Урок истории по теме Индийские касты. 5-й класс

Урок истории в 5-м классе “Индийские касты” должен дать учащимся
представление о религиозных верованиях индийского народа. При изучении и
закреплении новой темы используется мультимедийная презентация, применение
которой облегчает работу учителя и помогает лучше представить наглядный
материал, особенности религиозных традиций индийского народа и лучше усвоить
изучаемый материал. Особое внимание уделяется дифференцированному и
системно-деятельностному подходу в изучении материала, когда учащиеся, работая в
группах, самостоятельно открывают и закрепляют новые знания.

Данный методический материал может быть использован на уроках Всемирной
истории при изучении стран Востока, Индии и Китая; также при подготовке учащихся
к олимпиадам по истории, во внеклассной работе – для повышения познавательной
активности и расширения кругозора.

Цель:

Познакомиться с понятием и особенностями “индийских каст”, обобщить
и закрепить знания учащихся по теме “Древняя Индия”.

Задачи:

Образовательные:

  • обобщить и закрепить знания учащихся по теме “Древняя Индия”;
  • продолжить формирование умений пересказывать содержание текста учебника,
    документа; самостоятельно строить рассказ на основе источников знаний;
  • формировать умения работать в коллективе.

Развивающие:

  • формировать потребность в самообразовании и повышении культурного
    уровня;
  • способствовать развитию навыков заполнения таблиц; логического мышления;
    способностей к обобщению, систематизации полученных знаний;
  • способствовать развитию познавательного интереса; коммуникативных умений
    и навыков учащихся; личностных качеств учащихся в деятельности, отвечающей
    их индивидуальной потребности.

Воспитательные:

  • воспитывать устойчивый интерес к изучению истории.
  • воспитывать толерантное отношение в классном коллективе.

Здоровьесберегающие:

  • проводить профилактику умственного перенапряжения путем смены видов
    деятельности;
  • снимать психологическое напряжение в коллективе.

Вид урока: урок-практикум.

Тип урока:

урок применения знаний на практике с целью их углубления и
расширения.

ЗУН:

Учащиеся самостоятельно работают с дополнительными материалами,
расширяя, углубляя и систематизируя свои знания по теме “Индийские касты”.

Рефлексия:

создание собственного текста (написание
сочинения-рассуждения).

Оборудование:

  1. Карта “Древний Восток. Индия и Китай”
  2. Учебник: Вигасин А.В. История Древнего мира, Михайловский
  3. Карточки-задания для групп (Приложение 1).
  4. Мультимедийная аппаратура.
  5. Презентация “Индийские касты” (Приложение
    2
    ).

Учебно-методическая литература:

  1. А.А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая, История Древнего
    мира, М.: Просвещение, 2010;
  2. Ф. А. Михайловский, Книга по истории Древнего мира, 5 класс, М.:
    Русское слово, 2010 г.;
  3. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира, 5 класс, Г. И. Годер,
    М.: Просвещение, 2010 г. (Приложение 3).

План урока:

  1. Организационный момент (1–2 мин).
  2. Актуализация знаний учащихся по теме (7–10 мин).
  3. Постановка проблемы (1–2 мин).
  4. Изучение новой темы (15–20 мин).
  5. Практическая работа (5 мин).
  6. Закрепление и обобщение нового материала (3–5 мин).
  7. Домашнее задание (1–2 мин).
  8. Рефлексия (1–2 мин).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний учащихся по теме


“Природа и люди Древней Индии”.

III. Постановка проблемы.

Мы познакомились с природными условиями Индии, с ее географическим
положением, с занятиями ее жителей и их религиозными верованиями. По преданию,
главный бог Брахма создал касты из своих частей тела. Каждый индиец с самого
рождения принадлежал к одной из четырех каст.

Учитель. Выясним, что такое касты?

IV. Изучение новой темы.

План.

  1. Миф о происхождении каст.
  2. Характеристика каст. Работа по группам (Приложение
    1
    ).
  3. Индийские цифры и шахматы (рассказ учеников).

На доске: тема урока, новые слова: касты, Варны, джунгли, брахман, шудра,
буддизм.

V. Практическая работа.

1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника

Задание: прочитать п.1 на с. 98 Вигасина, группы детей учебник Михайловского
п.3 с. 111.

Беседа по прочитанному (слайд “Группы людей в Древней Индии”).

– Дайте определение понятию “касты” или что называется кастой?

(Касты – это группа людей, которая обладает определенными правами и
обязанностями, передающимися по наследству.)

– Какие касты существовали у древних индийцев?

Презентация “Индийские касты”

, Слайды 1–3: Касты жрецов,
знатных воинов, земледельцев, слуг.
(Приложение 2).

– Откуда появились эти касты?

(По легенде – из частей тела бога Брахмы.)

– У какого народа существовала подобная легенда?

(У древних евреев (в Библии) легенда о происхождении Адама и Евы.)

Из каких частей тела бога Брахмы были созданы эти касты?

Слайд 4:

Жрецы-брахманы – из его рта, воины – из его рук, земледельцы
– из его бедер, слуги – из запыленных ступней его ног.

-Может ли человек, принадлежавший к одной касте, со временем перейти в другую
касту?

(Нет, не мог. Предание гласило, что человек, от рождения находящийся в одной
касте в другую перейти не может. Ведь корова не может родить свинью…)

Слайды 5–8:

Выступление групп с сообщениями “Брахманы”; “Буддизм”.

В ходе выступления учащиеся заполняют в тетради таблицу:

Название касты Что имели Чем занимались Права
1. Жрецы (брахманы)
2. Знатные воины (кшатрии)
3. Земледельцы (вайшьи)
4. Слуги (шудры)– “неприкасаемые”

Работа с рабочей тетрадью: Задание №86,с. 72 (Приложение
3
).

Слайд 9: Рассказ учащихся “Индийские цифры”, “Шахматы” (показ
слайда).

VI. Закрепление и обобщение нового материала.

Возникновение неравенства среди индейцев было закреплено религией. Объясните
происхождение каст в Индии? Считаете ли вы справедливым разделение людей на
касты? Мог ли человек перейти из одной касты в другую?

(Религия Индии закрепила социальное неравенство в обществе. Конечно, это было
несправедливо. Перейти из одной касты в другую было невозможно.)

Слайд 10:

Словарная работа.

Слайд 11:

Вставьте пропущенные буквы.

– По верованиям индийцев, бог, создавший людей из разных частей своего тела:

Б _ _ _ _а.

Один из периодов в жизни брахмана:

У _ _ _ _ е.

– Река, на берегах которой возникли древнейшие в Индии города :

И _ д.

– Труднопроходимые леса в Индии :

Д _ _ _ _ _ и

– Группы людей с определенными правами и обязанностями в Древней Индии:

К _ _ _а

VII. Домашнее задание.

VIII. Рефлексия.

Приложение 4.

Следующий: