Урок истории по теме Географическое положение и природа Древнего Двуречья. 5-й класс

Цель: познакомить школьников с
географическим положением и природой Древнего
Двуречья, с занятиями населения, религиозными
верованиями, развитием письменности и культурой
этой страны.

Задачи:

  • Развивать навыки работы с исторической картой.
  • Анализировать фрагмент исторического
    документа.
  • Расширять познавательный интерес школьников.
  • Термины и понятия:

    Передняя Азия, Месопотамия
    (Междуречье), клинопись, глиняные таблички.

    Оборудование и дидактический материал

    :
    учебник, настенная карта «Древний Восток»,
    презентация “Древнее Двуречье”, пакет
    документов, глиняные таблички, заостренные
    палочки.

    Тип урока

    : комбинированный урок.

    Вид урока

    : урок-путешествие.

    Форма урока

    : урок-погружение.

    Ход урока

    1. Оргмомент

    Здравствуйте дорогие ребята! Очень приятно
    видеть вас в хорошем расположении. Начинаем наш
    урок. Его эпиграфом будут слова:

    “Река времен в своем стремленье
    Уносит все дела людей
    И топит в пропасти забвенья
    Народы, царства и царей”.

    На уроках истории мы каждый раз вспоминаем с
    вами события далёкого прошлого, изучаем историю
    разных стран и народов. А сегодня я предлагаю вам
    отправиться со мной в путешествие? Хотите?

    А где вы хотели бы оказаться? В прошлом или
    настоящем? Почему?

    Я предлагаю отправиться в далекое путешествие,
    в прошлое — страну, которая называется Древнее
    Двуречье. Согласны?

    2. Подготовительный этап

    Я буду вашим экскурсоводом, и вы можете
    задавать мне вопросы, которые возникнут в ходе
    нашего путешествия, а я постараюсь на них
    ответить. У меня будут помощники — они будут
    раздавать и собирать у вас необходимые
    документы. Это Дима, Миша и Женя.

    (Прикрепляю бейждики).

    А ещё на путешествие у нас не так много времени,
    нам его с вами нужно беречь. Поэтому хранителем
    времени у нас будет Оля и её помощник Денис. Они
    будут нам напоминать о том, что время
    приближается к окончанию. Когда в древности
    спрашивали, сколько времени прошло, то они
    отвечали, сколько песка утекло. Поэтому у
    хранителя времени будут песочные часы. Получите
    их, пожалуйста.

    3. Повторение ранее изученного материала

    А чтобы попасть в Двуречье, нам надо совершить
    длительный авиаперелет. Поэтому в начале, чтобы
    получить билет нам необходимо вспомнить, всё о
    стране, которую мы изучали на прошлых уроках – о
    Древнем Египте.

    Давайте все вместе ответим на вопросы:

    1. Царь Древнего Египта. (Фараон)
    2. Растение, из стеблей которого делали материал
      для письма. (Папирус)
    3. Знак письменности Древнего Египта. (Иероглиф)
    4. Гробница египетских фараонов. (Пирамида)
    5. На каком материке находится Египет? (Африка)
    6. Столица Древнего Египетского царства. (Мемфис)
    7. Место в пустыне, где есть растительность и вода.
      (Оазис)
    8. Бог Солнца древних египтян. (Ра)
    9. Здание, где люди поклонялись богам. (Храм)
    10. Назовите священных животных Древнего Египта. (кошка,
      бык, крокодил, ибис и т.д.
      )

    Молодцы, билет на путешествие мы с вами
    получили. А теперь заполняем необходимые
    документы для перелёта — визу и декларацию. Все
    документы, которые вы будете заполнять
    необходимо, сдать в конце урока, за это вы
    получите оценку. Мои помощники раздайте,
    пожалуйста, пакет необходимых документов.
    Откройте их и ознакомьтесь. Сначала нужно
    заполнить визу, а зетам применив свои знания по
    истории Древнего Египта декларацию.

    (Приложение 1)

    Самостоятельная работа по заполнению визы и
    декларации. (На заполнение визы – 3 минуты, на
    декларацию — 5 минут).

    Ребята отложите заполненные документы.
    Скажите, какова цель нашего путешествия?

    Мы хотим побывать с вами в стране, где никогда
    не были. Чтобы вам хотелось узнать об этой стране?

    Варианты ответов. Учитель обобщает
    полученные ответы.

    Нам хочется узнать, каковы особенности
    этой страны.

    4. Объяснение нового материала

    В разное время эту страну называли Междуречьем,
    Месопотамией или Вавилонией. Древнее Двуречье
    находится на территории Передней Азии, в долине
    которой протекают реки Тигр и Евфрат, там
    издревле существовали очаги земледелия.
    Примерная дата возникновения государства 5000 лет.
    О древнейшей истории Двуречья знаем довольно
    мало, так как на месте многих поселений, городов
    не сохранилось ни руин, ни гробниц подобных
    Египетским пирамидам, ни остатков храмов – лишь
    глиняные холмы.



    Открываем дневник путешественника и
    записываем:

    Древнее Двуречье — страна, расположенная в
    Передней Азии, между рек Тигр и Евфрат. (Приложение 2)

    Вывод учителя.

    А что бы наше путешествие было успешным, нам
    необходимо ознакомиться с природно -
    климатическими условиями. Природные условия
    Двуречья очень схожи с Древним Египтом. Откроем
    учебник с.63 и сравним климатические условия двух
    стран.

    Мы высаживаемся в аэропорту и отправляемся
    посмотреть страну. Обязательно посетив её музеи.

    Показ презентации.

    Ну что ж, мы немного устали, пора нам размять
    уставшие от похода по музеям ноги.

    Физкультминутка

    .

    Учитель называет слова, если слово относится к
    первобытным людям — поднять руки, к Жителям
    Древнего Египта – присесть.

    Вождь, пирамида, жрец, старейшина,
    собирательство, мумия, саркофаг, родовая община,

    Молодцы.

    Основное занятие жителей Двуречья –
    земледелие. А что там выращивали?

    Возьмите из файла документ, давайте его
    прочитаем и ответим на вопросы.

    Работа с документом

    (Приложение 3)
    запись в дневник путешественника.

    Вывод учителя.

    Несмотря на отсутствие строевого леса и камня,
    здесь строили дворцы и храмы, жилые дома.
    Строительным материалом являлась глина, из
    которой делали большие кирпичи. Но самое
    интересное предназначение глины — использование
    ее в качестве писчего материала. На холмах
    Двуречья археологами найдены среди обломков
    глиняной посуды и кирпичей таблички, покрытые
    значками в виде клинышков. Эти знаки называются клинописью.

    Записать определение в дневник
    путешественника.

    Клинопись —

    вид письма Древнего Двуречье.

    Знаки выдавливались на мягкой глине концом
    специально заостренной палочки. Затем табличку
    обжигали и в таком виде ее можно было хранить
    очень долго, т.к. она становилась очень прочной.
    Множество таких табличек сохранилось до наших
    дней.

    Каждый знак в клинописи — это рисунок, который
    означал целое слово.

    (Учитель рисует на доску несколько знаков и
    обозначение)

    И сейчас мы отправляемся на урок в школу
    Древнего Двуречья.

    Работа в парах, один рисует на глиняной
    табличке, другой в тетраде, затем меняются.

    Учитель:

    Скажите ребята, а где вам было
    удобнее писать. Как вы думаете почему?

    Вывод учителя.

    5. Закрепление изученного материала

    На путешествие подходит к концу. А чтобы
    вернуться обратно домой, мы должны выполнить
    тест по теме нашего путешествия.

    Выполнение теста. (5 минут)

    Помощники собирают папки с документами.

    На следующий урок вы узнаете, как хорошо вы
    справились с заданиями во время путешествия.

    6. Рефлексия.

    - Вам понравилось путешествие?

    - Что вы узнали нового, интересного?

    - Что вы сегодня дома захотите рассказать своим
    родителям о нашем уроке?

    Ответы уч-ся.

    6. Всем спасибо за урок! Запишите домашнее
    задание.

    Параграф 13, читать, отвечать на вопросы.

    1 ряд – Пересказ мифа о всемирном потопе.

    2 ряд – пересказ сказания о Гильгамеше

    3 ряд – составить рассказ от имени ученика
    школы Древнего Двуречья.

    Дополнительное задание: перед вами пословицы
    первых жителей Междуречья, предлагается дома
    найти русские варианты:

    а) Бедняк занимает — себе забот наживает.

    б) Хорошо одетому всегда рады.

    в) Он еще не поймал лисицу, а уже делает для нее
    колодку.

    Итог урока.

    В завершение хотелось бы сказать,
    что народ Древнего Двуречья внес неоценимый
    вклад в сокровищницу мировой науки и культуры.
    Давно умерли мастера и ученые, художники и поэты,
    но то, что было ими создано, будет всегда удивлять
    и восхищать людей. И, возможно, нас еще ждут
    большие открытия. Может быть, эти открытия
    сделаете вы сами.

    Информационные источники:

    1. festival.1september.ru/articles/583070

    2. http://festival.1september.ru/articles/210980/

    3. kaibych.narod.ru/8.doc

    4. О.А.Северина. История древнего мира. 5 класс.
    Поурочные планы. Часть I. Волгоград, 2003.

    5. В.Г.Петрович, Н.М.Петрович. Уроки истории 5
    класс. Москва, “Сфера”, 2003 г.

    Приложение 1

    Приложение 2

    Приложение 3

    Презентация




    Следующий: