Урок истории по теме Дворцовые перевороты

Презентация.

Включается

Слайд 1. Тема «Дворцовые перевороты».

Цели:

  • образовательная:

выявить причины дворцовых переворотов, дать краткую
характеристику императорам XVIII века; показать, что главной движущей силой
дворцовых переворотов становится гвардия.

  • развивающая:
  • продолжить формирование умений обобщать отдельные
    события и формулировать выводы, продолжить развивать у учащихся умения
    давать оценку поступкам исторических деятелей.

  • воспитательная:
  • формировать интерес к отечественной истории.

    Основные понятия:

    Дворцовые перевороты, Верховный тайный совет,
    конституционная монархия.

    Оборудование:

    Генеалогическое древо Романовых, презентация правителей
    эпохи дворцовых переворотов, размноженный текст “Кондиций”, подписанных Анной
    Иоанновной.

    Ход урока

    1. Организационный момент. Психологическая установка на работу.

    Тему можно начать с оценки В.О.Ключевского “ Россия отдыхает от Петра”.

    Бесконечная война, бесконечная служебная лямка, непосильные поборы,
    изможденный народ. Нужно время для восстановления сил.

    Вступительное слово учителя.

    Проблемное задание:

    – почему в эпоху московской Руси и допетровской России не известно
    случаев покушения на государя и стремления свергнуть его с престола со стороны
    поданных, а в XVIII
    в. наступает эпоха дворцовых переворотов?
    Что изменилось?

    В первые16–17 лет, прошедших со смерти Петра Великого, судьбу русского
    престола нельзя было назвать благополучной: на нем сменилось пять монархов;
    Россия пережила несколько дворцовых переворотов; у власти стояли иногда люди,
    чуждые стране, по своим эгоистическим склонностям не достойные власти. Причины,
    обусловившие эту эпоху переворотов и временщиков, коренились, с одной стороны, в
    состоянии царской семьи а с другой – в особенностях той среды, которая управляла
    делами.

    С. Ф. Платонов об эпохе дворцовых переворотов.

    Включается

    Слайд 2. Начало XVIII века связано с
    деятельностью Петра I. Мы подробно рассмотрели его реформы в области экономики,
    органов государственного управления, армии и флота. А сегодня поговорим о тех
    событиях, которые произошли в России после смерти Петра Великого.

    – Тема нашего урока “Дворцовые перевороты”. По ходу урока мы
    познакомимся с краткой характеристикой правителей данной эпохи, выясним причины
    дворцовых переворотов, заполним таблицу “Дворцовые перевороты XVIII века”.

    (Чертим таблицу в тетради по ходу урока, знакомясь с новой темой,
    самостоятельно заполняете таблицу, в конце урока тетради сдаете на проверку.)

    Беседа с классом.

    Непосредственно с темой нашего урока связаны два события, произошедшие в
    последние годы правления Петра I. Давайте вспомним эти события.

    – Что, вы знаете о “Деле царевича Алексея”? (Дело царевича Алексея”
    побудило Петра изменить порядок наследования престола. В 1722 году он подписал
    указ.)

    – Каково содержание указа 1722 года о порядке наследования престола?

    1722 г. – Указ о престолонаследии

    :
    По указу Петра от 5 февраля 1722 о престолонаследии (подтвержден в 1731 и в
    1761) император назначал себе преемника из числа лиц императорской фамилии.
    Петр I не успел назначить преемника и после его смерти на престол вступила его
    жена Екатерина I Алексеевна (1725–27). Сын Петра I – царевич Алексей Петрович
    был казнен 26 июня 1718 за активное противодействие реформам.

    Продолжение лекции. Разбор сложившейся ситуации.

    Петр Великий скончался 28 января 1725 года. Умирал он тяжело, с мучительными
    болями. Подданные не посмели обеспокоить его вопросом о наследнике. Предание
    утверждает, что перед смертью Петр написал: “Отдайте все…”. Дальнейших слов
    нельзя было разобрать. Указ о праве императора назначать своего преемника не был
    использован. А династическая ситуация оказалась сложной…(обращаемся к
    генеалогическому древу Романовых) Правами на престол обладали внук умершего
    императора Петр (сын царевича Алексея), жена Екатерина и дочери Анна и
    Елизавета. Была еще родня по линии старшего брата Ивана, с которым Петр начинал
    царствовать в 1682 году.

    Но основными претендентами оказались Екатерина Алексеевна, вдова Петра I (за
    ней стоял Меньшиков), и его внук, Петр Алексеевич (его на троне хотели видеть
    представители старинных боярских родов, которых возглавлял Д.М.Голицын),
    которому тогда было 9 лет. Меньшиков сумел лучше использовать сложившуюся
    ситуацию, и с помощью некоторых других приближенных Петра, после смерти
    императора, при поддержке гвардейских полков, возвел на престол Екатерину
    Алексеевну. Поскольку она не проявляла государственных способностей, фактически
    правителем страны стал Меньшиков.

    Включается

    Слайд 3. Этим избранием открывается эпоха
    дворцовых переворотов в России.

    Проблемное задание:

    За 37 лет – с 1725 г. по 1762 г. – на российском престоле сменились 6
    правителей. Все они “восходили” на престол в результате дворцовых переворотов.
    Объясните, почему это стало возможным.

    (Запись.)

    Дворцовый переворот – смена власти, совершавшаяся дворянскими
    группировками при поддержке гвардейских полков.

    – Самостоятельно прочитайте текст § 20 “Причины и сущность дворцовых
    переворотов”, с. 146–147, и ответьте на вопрос:
    – Какие причины дворцовых переворотов вы считаете главными?

    Причины: (

    записи).

    Усиление роли гвардии в государственных делах (так как гвардия была
    дворянской по своему составу).

    Указ Петра Ι 1722 г. о престолонаследии, в котором оставлял за монархом право
    передавать российский трон тому, кого он сам выберет. Указ действовал до 1797 г.

    Появление дворянских группировок, “партий”, борющихся за власть.

    (записи)..

    Давайте посмотрим схему. из которой видно кем приходились Петру Великому эти
    люди. (Генеалогическое древо.)

    По отношению к Петру I

    Екатерина I – жена

    Петр II – внук

    Анна Иоанновн – племянница .

    Иоанн VI Антонович – племянник Анны Иоанновна

    Елизавета Петровна – дочь

    Петр II – внук

    Екатерина II – жена Петра II

    Вывод. Все они царской крови и каждый из них мог претендовать на престол.
    Генеалогическая таблица династии Романовых (фрагмент).

    За 37 лет с 1725 по 1762 год пять раз при помощи оружия произойдет борьба за
    власть различных группировок. А завершится эта эпоха воцарением на долгие 34
    года императрицы Екатерины.

    Включается

    Слайд 4.

    Хочется начать знакомство с дворцовыми переворотами стихами

    “Тут кротко или строго. Царило много лиц
    Царей не очень много. А более цариц”.
    Л.Н.Толстой

    Продолжение рассказа учителя. Итак, первая правительница эпохи
    дворцовых переворотов – Екатерина I. Наследовать императрице должен был Петр
    Алексеевич. Почему Екатерина согласилась предпочесть сына царевича Алексея
    дочерям? На Екатерину повлиял Меньшиков. Видя, что здоровье Екатерины I
    ухудшается, и она проживет недолго, князь решил породниться с царской семьей,
    рассчитывая выдать свою 16-летнюю дочь Марию замуж за Петра II.

    Включается

    Слайд 5. Екатерина Ι. (Сообщение.)

    Включается

    Слайд 6.

    Включается

    Слайд 7. Вопросы к учащимся:
    –Подумайте, с какой целью был создан Верховный тайный совет?(Записи.)
    -О чем свидетельствует изменение порядка управления государством при Екатерине I?

    Включается

    Слайд 8. Петр ΙΙ.
    (Сообщение.)

    Включается Слайд 9. Почему Меньшиков не
    препятствовал Долгоруким возвести на трон Петра Алексеевича?

    Включается

    Слайд 10.

    Включается

    Слайд 11. Кто претендовал на престол после
    царствования Екатерины Ι?

    Включается

    Слайд 12. Анна Иоанновна. (Сообщение.)

    Что такое “кондиции”?(записи) Кто их выдвинул?

    Какие последствия они могли бы иметь для политической жизни России?

    Вспомните, как появилась на троне Анна Иоанновна?

    Включается

    Слайд 13. “Это царствование – одна из
    мрачнейших страниц нашей истории и наиболее темное пятно на ней – сама
    императрица… Не доверяя русским, Анна поставила на страже своей безопасности
    кучу иноземцев, навезенных из разных немецких углов. Немцы посыпались в Россию
    точно сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забились на самые
    доходные места в управлении … При разгульном дворе… вся эта стая кормилась
    досыта и веселилась до упаду на доимочные деньги, выколачиваемые из народа.

    …между тем народное, а с ним и государственное хозяйство расстраивалось.

    …многие провинции точно войною или мором опустошены, как писали иностранные
    наблюдатели.”

    СОДЕРЖАНИЕ “КОНДИЦИЙ”: (записи)

    Императрица не имеет право:
    – вступать в супружество;
    – назначать наследника;
    – объявлять войну и заключать мир;
    – назначать военное руководство;
    – утверждать бюджет государства;
    – вводить новые налоги;
    – наказывать и награждать представителей всех сословий.

    Мнения историков.

    Среди ученых нет единого мнения относительно данных
    событий. Одни видят в кондициях стремление установить вместо самодержавия
    “олигархическую” форму правления, отвечавшую интересам узкого слоя родовитой
    знати и ведущую Россию назад к эпохе “боярского своеволия”. Другие считают, что
    это был первый конституционный проект, ведущий к утверждению конституционной
    монархии (запись ) и ограничивавший произвол деспотического государства,
    созданного Петром, от которого страдали все слои населения, включая
    аристократию.
    Включается Слайд 14. Вопросы к учащимся:
    – Вспомните, как появилась на троне Анна Иоанновна?
    – Что такое “кондиции”? Кто их выдвинул?
    – Какие последствия они могли бы иметь для политической жизни России?

    Включается

    Слайд 15. Иоанн VI. (Сообщение.)

    Включается

    Слайд 16.

    Включается

    Слайд 17.

    – Какую опасность представлял Иоанн 6 для Екатерины ΙΙ?
    Включается Слайд 18. Елизавета Петровна (сообщение)
    В ночь на 25 ноября 1741 года при поддержке гвардейских офицеров дочь Петра I
    Елизавета Петровна совершила дворцовый переворот и была провозглашена
    императрицей Валентин Пикуль в романе “Слово и дело” так описывает
    историческую для России ночь с 24 на 25 ноября 1741 года…

    “Сани остановились возле казарм лейб-гвардии полка Преображенского, где
    размещалась рота преданных Елизавете гренадер. войдя в казарму, она сказала
    солдатам:

    – Ребята, вы знаете, кто я такая. Худого вам не хочу, а добра желаю. Клянемся
    на кресте сем, что умрем за Россию вместе.
    – Веди нас, краса писаная! Мы всех перережем!
    – А тогда я не пойду. Крови уже было достаточно…

    За женщиной вышли на трескучий мороз 300 гренадер.

    Французский академик Альбер Вандаль, описывая эту ночь живописует:

    Толстый слой окрепшего снега прикрывал землю, заглушая всякий шум. Гренадеры
    торопливым шагом следовали за санями Елизаветы, молча и полные решимости:
    солдаты дали взаимную клятву не произнести ни единого слова во время пути и
    проткнуть штыком первого малодушного.

    Современники так откликнулись на восшествие Елизаветы на престол:

    Великое светило миру,
    Блистая с вечной высоты
    на бисер, злато и порфиру,
    на все земные красоты,
    во все страны свой взор возводит;
    но краше в свете не находит Елизаветы…

    А вот как пишут о Елизавете историки:

    – Живая и веселая, но не спускавшая глаз с самой себя, при этом крупная и
    стройная, с красивым круглым и вечно цветущим лицом, она любила производить
    впечатление, и, зная, что к ней особенно идет мужской костюм, она установила при
    дворе маскарады без масок, когда мужчины обязаны приезжать в полном женском
    уборе, в обширных юбках, а дамы в мужском придворном платье. Елизавета Петровна
    была «умной и доброй, но беспорядочной и своенравной русской барыней»,
    соединявшей «новые европейские веяния» с «благочестивой отечественной стариной».
    (В.О.Ключевский) Красивая, веселая и беззаботная, Елизавета Петровна отдала свое
    сердце придворному певчему из черниговских казаков Алексею Разумовскому.
    Предание гласит, что Алексей Григорьевич Разумовский был тайно обвенчан с
    Елизаветой Петровной, и чувство императрицы к нему оставалось неизменным до
    конца ее жизни.

    Одно из первых мероприятий императрицы было направлено на установление
    порядка престолонаследия. С этой целью Елизавета Петровна пригласила из
    Голштинии своего племянника Карла-Петра-Ульриха (будущего Петра III), сына Анны
    Петровны, и объявила его наследником престола и великим князем Петром
    Федоровичем, заставила изучать русский язык и православный катехизис.

    Включается

    Слайд 19.

    (Сообщение.) Вопросы к учащимся:

    Вспомните, как Елизавета Петровна пришла к власти?

    Кто ее поддерживал

    Каковы были цели и ход военного переворота?

    Вспомните: какие новые явления в культурной жизни Росси появились в период
    правления Елизаветы Петровны?

    Включается

    Слайд 20. Имена, каких людей, прославивших
    Россию, вы можете вспомнить?

    Как характеризует время Елизаветы Петровны М.В. Ломоносов?

    Войне поставила конец…
    Здесь в мире расширять науки
    Изволила Елизавета.

    Сравнивая Елизавету с Петром, Ломоносов утверждает:

    Великая Петрова дщерь
    Щедроты отчи превышает.
    Довольства муз усугубляет
    И к счастью отверзает дверь.

    Включается Слайд 21.

    Петр ΙΙΙ.

    (Сообщение.)

    Включается

    Слайд 22.

    – Объясните, почему был свергнут Петр ΙΙΙ?
    – В чем была непредсказуемость императора?

    Включается

    Слайд 23.

    Включается

    Слайд 24.

    ΙΙΙ. Итог урока.

    Мнения историков.

    В произведениях русских и советских историков
    (С.М.Соловьева, С.Ф.Платонова, Н.Я.Эйдельмана) эпоха дворцовых переворотов
    характеризуется как значительный шаг назад в развитии русской государственности
    по сравнению с петровским периодом. Правители этой эпохи в исторических трудах
    казались ничтожествами по сравнению с мощной фигурой царя-реформатора. В
    характеристику эпохи входили представления об ослаблении абсолютизма, засильи
    иностранцев во времена обеих Анн, огромной роли гвардии в решении политических
    вопросов, патриотических мотивах переворота Елизаветы Петровны. Бироновщина
    трактовалась как особо свирепый режим, сходный с опричниной. В работах
    современных историков (Д.Н.Шанского, Е.В.Анисимова, А.Б.Каменского) намечается
    отказ от таких однозначных оценок, признание, хотя и противоречивого, развития
    русской государственности.

    Выводы. Дворцовые перевороты не влекли за собой изменений политической, а
    тем более социальной системы общества и сводились к борьбе за власть различных
    дворянских группировок, преследовавших свои, чаще всего корыстные интересы. Были
    расширены привилегии дворянства, крепостное право достигает своего апогея (т.к.
    резко усилилась власть дворян над крестьянами). Укрепился абсолютизм и
    бюрократический аппарат. В целом социально-экономическая стабилизация и
    внешнеполитические успехи Елизаветы создавали условия для преобразований в эпоху
    Екатерины II.

    ΙV. Заключительная часть.

    Проблемное задание:

    почему в эпоху московской Руси и допетровской России не известно случаев
    покушения на государя и стремления свергнуть его с престола со стороны поданных,
    а в XVIII в. наступает эпоха дворцовых
    переворотов?
    Что изменилось

    1. Текст с ошибками.

    После смерти Петра II встал вопрос о власти. Выбор верховников пал на
    герцогиню курляндскую Елизавету. Верховники решили усилить самодержавную власть
    и вместе с приглашением на престол направили ее кондиции (условия). Кондиции
    были опубликованы во всех газетах. Елизавета не подписала их. Приехав в Москву,
    она узнала, что почти все дворяне поддерживают кондиции. После этого она их
    подписала.

    Включается

    Слайд 25. 2. Тест. Назвать о каком правителе
    идет речь?

    1. “Царь – высокий мужчина с прекрасным лицом, хорошо сложен, с большой
    быстротой ума, в ответах скор и определенен, жаль только, что ему не достает
    полной светской утонченности. Он показал нам руки и дал нам ощупать, как они
    загрубели от работ” – так выглядел в глазах иностранцев:

    • Алексей Михайлович,
    • Петр I,
    • Петр II,
    • Петр III.

    2. “Лишь подписав кондиции”, могла стать Российской императрицей:

    • Екатерина I,
    • Анна Иоанновна,
    • Анна Леопольдовна,
    • Елизавета Петровна.

    3. Курляндский дворянин, отличавшийся высокомерностью, грубостью, игравший
    при дворе императрицы Анны Иоанновны главную роль. Его имя стало нарицательным,
    им иногда называют весь период 1730–1740 гг.

    • К.Фридрих,
    • А.И.Остерман,
    • Э.И.Бирон,
    • А.П.Волынский.

    4. С призыва к солдатам в казармах Преображенского полка служить ей, как ее
    отцу началось ее 20-летнее царствование:

    • Анны Леопольдовны,
    • Елизаветы Петровны,
    • Екатерины II.

    Включается

    Слайд 26. Давайте вспомним все, что узнали и поиграем в
    игру “крестики-нолики”

    1 2 3
    4 5 6
    7 8 9

    Все вы ребята умеете играть в крестики-нолики. Вот мы и поиграем по теме
    “Дворцовые перевороты”. Если да – то ставите Х Если нет – то ставите 0

    1. Дворцовые перевороты начались после смерти Петра I. (Да или нет.)

    2. Петр II – сын Петра I. (Да или нет.)

    3. Елизавета Петровна дочь Петра I. (Да или нет.)

    4. Анна Иоанновна жена Петра I. (Да или нет.)

    5. Меньшиков был фаворитом Екатерины I (Да или нет.)

    6. Екатерина II – племянница Петра I. (Да или нет.)

    7. Петр III имеет отчество Федорович. (Да или нет.)

    8. Петр II имеет отчество Иванович. (Да или нет.)

    Х О Х
    О Х О
    Х О Х

    9. Дворцовые перевороты закончились с именем Екатерины II. (Да или нет.)

    Домашнее задание: § 20–21, записи в тетради.

    Включается Слайд 27. Рефлексия.

    Как я усвоил материал?

    Получил прочные знания, усвоил весь материал – 9–10 баллов.

    Усвоил новый материал частично – 7–8 баллов.

    Мало что понял, необходимо еще поработать – 4–6 баллов.

    Приложение.

    Литература:

    1. Династия Романовых. Издательство “ Альфа – Копер”, 2006.
    2. В.П. Ситников, Г.П. Шалаева, Е.В.Ситникова. Кто есть кто в
      истории России, Детская энциклопедия “ Я познаю мир”, М., “АСТ-Слово”, 2010.
    3. www.Piplz.ru сайт о людях-биографии знаменитостей, статьи,
      новости.

    Следующий: