Урок истории по теме Как и почему возникли деньги в 3-м классе


Цели:

  • познакомить учащихся с историей появления денег;
  • развитие речи, познавательных способностей учащихся;
  • формирование интереса к прошлому нашей Родины.

Задачи:

  • развитие коммуникативных навыков учащихся;
  • обучение составлению связанного рассказа по схеме;
  • овладение учащимися исследовательскими приёмами.

План урока

1. Организационный момент.

Учитель: Мы начинаем изучение новой темы. Прочтите ее название в учебнике.

Дети: История в символах и знаках.

Учитель: Какое слово в названии показалось непонятным?

Дети: Символ.

Учитель: Обратимся к толковому словарю.

Дети находят значение слова в толковом словаре.

Учитель: А вот о каких знаках пойдет речь на уроке, узнаем, посмотрев инсценирование отрывка из книги Н.Носова «Незнайка на Луне».

2. Инсценирование отрывка учащимися (с. 67 учебника Саплина А.И, Саплиной Е.В.).

3. Обсуждение просмотренной инсценировки.



Учитель: Что показалось необычным в поведении Незнайки?

Дети: Он не знает, что такое деньги.

Учитель: В городе, где он живет, не используют деньги, понятие «деньги» вызывает у него удивление. Давайте вместе с ним разберемся, как и почему возникли деньги.

4. Работа над новым материалом.

Рассказ учителя с демонстрацией.

Учитель: Было время, когда люди совсем не знали денег. Жили они тогда племенами (большими группами во главе с вожаком), занимались охотой и собирательством, изготовлением простых орудий труда. Древний охотник не мог обойтись без копья, гарпуна. Хорошо, если он сам мог изготовить его. А если нет? Как ему быть?

Дети: обменять.

Учитель: Верно. Рыбу на гарпун, шкуру козла на копьё, оленя на пучок стрел у того человека, который умел их отлично изготавливать. Это был самый простой обмен, когда один товар меняли на другой. Постепенно одни люди приручили диких животных, и появилось скотоводство. Другие поняли, что растения можно выращивать, и занялись земледелием. Третьи стали заниматься ремеслом: изготавливали орудия труда, одежду. На смену простому обмену между ними пришёл обмен при помощи предмета-посредника. В разные времена роль такого посредника выполняли самые разные предметы, которые явились предшественниками современных денег: зерно, шкуры животных, камни, раковины (демонстрация рисунков).

Первые деньги совсем не похожи на те, к которым мы привыкли. Деньгами был скот, птичьи перья, табак. В Мексике расплачивались какао-бобами, с Сибири и Канаде «меховыми деньгами» (иллюстрация учебника с. 68). Использовали народы и ракушки морского моллюска-каури.

Со временем появились металлические деньги. Они не портились, не занимали много места, их можно было перенести, положив в мешочек, а при сделках такие деньги легко делились на части (иллюстрация учебника с. 69). А самое главное — ими можно было расплачиваться за любой товар. Какую форму имели первые металлические деньги?

Дети: неправильную. Они представляли собой брусья, полукольца.

Учитель: Как по-другому называются металлические деньги?



Дети: Монеты.

Учитель: Почему металлические деньги стали называть монетами, вы узнаете, прослушав сообщение. После этого вам необходимо будет ответить на вопросы.

Сообщение учащегося о происхождении монет.

Обсуждение сообщения.

Учитель: В честь какой римской богини металлические деньги назвали монетами?



Дети: Юноны Монеты.

Учитель: За что Юнону называют «предвозвестницей»?

Дети: за предупреждение о землетрясении.

Учитель: Да, слово «моnео» переводится как «предупреждаю».

Путь от натуральных денег к металлическим можно проследить и в истории Руси.

Самостоятельная работа с учебниками, листами заданий (Приложение № 1).

Прочитайте текст (1-4 абзац) на странице 69 учебника. Заполните таблицу.

Проверка самостоятельной работы. Рассказ ученика с заполнением схемы.

В Древней Руси в качестве денег использовались ногаты (лапки пушных зверей), куны (шкурки куницы), белки (шкурки белок). Самые первые металлические деньги «резаны». Я думаю, что они назывались так потому, что отрезались они от бруска металла.

Учитель: Какие же метал




Следующий: