Урок истории по теме Дворцовые перевороты. 7-й класс


Цель урока: охарактеризовать причины и ход
дворцовых переворотов, сравнить характер
правления Петра I и его преемников.

Задачи:

  • обучающие: познакомить учащихся с причинами
    дворцовых переворотов; выявить проблемы в
    развитии России, возникшие после правления
    Петра I; дать оценку результатов
    правления приемников Петра I.
  • развивающие: развивать умение работы с ЭОР;
    развивать умение выявлять причинно-следственные
    связи, делать выводы, давать оценку; развивать
    умение работать в группе и индивидуально.
  • воспитательные: продолжить работу по
    формированию у учащихся нравственных ценностей,
    уважения к прошлому своей страны; продолжить
    работу по формированию у учащихся уважительного
    отношения к позиции одноклассников.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы учащихся: фронтальная,
групповая, индивидуальная.

Тема и номер урока в теме: Эпоха дворцовых
переворотов. № 1

Необходимое техническое оборудование: ПК,
мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Литература: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История
России. XVII-XVIII вв. Учебник для 7 класса
общеобразовательных учреждений. – М.:
Просвещение, 2011.

Структура и ход урока.

Таблица 1


Этап урока Название используемых ЭОР


указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием
действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика Время

(в мин.)

1 Организационный момент - Учитель приветствует учащихся. Слушают учителя. 1 мин.
2 Мотивационный этап - Учитель мотивирует деятельность
учащихся на уроке через неожиданную для начала
урока фразу Прокоповича: “До чего же мы дожили,
Россияне! Что же сие есть? Что видим? Что делаем?
Петра Великого погребаем!” Таким образом,
учитель подводит учащихся к самостоятельному
определению цели урока, знакомит с планом урока.
Слушают учителя, участвуют в
формулировании цели урока.

2 мин.

3 Усвоения новых знаний и умений.

3.1.
Причины частых переворотов и общие черты эпохи.

ЭОР № 1. “Вариант №2.

Россия в эпоху
дворцовых переворотов”

Учитель задает вопрос: Вспомните, как
и в связи с чем, изменился порядок наследования
престола при Петре I? Каковы положительные и
отрицательные последствия данного изменения?

Учитель предлагает определить причины частых
переворотов, общие черты эпохи, сравнить с эпохой
Петра I, используя ЭОР как презентацию

Работая с ЭОР учащиеся, отвечают на
вопрос учителя, тем самым, выявляя одну из причин
дворцовых переворотов. Примерный ответ
учащихся.
(Обострение проблемы
престолонаследия в связи с указом 1722 года,
сломавшего традиционный механизм передачи
власти от отца к сыну. Монарх получил право
назначать наследника по своему усмотрению. Это
привело к усилению борьбы за власть между
придворными группировками.

Учащиеся выделяют другие причины дворцовых
переворотов.

28 мин.

7 мин.

3.2. Общая характеристика эпохи
дворцовых переворотов.
ЭОР № 2

“Династия Романовых в эпоху
дворцовых переворотов”

ЭОР № 1

“Вариант №2.Россия в эпоху дворцовых
переворотов”

Учитель демонстрирует интерактивную
схему ЭОР № 2 и презентацию ЭОР №1, предлагает
учащимся заполнить таблицу, а также восстановить
по памяти правильную очерёдность правления на
ленте времени, уточнить значение встречающихся
терминов и понятий.
Учащиеся, работая с ЭОР, заполняют
таблицу; восстанавливают на ленте времени
правильную очередность правления приемников
Петра I; уточняют значение терминов и понятий.
11 мин.
3.3 Личностные качества правителей. ЭОР № 4

“Екатерина I Алексеевна”



ЭОР № 5

“Петр II Алексеевич”

ЭОР № 6

“Анна Иоанновна”

ЭОР № 7

“Елизавета I Петровна”

ЭОР № 8

“Петр III”

Учитель организует работу учащихся в
парах, предлагает изучить ЭОР с целью
составления исторических портретов приемников
Петра I.

Слушает отчеты групп.

Учитель предлагает учащимся ответить на
вопрос: “Кто из приемников Петра I продолжил его
дела? На основе чего вы сделали такие выводы?”

Учащиеся, работая с ЭОР, составляют
исторические портреты политических деятелей
эпохи дворцовых переворотов: Екатерины I, Петра II,
Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Петра III,
знакомят с результатами своей работы
одноклассников.

Учащиеся отвечают на вопрос
учителя.

10 мин.

4. Закрепление изученного материала. ЭОР № 3

“Практика. Эпоха дворцовых
переворотов”

Учитель предлагает выполнить задания
на основе ЭОР, проверяющие знания терминологии,
дат, осуществляет контроль за выполнением
заданий.
Учащиеся с помощью ЭОР выполняют
задания.
8 мин.
5. Подведение итогов урока. - Учитель задает вопрос: “Какая из
личностей эпохи дворцовых переворотов у Вас
вызывает уважение или сочувствие? Почему?”
Предлагает учащимся сформулировать выводы по
уроку.
Учащиеся отвечают на вопрос учителя,
формулируют выводы по уроку.
3 мин.
6. Домашнее задание Выдает домашнее задание, инструктирует
учащихся по выполнению домашнего задания.
Учащиеся записывают домашнее задание,
задавая уточняющие вопросы.
3 мин.

Таблица 2
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса Тип, вид ресурса Форма предъявления информации (иллюстрация,
презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий
доступ к ЭОР
1. Россия в эпоху дворцовых переворотов.
Вариант № 2
И-тип Презентация http://fcior.edu.ru/card/7673/rossiya-v-epohu-dvorcovyh-perevorotov-variant-2.html
2. Династия Романовых в эпоху дворцовых
переворотов.
И-тип Интерактивная генеалогическая схема. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/92ff39ca-7ddc-43c1-b475-2f5e046ea275/%
5BIS7IR_4-27%5D_%5BMA_01%5D.swf
3. Практика. Эпоха дворцовых переворотов П-тип Тест http://fcior.edu.ru/card/5516/praktika-epoha-dvorcovyh-perevorotov.html
4. Екатерина I Алексеевна И-тип Историческая справка http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f60817da-8ebb-48ca-99ef-b7c8c69850d5/%
5BIS7IR_4-27%5D_%5BTD_09%5D.html
5. Петр II Алексеевич И-тип Историческая справка http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/232a02c4-169d-471c-9724-e53f1ef119fb/%
5BIS7IR_4-27%5D_%5BTD_15%5D.html
6. Анна Иоанновна И-тип Историческая справка http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b0f3d2eb-e539-44cf-8db7-092148c56ccd/%
5BIS7IR_4-27%5D_%5BTD_05%5D.html
7. Елизавета I Петровна И-тип Историческая справка http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/427014ec-82f1-4d34-86f7-061fbfce1ded/%
5BIS7IR_4-27%5D_%5BTD_11%5D.html
8. Петр III И-тип Историческая справка http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2717b4ee-83d8-40c6-93ad-e4757a8c9fdc/%
5BIS7IR_4-27%5D_%5BTD_16%5D.html



Следующий: