Урок истории по теме Историческая метрология


План урока

  1. Метрологические сведения в исторических
    источниках и задачи их правильной идентификации.
  2. Русская метрология (меры длины, площади, меры
    сыпучих тел и жидкостей веса) в X – XX вв.

мера,
измерительный инструмент и от др. греч. – мысль, причина)
– наука об измерениях, методах и средствах
обеспечения их единства и способах достижения
требуемой точности. Предметом метрологии
является извлечение количественной информации о
свойствах объектов с заданной точностью и
достоверностью. Средством метрологии является
совокупность измерений и метрологических
стандартов, обеспечивающих требуемую точность.

– мера,
измерительный инструмент) – вспомогательная
историческая дисциплина, изучающая
употреблявшиеся в прошлом меры – длины, площади,
объёма, веса – в их историческом развитии. Часто
единицы измерения не образовывали метрической
системы, их относят к традиционным системам
измерения.

Историческая метрология изучает историю
генезиса и развития различных систем измерений,
названий отдельных мер, их количественных
соотношений, устанавливает их реальные величины,
то есть соответствия современным метрическим
системам. Метрология находится в тесной связи с
нумизматикой, так как у многих народов в прошлом
меры веса совпадали с денежными единицами и
имели одинаковое название.

Задача исторической метрологии – выяснение
соотношений между единицами и их выражение в
современных единицах, а также изучение
происхождения названий единиц. Историческая
метрология необходима при изучении истории
экономики и права, материальной культуры и
контактов между народами, т.к. развитие систем
единиц обусловлено ростом производительных сил
и сопутствует расширению международных связей.

В литературных произведениях, в устном
народном творчестве мы часто встречаем такие
выражения:

Слышно за версту.
Бешеной собаке семь вёрст не крюк.
Косая сажень в плечах.
Мерить всех на свой аршин.
От горшка два вершка.
Сто пудов.
Семь пядей во лбу.
Мал золотник, да до?рог.
Идти семимильными шагами.
Узнать, почём фунт лиха.
Ни пяди земли (не уступить).

Понять, что они означают, нам поможет
историческая метрология.

В старинных советах и рецептах часто
встречаются меры, сейчас основательно забытые.
Чтобы облегчить читателям пользование такими
материалами, приводим соотношение старых
русских и современных мер.

Квадратные меры

Десятина – 2400 кв. саженей – 1,092 га.
Десятина – прямоугольник в 80 саженей длиной и 30
саженей шириной.
Кв. сажень – 9 кв. аршин – 0,045 ар (соток).
Кв. аршин – 256 кв. вершков – 5055 кв. см.
Кв. фут – 144 кв. дюйма – 930 кв. см.

Меры веса

Кадь = 12(14) пудам;
Четверть = 2 осьминам = 3 пудам;
Пуд = 40 фунтам;
Фунт = 409 г
Бочка = 40 ведрам
Ведро = 10 (12) кружкам;
Кружка = 1 л;
Штоф = 2 бутылкам = 1,2 л
Бутылка = 0,6 л
Берковец – 10 пудов – 163,8 кг.
Пуд – 40 фунтов – 16,38 кг.
Фунт – 32 лота – 410 г.
Лот – 3 золотника-12,7.97 г.
Золотник – 96 долей – 4,266 г. Доля – 4,44 миллиграмма.
Унция – 8 драхм – 29,896 г.
Драхма- 3,737 г.

Меры вместимости для сыпучих тел

Четверть – 2 осьмины = 209,7 литра.
Осьмина – 4 четверика -104,9 л.
Четверик – 8 гарнцев – 26,21 л.
Четверик содержит 64 фунта (26,24 кг) чистой воды.
Гарнец – 30 частей – 3,277 л.

Меры объема для жидкостей.

Бочка = 40 ведер = 491,6 л.
Ведро = 16 бутылок = 8 штофов = 10 кружек = 4 четверти
=12,20 л. Ведро содержит 30 фунтов (12,3 кг) чистой воды.
Штоф = 1,536 л = 2 бутылки.
Полуштоф = бутылка
Чарка = 1/10 штофа
Полчарки =60 г.
Четверть = 3,07 л.
Кружка = 10 чарок = 1,229 л.
Бутылка = 3 стакана = 0,769 л.
Кварта = 1,14 л.
Шкалик = 2/3 штофа = 1,024 л.

< Рисунок1>

Линейные меры

Сажень – 3 аршина – 2,143 м – 7 футов – 213,4 см.
Аршин – 16 вершков -71,1 см.
Вершок – 1,75 дюйма – 4,445 см. два верхних сустава
пальца
Фут – 12 дюймов – 30,48 см.
Дюйм – 10 линий – 2,54 см. ширина большого пальца
Линия – 2,54 мм.
Локоть – расстояние от конца вытянутого
среднего пальца руки до локтя (от 38 до 46 см)
Пядь – между вытянутым большим и указательным
пальцем руки (от 19до 23 см), максимальное
расстояние от большого пальца до мизинца;
Малая пядь – 19 см
Большая пядь – между большим и мизинцем
Пядь с кувырком – к малой пяди еще 2-3 сустава
указательного пальца
Ладонь – ширина ладони со сведенными пальцами;
эта единица до сих пор применяется в Англии для
измерения высоты лошадей;

< Рисунок 2>

Закрепление. Назовите лишнее в ряду и кратко
объясните свой выбор


Аршин, пядь, берковец, вершок

Ответ: берковец – мера веса, а не мера
длины;

ЗАДАНИЕ 1.

Прочитайте фрагменты из произведений
А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова, из былины “Алеша
Попович и Тугарин”. Найдите упоминания единиц
измерения. Каковы эти единицы? Можете ли вы их
показать при помощи рук?

1. Царь Салтан, с женой простяся,
На добра коня садяся,
Ей наказывал себя
Поберечь, его любя.
Между тем как он далеко
Бьется долго и жестоко
Наступает срок родин
Сына Бог им дал в аршин
(А.С.Пушкин)

2. Вижу один островок небольшой-
Зайцы на нем собралися гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину.
(Н.А.Некрасов)



3. – Гой вы еси, удалы добры молодцы!
Видел я Тугарина Змеевича,
В вышину ли он, Тугарин, трех сажень,
Промежду глаз калена стрела.
Конь под ним как лютый зверь.
(“Алеша Попович и Тугарин”)

Решите еще несколько задач.

4. … В то же время поставил Васька
Чан среди двора,
Наливал чан полон зелена вина,
Опущал он чару в полтора ведра.
(“Василий Буслаев и мужики новгородские”)



Сколько литров входило в чару Василия Буслаева?


5… Он ведь мечет все палицу тяжелую,
Он ведь мечет-то палицу сорока пудов. (“Бой Ильи
Муромца с сыном”).



Сколько килограммов весила палица богатыря
Ильи Муромца?

ЗАДАНИЕ 2.

Пронумеруйте русские меры длины в порядке их
возрастания:

…большая пядь
…дюйм
…палец
…ладонь
…пядь с кувырком
…фут
…маховая сажень
…малая пядь

ЗАДАНИЕ 3.

Установите соотношение древнерусских мер веса
и объема:

Кадь =…пудам
Штоф = …литрам
Золотник = …граммам
Штоф = … бутылкам
бочка = …ведрам
пуд = … фунтам
бутылка = … литрам
кружка = …литрам
фунт = … граммам
ведро = … кружкам
пуд = … килограммам

ЗАДАНИЕ 4.

Измерьте:

свой рост

в вершках…, в футах…, в
аршинах…, в дюймах…, в пядях…
свой вес в фунтах…, в пудах…, в
золотниках…
свою маховую сажень = … см,
свою большую пядь = … см,
свой локоть = … см,
свой вершок = … см,
свой дюйм = … см,

Сравните свои результаты с результатами других
и скажите, чем были удобны и неудобны древние
меры длины.

ЗАДАНИЕ 5.

Такие задачи решали наши прабабушки и
прадедушки в начале XX века. Попробуйте и вы.

  1. Длина бревна – 5 аршин. В одну минуту от этого
    бревна отпиливают по одному аршину. За сколько
    минут будет распилено все бревно?
  2. Канат длиной 11 аршин рабочие разрезали на 2
    части так, что в одной оказалось столько вершков,
    сколько в другом дюймов. Какой длины получился
    каждый кусок каната?
  3. Никита добежал от дома до школы за 15 секунд,
    отмахивая по 1 сажени и 2 аршина в секунду. Сколько
    времени понадобится червячку, чтобы проползти
    это же расстояние, если в минуту он может
    продвинуться лишь на 1 фут?
  4. Для приготовления микстуры аптекарю нужно 4
    золотника растительного сырья на 1 штоф
    лекарства. Сколько фунтов сырья нужно для
    приготовления 1636 бутылок микстуры?
  5. “Ест как птичка” говорят о человек, который
    мало ест. А так ли это? Вот пример: воробей весом в
    20 золотников за день съедает такое количество
    червей, что, если их выложить в одну линию, то
    получилась бы дорожка длиной в 2 сажени. Сколько
    же еды нужно воробью в сутки? (Каждый червяк весит
    ? золотника и имеет длину 1 дюйм.)

ЗАДАНИЕ 6.

В пословицы и поговорки вставьте пропущенные
слова, обозначающие единицы измерений.

Семь … во лбу. … … в плечах. Коломенская … . …
проглотил. От горшка два … . Для друга и семь … не
околица. Мал … да дорог. Вместе … соли съесть.
Узнать, почем … лиха. Мелкая … .




Следующий: