей и механизмов поступало из-за границы.
Все больше появляется фабрик, вытесняющих
прежние мануфактуры. Приток рабочей силы на
мануфактуры и фабрики привел к росту
предприятий: в 1830 г. в России было 1200 предприятий,
а в 1850 г. – 2800. Но в роли наемных рабочих в
основном выступали государственные или
помещичьи крестьяне, ушедшие на оброк. Такого
крестьянина помещик в любой момент мог вернуть в
поместье, отправить на барщину, перевести в
дворовые. С переходом к машинной технике
производительность труда к середине 1850-х г.г.
выросла по сравнению с началом века в два раза.

Слова учителя. Важнейшим компонентом
промышленного переворота является появление
фабричного производства и машинной техники.
Самый высокий процент применения наемного труда
и машинной техники наблюдался в текстильной
промышленности, где производство не требовало
относительно больших затрат.



Задание 3. Выполните анализ
документа личностного характера: Современник о
ткацкой фабрике.

Фабрика наша большая, прядильная и ткацкая
вместе. Идет наша фабрика днем и ночью;
работающих в ней, считая тут и женщин и детей,
около 800 человек, которые разделяются на четыре
смены: две дневных и две ночных, причем каждому
рабочему приходится работать 12 часов. Машины у
нас все новенькие, начиная с неуклюжей
трепальной машины до живчика-станка, – все
только что выписано из-за границы; что же
касается до управления фабрикой, помещения
рабочих, заработной платы и других порядков, то
все это у нас самое старое,
патриархальное…Хозяин у нас купец чистейшей
московской крови, и притом еще старовер, хотя и
носит немецкое платье; он, понятно, заботится
только о том, чтобы потуже набить карман свой, и
поэтому всякую прижимку и всякий штраф на
рабочих считает самым полезным делом. Ближайший
от нас уездный город Б. Мало чем отличается от
соседних деревень и тоже тяготеет больше к
старой патриархальности, чем к новым порядкам.
Наконец не очень далеко от нас – сама матушка
Москва, откуда, Как известно, прогресс тоже не
слишком-то распространяется. А кругом фабрики
такая голь-нужда неисходная, что каждый мужик за
несколько рублей всего себя готов запродать,
лишь бы прикупить «хлебушка» да внести вовремя
подать и налоги, а там делай с ним, что хочешь, –
терпенья хватит. Ну, и делает хозяин, что хочет, и
смело предписывает свои условия в полной
уверенности, что отказу не будет, – и не бывает.

А) Кто автор документа? Каково его социальное
положение? Причастность к событиям?
Б) Что увидел автор? Как он относится к событиям?
В) Доверяете ли вы свидетельствам автора?
Г) разделяете ли вы суждения, оценки, выводы
автора документа?

Слова учителя. Любое новое явление
неоднозначно оценивается обществом. На имя
Николая I были поданы две записки о росте
количества фабрик в городах России.

Задание 4. Две записки на имя
императора Николая I о росте количества фабрик в
городах России


Министр финансов Е.Ф.Канкрин.

Московский губернатор граф А.
А. Закревский.

В Западной Европе в рабочих вкоренился
и усиливается дух неудовольствия…Так, мы видим,
что Лион в последнее время совсем переменился и
сделался городом совсем беспокойным…У нас,
однако, положение дела в сем отношении совсем
другое, ибо работники на городских фабриках
почти исключительно состоят из приходящих
крестьян или имеют у себя дома хлебопашество…и
при остановке работ возвращаются
домой…Обстоятельство сие доказывает, что
умножение у нас фабрик гораздо выгоднее и
безопаснее, нежели в других государствах, что
хозяева фабрики, с одной стороны, не могут иметь
столько влияния на рабочих, а с другой стороны,
сии последние не составляют опасного целого;
первые же по собственному интересу привязаны
везде к существующему порядку…Посему нет
причины противодействовать у нас сосредоточию
фабрик.
Большая часть московских фабрик
устроена самовольно, без надлежащего дозволения
со стороны начальства…Кроме 36 тысяч фабричных в
Москве считается временных цеховых 37 тысяч
человек. Все эти люди состоят в знакомстве,
приязни и даже родстве с фабричными людьми. Для
охранения тишины и благоденствия, коими в
настоящее время наслаждается одна Россия,
правительство не должно допускать скопления
бездомных и безнравственных людей, которые легко
пристают к каждому движению, нарушающему
общественное спокойствие.( Ввиду этого
Закревский, ссылаясь на одну старинную статью
закона, полагал нужным совершенно запретить
устройство в Москве новых фабрик и заводов, а уже
существующим заведениям не дозволялось
расширение производства – увеличение числа
станов, печей и рабочих).

  • Определите по предложенным документам, автор
    какой записки разделял эту точку зрения, кто
    являлся ее противником.
  • Какие аргументы они выдвигали в защиту своих
    взглядов?

Слова учителя. С большим трудом
строились в России строились железные дороги –
еще один важнейший элемент модернизации. Этот
вопрос горячо обсуждался в печати и
правительственных кругах. Как и в вопросе с
фабриками, у железных дорог обнаружились как
сторонники, так и противники. Сторонники
доказывали коммерческую выгоду нового вида
транспорта, противники же убеждали, что железные
дороги – прямой путь к революции.

Вопрос: Почему вопрос о строительстве
железных дорог стал дискуссионным?
Однако в первой половине XIX в. были построены: в 1837
г. железная дорога Петербург – Царское Село; в 1851
г. – Петербург – Москва; в 1859 г. Петербург –
Варшава.

Задание 5.

Выявите, какие явления экономической жизни
России первой половины XIX в. способствовали, а
какие – препятствовали модернизации.

  1. Систематическое применение
    сельскохозяйственных машин;
  2. Использование удобрения;
  3. Натуральный характер крестьянских хозяйств;
  4. Социальное расслоение крестьян;
  5. Барщина;
  6. Месячина;
  7. Оброк;
  8. Мелкая крестьянская промышленность;
  9. Усиление связи крестьянских хозяйств с рынком;
  10. Наемные работники в деревне;
  11. Крайне примитивная сельскохозяйственная
    техника;
  12. Промышленность, основанная на крепостном труде;
  13. Низкая урожайность в крестьянских и помещичьих
    хозяйствах;
  14. Фабричное производство;
  15. Появление российского пролетариата.

Подведение итогов урока.

Ответьте на вопросы, сформулированные в
учебной задаче.

Использованная литература:

  1. Данилов А.А. Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь к
    учебнику «История России» 8 класс. М.,
    Просвещение, 2003.
  2. Захарова Е.Н. История России XIX – начало ХХ
    века. Мнемозина, М., 2001.
  3. Колганова Е.В. Сумакова Н.В. Поурочные
    разработки по истории России XIX в. М., 2005.
  4. Майков А.Н. История России XIX в.
    Методические рекомендации. М., Русское слово, 2003.
  5. Сборник материалов по компетентстному подходу
    в образовании. Череповец, 2008.



Следующий: