Урок истории по теме Коренной перелом в Великой Отечественной войне

Цели:

  • формирование знаний о военных действиях в
    1942-1943г.г.;
  • развитие мыслительной деятельности учащихся,
    работы с текстом;
  • развитие коммуникативных умений;
  • воспитание чувства гордости за народ,
    победивший фашизм.

Оборудование:

  • учебник: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина “История
    России”, 9 класс;
  • копии текста о Курской битве;
  • карта “Великая Отечественная война”;
  • карта “Курская битва”
  • медиапроектор;
  • презентация.

Технология: развитие критического
мышления через чтение и письмо.

Приемы: кластер, инсерт, синквейн,
древо предсказаний.

Ход урока

Вызов – осмысление – рефлексия.

1. Учитель формулирует цели урока.
Обращается к эпиграфу “Сам Сталинград стал
символом мужества, стойкости русского народа и
вместе с тем символом величайшего человеческого
страдания…” (У.Черчилль). (слайд 2, см. Приложение)

К 1942 г. фашисты захватили значительную часть
территории СССР ( идет работа с картой “Великая
Отечественная война”). Но в конце 1942 – начале
1943гг. произошли события, которые историки
называют коренным переломом.

Как вы думаете, почему? (работа с
термином “коренной перелом”: советские войска
перехватили инициативу, Красная Армия перешла от
обороны к контрнаступлению).(слайд 3)

2. Сейчас мы с вами познакомимся с ходом военных
действия под Сталинградом. Выступает ученик с
опережающим заданием. По ходу рассказа учащиеся
в тетради составляют хронологию событий,
выделяют героев Сталинградской битвы.
(слайд
4, 5)

Беседа с учащимися: – Какие этапы
Сталинградской битвы можно выделить?

  1. 17.07.1942 г. – 18.11.1942 г. – оборона Сталинграда
  2. 19.11.1942 г. – 03.02.1943 г. – контрнаступление (слайд 6)

Задание учащимся: составить кластер
“Значение Сталинградской битвы”.

Проверка задания. (слайд 7)

.

Работа по карте: показать пути отступления
немецких войск после Сталинградской битвы.

Почему Сталинградская битва положила
начало коренному перелому в
Великой
Отечественной войне?
(В ответах учащиеся
используют знание термина “коренной перелом”).

3. Учитель продолжает рассказ о событиях лета
1943г.Организована работа с картой “Курская
битва”. Операция “Цитадель”. (слайд 8, 9)

Работа с текстом

Приложение 1.
Отметить знаком:

+ – интересно
— – неважно, неинтересно
! – новое для меня.

Беседа с учащимися:

- Какие факты в тексте у вас вызвали интерес?
Почему?
- Что нового вы узнали?

Коллективная работа по составлению кластера
“Причины победы в Сталинградской и Курской
битве”. (можно пользоваться учебником с. 230).

При проверке ответы проецируются на экран
(слайд 10)

Какую роль в победе сыграл приказ 227 “Ни
шагу назад!”
Приложение 2

4. Рассказ учителя о развитии событий после
Сталинградской и Курской битв. (одновременно
составляется кластер).

Вывод делают учащиеся: в ходе летне-осенней
компании 1943г. был завершен коренной перелом в
войне против фашистской Германии.(слайд 11)

Задание: в форме синквейна выразить основную
тему урока.(слайд 12)

Выступления учащихся. (составлены примерные
синквейны)

Сталинград.
Несгибаемый, мощный.
Сражался, наступал, победил.
Вся страна помогала городу.
Коренной перелом.

Используется прием “древо предсказаний”: предположите,
как развивались бы события, если бы
контрнаступление у Сталинграда оказалось
неудачным? (гипотезы учащихся).

Домашнее задание

$ 34.Подготовить выступления о героях
Сталинградского и Курского сражений.


Следующий: