Урок истории по теме Государства и народы доколумбовой Америки. 6-й класс

Цель: Познакомить учащихся с государствами и народами доколумбовой Америки.

Задачи:

  1. Каждый ученик к концу урока должен иметь представление о занятиях, нравах и быте народов Америки до прибытия европейцев;
  2. Научить работать с текстом учебника, выделять главную информацию, перерабатывать её и переносить в таблицу;
  3. Воспитывать умение работать в группе, в том числе воспитывать взаимопомощь, коллективизм.

Оборудование: Карта «Америка до захвата европейцев», атласы, экран, мультимедиапроектор, доска, учебник по истории средних веков (автор Е.В.Агибалова, Г.М.Донской), карточки для игры в «Крестики-нолики»

Ход урока

I. Проверка домашнего задания:

1. Индивидуальные задания:

а) Используя иллюстрации, картины из альбома по истории средних веков описать индийские архитектурные сооружения, указать их особенность;

б) работа по карточке: Арабские купцы, побывавшие в Индии в 10-11 веках, сообщают об управлении государством: «Цари в Индии не признают над собою никакого главы. Каждый сам себе господин…»

«В её государствах царят большие различия в языках и религии, и они часто враждуют друг с другом… Царская власть переходит по наследству в одном семействе…» Какие выводы о феодальн6ом государстве в Индии можно сделать на основании этих сообщений? Что общего имели государства в Индии и Западной Европе в 10-11 веках?

2. Фронтальный опрос класса:

– Какие вторжения в Индию совершались в средние века? Как вы думаете, почему они происходили в основном с северо-запада? (Работа с картой);

– В чём вы видите особенности экономического и политического развития Индии в средние века по сравнению со странами Востока и Европы?

– Почему Делийский султанат распался? В чём вы видите сходство с причинами распада Арабского халифата?

– Какие достижения Индийской культуры были восприняты другими народами?

II. Подготовка к изучению нового материала:

– Сообщение о коренных народах Америки (сообщение заранее готовит ученик класса)

III. Самостоятельные выводы учащихся о теме и целях урока:

IV. Изучение нового материала (в группах).

1. Учащиеся самостоятельно изучают материал параграфа, затем в группах заполняют таблицу, показывающую особенности племён, форма таблицы выводится на экран.

1-ая группа: «Майя» (с. 257-259)  параграф 33

2-ая группа: «Ацтеки» (с.259-260) параграф 33

3-я группа: «Инки» (с. 260-263) параграф 33

Таблица:


Название племени

Место проживания

Управление и общественный строй

Религия

Успехи в культуре

 Наука

Майя

П-ов Юкатан и область в Центральной Америке

Общины, города-государства,  Правитель

религия

  • Знали письменность,
  • Составили календарь,
  • Строили дворцы и храмы, изготавливали статуэтки богов и рельефы
  • Математика,
  • Астрономия,
  • Литература

Ацтеки

Мексика

Во главе государства наследственный правитель

вера в богов

Украшения из золота и серебра, гранили драгоценные камни и делали мозаику, изготавливали глиняные сосуды, фигурки людей и животных, ткали и вышивали

  • История,
  • Астрономия,
  • Литература,
  • Математика

Инки

В горах Андах на западе Южной Америки

Общины, неограниченный правитель – верховный Инка, контролёры – «глаза и уши Инки»

религия

Почтовая связь, школы для детей, храмы и дворцы

  • История,
  • Литература,
  • Математика,  
  • Искусство

2. По мере подготовки информации каждая группа защищает свой проект и на экран выводится информация о племени (по порядку о каждом племени);

3. В итоге на экран выводится сводная таблица по всем изучаемым племенам и по ней даётся дополнительное задание для анализа всему классу: сравните особенности  государств индейцев Америки.

4. Игра «Крестики-нолики»: Учитель раздаёт заранее заготовленные карточки со схемой, ученики подписывают свои карточки, затем учитель задаёт вопрос, учащиеся ставят в нужной клетке крестик (х), если ответ утвердительный, если ответ отрицательный – нолик (0).

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Вопросы:

  1. На территории доколумбовой Америки жили народы: Майя, Ацтеки, Инки;
  2. В области культуры Инки создали календарь;
  3. Особенности  школ Ацтеков в том, что знать и простые люди обучались  по-разному;
  4. Майя населяли полуостров Юкатан;
  5. Инкам принадлежал город Теночтитлан;
  6. Жрецы Майя указывали сроки начала земледельческих работ на основе календаря;
  7. «Плавучие поля» были у племени Ацтеков;
  8. Почтовая связь между частями страны была налажена у Инков;
  9. В столице Майя находились 2 невольничьих рынка.

В конце игры учитель схему с правильными ответами выводит на экран, дети сверяют и сдают работы

1   Х

2   О

3   Х

4   Х

5   О

6   Х

7   Х

8   Х

9   О

(учитель будет иметь возможность оценить тех учащихся, которые слабо работали в течение урока)

V. Итоги урока:

– Народы средневековой Америки создали в средние века свои государства, необычные порядки, оригинальную культуру, не похожую ни на одну культуру народов Европы и Азии.

VI. Оценивание.

VII. Д/З: параграф 33, по каждому пункту параграфа составить 1 вопрос.

Следующий: