Урок истории по теме Культура Древней Руси


Цель урока: формирование яркого
представления о культуре древней Руси.

Продолжение работы над основными понятиями
темы (язык древнерусской народности, его место
среди других славянских языков, возникновение
славянской письменности и ее появление на Руси.
Первые памятники книжности. Первые литературные
и публицистические произведения. Первые жития.
Начало русского летописания. Устное народное
творчество. Былины. Письменная культура. Первые
берестяные грамоты, развитие русской иконописи,
фрески, мозаика, декоративно-прикладное
искусство),
Воздействуя на чувственно-эмоциональную сфера
учащихся, способствовать воспитанию
эстетических и культурных ценностей гуманизма.

Задачи:

  • Способствовать более глубокому изучению
    вопросов культуры древней Руси, развивать
    литературные и художественно-эстетические
    склонности учащихся, стремление к творческому
    самовыражению личности, воспитывать уважение к
    истории прошлого нашей страны, развивать умения
    активной поисково-исследовательской
    деятельности.
  • Способствовать развитию интереса, творческих
    способностей, развитию умения защищать свою
    точку зрения, развитию речевой культуре,
    уважительно относится к мнению других.

Во всех курсах истории есть темы,
посвященные вопросам культуры. Но надо
признать, что время, отведенное на их изучение
недостаточно. Основной своей задачей считаю
формирование у школьников навыков творческого и
логического мышления, активной самостоятельной
познавательной деятельности. Для реализации
этой цели и был проведен данный урок. Класс был
разбит на группы по уровню обученности. В группах
сразу создалась атмосфера поиска, в процессе
работы ребята чувствовали себя
первооткрывателями. Подготовленный материал
можно будет использовать на уроках
обществознания в 6 классе.

Исходя из характеристики класса и специфики
темы урока, была поставлена следующая триединая
цель урока:

Образовательная: на примере древней Руси
продолжить работу над понятиями «культура» (язык
древнерусской народности, его место среди других
славянских языков, возникновение славянской
письменности и ее появление на Руси. Первые
памятники книжности. Первые литературные и
публицистические произведения. Первые жития.
Начало русского летописания. Устное народное
творчество. Былины. Письменная культура. Первые
берестяные грамоты, развитие русской иконописи,
фрески, мозаика, декоративно-прикладное
искусство) и ее направлениях, сформировать
яркий образ древней Руси.

Воспитательная: воспитание чувства любви
и гордости к культуре русского народа,
способствовать развитию общечеловеческих
ценностей, пробудить понимание красоты
произведений к искусству древней Рус, чувство
уважения к их творцам.

Развивающая: развивать навыки отбора
материала, работы с разными историческими
источниками, перевода информации из одной
системы знаний в другую, развивать логическое
мышление, поддерживать творческие
способности обучающихся.

Рекомендации к уроку:

  • Использовать на уроках истории по теме
    «Культура» материалы мультимедийных средств
    обучения как источник учебной информации,
    наглядное пособие, тренажер, средство
    диагностики и контроля.
  • Не стремиться переложить на мультимедийные
    средства обучения многогранный творческий труд
    учителя, а быть уверенным, что использование ИТК
    в 6 классе одно из средств решения проблемы.
  • Использование ИКТ проводить с учетом психолого
    – педагогических, возрастных особенностей
    школьников.

Тема урока

«Семь чудес древней Руси» (урок по истории
культуры Древней Руси с использованием ИКТ). 6
класс.
Программа Е.В. Пчелов «История России с
древнейших времен до конца XVI века»,
Москва, Русское слово, 2002 год.
Учебник Е.В.Пчелов «История России с древнейших
времен до конца XVI века», Москва, Русское
слово, 2002 год.

Технологическая карта урока «Семь чудес
древней Руси»



1. Тема урока: «Семь чудес древней Руси»
2. Подготовка к уроку.

Этапы проектно-исследовательской
деятельности:

  • Информационный. Установочная консультация с
    учащимися, на которой сообщается о целях и
    задачах данного проекта, формируется мотивация к
    выполнению проекта, определяется общее
    направление работы.
  • Поисковый. Определяется комплекс необходимых
    данных. Выбираются способы сбора информации.
    Начинается отбор информации.
  • Обобщающий. Производится обработка
    полученных данных. Уточняется и
    корректируется структура исследования.
    Представление материалов для создания
    видеоклипа.
  • Заключительный. Работа над созданием видео
    клипа.

3. Ожидаемые результаты.
Более глубокие знания о развитии культуры
Киевской Руси. Умение анализировать,
систематизировать и представлять результат
своей работы.
4. Методы и формы организации учебной
деятельности. Представление проекта.
5. Развитие умений и навыков.
Исследовательские, поисковые, аналитические,
поиск аргументов для защиты проекта.
6. Основные понятия и термины.

Язык древнерусской народности, его место среди
других славянских языков, возникновение
славянской письменности и ее появление на Руси.
Первые памятники книжности. Первые литературные
и публицистические произведения. Первые жития.
Начало русского летописания. Устное народное
творчество. Былины. Письменная культура. Первые
берестяные грамоты, развитие русской иконописи,
фрески, мозаика, декоративно-прикладное
искусство).
*опора на ранее изученный материал (изучение
вопросов культуры в курсе истории древнего мира
и средних веков.)
7. Источники информации.

Материалы учебника «История России с
древнейших времен до XVI века», Е.В.Пчелов,
Москва, «Русское слово», 2002 год, материалы
Интернет, электронные носители информации
лазерные диски (CD-ROM) «Энциклопедия Кирилла и
Мефодия», «История России с 862 года по 1917 год»,
помогающие обеспечивать интерактивность
взаимодействия учащегося с учебным материалом.

КОНСПЕКТ УРОКА

1. Организационный этап

Учитель приветствует ребят и сообщает тему
урока.
Учащиеся рассаживаются по группам, записывают
тему урока в тетрадь.

2. Постановка цели

Учитель обращается к учащимся с просьбой
определить цели урока, исходя из темы урока.
Обучающиеся внимательно читают тему урока и
выдвигают варианты целей и задач на уроке.

Учитель подводит итог предположений
обучающихся и проговаривает цель и задачи урока
(озвучивает их).
Сегодня на уроке мы совершим виртуальную
экскурсию в нами созданный музей «Семь чудес
древней Руси». В этом музее на Интернет сайте
размещены памятники культуры древней Руси,
которые выбраны в результате работы групп:
историков, архитекторов, живописцев,
литераторов, фольклористов.
На партах у вас лежат оценочные листы, в которые
должны быть внесены ваши результаты голосования.
По окончании урока мы подведем итог и узнаем семь
чудес древней Руси. Порядок работы следующий:
каждая группа в результате работы дома отобрала
несколько памятников культуры, которые
представлены в клипе. О них будет идти речь. После
презентации группы можно задать вопросы,
уточнить, конкретизировать материал.
Обучающие слушают инструкцию учителя,
знакомятся с оценочными листами, подписывают их.

3. Работа с новым материалом

Учитель предоставляет слово группе историков.
Группа представляет клип мини-проект, в котором
рассказывается о создании славянской азбуки,
роли Кирилла и Мефодия, создании школ, о
процессе обучения, о роли берестяных грамот в
жизни древней Руси.
Обучающиеся смотрят клип о развитии просвещения
на Руси, готовят вопросы, задают их группе.
Представители историков отвечают на вопросы.
Учитель просит проставить баллы за каждый
памятник культуры.
Обучающиеся проставляют балл в оценочный лист (Приложение 1).
Учитель предоставляет слово группе литераторов,
для защиты своего мини-проекта.
Группа литераторов представляет своей
мини-проект о первых письменных произведениях на
Руси («Остромирово евангелие», «Повесть
временных лет», «Поучение детям», «Русской
Правде »).
Учащиеся уточняют, задают вопросы о литературных
памятниках древней Руси.
Проставляют баллы в оценочные листы.
Учитель говорит о значении в жизни
древнерусского человека архитектурных
памятников, напоминает высказывание о том, что
архитектура это душа народа в камне. Далее,
учитель представляет слово группе архитекторов.
Ребята рассказывают о памятниках на Руси
(Софийский собор в Киеве, золотые воротах в Киеве,
храм Покрова-на-Нерли).
Обучающиеся смотрят клип, готовят и задают
вопросы, выставляют баллы.
Учитель проводит зарядку в форме игры «Верно –
неверно». Напоминает условия зарядки: если
высказывание считается правильным, то
обучающиеся приседают, положив руки на пояс, если
положение считается неверным, то нужно
поднять руки вверх и хлопнуть.

Учащиеся выполняют зарядку.
Учитель предлагает послушать группу,
занимающуюся изучением живописи.
Обучающиеся смотрят клип, оценивают памятники
живописи («Богоматерь Оранта», «Благовещение»),
вспоминают, что такое мозаика, фрески, смальта,
оценивают памятники живописи в оценочном листе.
Учитель говорит о развитии декоративного
искусства на Руси, предлагает познакомиться с
работой группы.
Зарядка для глаз. Ребята выполняют упражнения
для глаз.

4. Рефлексия

Учитель. Вы просмотрели клип о
развитии культуры древней Руси. Это была сложная
работа, теперь посмотрим, как вы справились с ней,
как сумели систематизировать материал, выделить
основные моменты. Я уверена, что вам это удалось.
На ваш выбор, как обычно, предлагаю написать
синквейн, нарисовать кластер.
Обучающиеся составляют синквейн, рисуют кластер.
Затем, озвучивают свои работы.

5. Закрепление

Результаты у вас превосходные! Проверим на деле
ваши знания.

Тур для любознательных:

  1. О ком идет речь? «Его отец был
    помощником военачальника Солуни, второго по
    величине города Византийской империи С детства
    отличался способностями, скромностью, терпением.
    Для продолжения образования приехал в Царьград,
    знал греческий, много времени проводил в
    библиотечной тиши. За свою ученость был прозван
    Философом По просьбе царя Михаила отправился в
    Моравию. Здесь он не только проповедовал, но и
    начал создавать буквы. Умер в Риме».



  2. О ком идет речь? «Он был старшим из
    братьев, сначала находился на военной службе,
    затем постригся в монахи, по просьбе брата поехал
    с ним в Моравию, переводил с греческого на
    славянский необходимые книги для
    богослужения, провел два с половиною года в
    тюрьме, пережил брата на 16 лет».

  3. Родился приблизительно в 1056–1057 году. В
    1073 году семнадцатилетним юношей пришел в
    Киево-Печерский монастырь, а в1091 году участвовал
    в отыскании мощей преподобного Феодосия
    Печерского. Автор настоящей исторической
    хроники. При работе над своим знаменитым
    трудом опирался на годовые записи, многие
    сведения получал от очевидцев событий. В
    работе упоминаются даты необыкновенных
    явлений, например, о появлении в 911 году кометы.
    Гневно осуждал междоусобицы, защищал права
    старшего в роде князя. Скончался примерно в 1114
    году»

  4. «Он читал книги. Это вошло у него в
    привычку. Он полюбил книжное чтение часто
    говорил своим сыновьям: «Книжные словеса суть
    реки, напояющие вселенную». В тихой княжеской
    ложнице, у одной из стен стоял раскрытый ларь,
    наполненный книгами в переплетах из кожи, из
    алого или синего, как васильки, сукна. Каждая
    такая книга представляла собой целое сокровище.
    Но люди брали ее не столько ради высокой цены
    жемчужин или серебра, которыми она была украшена,
    а сколько из-за уважения к труду переплетчика.
    Именно при нем была открыта библиотека при
    Софийском соборе в Киеве».



  5. «Внук Ярослава Мудрого прославился
    обширной начитанностью, выделялся своей
    величавой личностью. Тревожась об участи
    любимого государства и собственных детях, князь
    написал поучение. В нем он поведал, как следует
    жить христианину». Как называются кубики или
    пластинки из цветного непрозрачного стекла для
    мозаики? А) фрески, Б) смальта, В) мозаика.

  6. Как назывались разноцветные камешки,
    которые вдавливались в сырую штукатурку под
    различным углом друг к другу? А) фрески, Б)
    смальта, В) мозаика. Ответ В

  7. Как называлась роспись водяными
    красками по сырой штукатурке? А) фрески, Б)
    смальта, В) мозаика.

  8. Этот храм построен по инициативе
    Андрея Боголюбского. Он должен был стать
    памятником воинской победы. Храм стоит на
    пересечении водных магистралей и поэтому виден
    со всех сторон. Церковь небольшая, одноглавая.
    А) Софийский собор в Киеве, Б) Софийский собор в
    Новгороде, В) храм Покрова на Нерли.

  9. Храм заложен на месте разгрома
    русскими дружинами печенегов, Стены собора
    выложены из плиткообразного кирпича-плинфы, его
    ряды чередуются с толстыми слоями белой извести.
    Имеет тринадцать глав. А) Софийский собор в Киеве,
    Б) Софийский собор в Новгороде, В) храм Покрова на
    Нерли. Ответ А

  10. Возводился собор с 1045года по 1050 год,
    находится в центре детинца, завершается
    храм строгим пятиглавием, купола расположены
    в симметричном порядке. А) Софийский собор в
    Киеве, Б) Софийский собор в Новгороде, В) храм
    Покрова на Нерли

  11. Церковная живопись называется А)
    иконопись, Б) канон, В)миниатюра. Ответ А.

  12. Закомара, пилястра, апсида – это
    элементы А) древнерусской архитектуры, Б)
    элементы иконы, В) элементы литературного
    произведения.

Учащиеся выполняют компьютерный тест

6. Подведение итогов

Учитель. Вернемся к нашей
непосредственной задаче – определение семи
чудес древней Руси.

Обучающиеся анализируют оценочные листы и
составляют рейтинг чудес Руси. Результаты вводят
в компьютер.

1. Софийский собор в Киеве.
2. Храм Покрова на Нерли.
3. Поучение детям.
4. Берестяные грамоты.
5. Мозаика «Богоматерь Оранта».
6. Золотые ворота в Киеве.
7. Софийский собор в Новгороде.

Учитель подводит результат виртуальной
экскурсии.

Семь чудес древней Руси:

  • Софийский собор в Киеве.
  • Берестяные грамоты.
  • Храм Покрова на Нерли.
  • Поучение детям.
  • Софийский собор в Новгороде.
  • Мозаика Софийского собора в Киеве.
  • Золотые ворота в Киеве.

Благодарит за урок.

7. Домашнее задание

Вы – народ творческий, задание я предлагаю
следующее – создайте макет любого памятника
культуры. А на прощание, оставьте ваш отзыв об
уроке.
Я жду вас на следующем уроке.
Учащиеся приклеивают квадратики красного цвета,
если на уроке было интересно, желтого, если вам
было скучно.

Список литературы:

  1. Бахтина О.И. Информатизация гуманитарного
    образования. Педагогика,1990, №1.
  2. Данильчук Е.В. Информационные технологии в
    образовании, Волгоград, 2002.
  3. Педагогические технологии, под общей редакцией В.С.Кукушкина,
    М., 2004.
  4. Сафронова И.В., Лебедева И.Е. Информационные
    технологии в системе исторического образования.
    Методист, 2002, №5.




Следующий: