Урок истории по теме Долгий путь на Амур: Ерофей Павлович Хабаров. 7-й класс

Цели и задачи: создать педагогические условия, при которых:

1. Ученик научится:

  • давать определение понятиям: землепроходец, ясак, «отписки», «скаски»,
    «росписи», пушнина, острог и др.; показывать на карте маршруты походов
    Е.П.Хабарова на Амур;
  • объяснять цели, задачи и результаты походов землепроходцев;
  • проводить поиск необходимой информации через работу с картами,
    учебником, первоисточниками и систематизировать её;
  • осуществлять сотрудничество в группе, высказывать свою точку зрения и
    аргументировать ее; представлять результаты своей деятельности.

2. Ученик получит возможность для осознания истории Приамурья, жизни и
деятельности Е.П. Хабарова; любви и гордости к родному краю; уважения к подвигу
русских путешественников.

Форма проведения: работа по группам.

Используемые технологии:

  • деятельностная;
  • групповая;
  • поисково-исследовательская;
  • критического мышления.

Основные понятия: землепроходец; ясак, острог, «мягкая рухлядь»,
челобитная, пушнина и др.

Ход урока

Уже не Поярков с ватагой друзей
Гнал кочи свои против бури,
А смелый Хабаров – казак
Ерофей
Стоял на великом Амуре!
(П.Комаров из поэмы «Серебряный кубок»)

Приложение

Учащиеся разделяются на группы под руководством учителя. Каждая группа
получает рабочий лист с заданиями (Приложение 1).

Первый этап – стадия вызова.

Прием – Кластер («гроздь») – выделение смысловых единиц текста и
графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди.

Задача – создание мотивации к активному обсуждению учениками вопроса:
«Кто такие землепроходцы?».

1. Напиши 3-5 ключевых слов на тему: «ЗЕМЛЕПРОХОДЕЦ». Обсудите в
группе ключевые слова и определения и представьте для обсуждения в классе. Свой
ответ аргументируйте.

Рисунок 1

Составь определение этого понятия и представьте для обсуждения в классе.
Землепроходец – это _________________________________________________.

Землепроходцы – русские люди, путешествия которых в 16-17 вв. привели
к крупнейшим географическим открытиям в Сибири, на Дальнем Востоке и в омывающих
их морских прибрежных водах. В большинстве это были «служилые» (казаки разных
рангов), торговые и «промышленные» (занимающиеся промыслами, преимущественно
пушными) люди.

2. Понятийно-терминологическая карта. Задание – найдите пары.

3. Посмотрите на портреты землепроходцев и вспомните, кто это и что вы
знаете об этих людях.

И.Ю. Москвитин Семен Дежнёв М.В. Стадухин
В.Д. Поярков Ерофей Павлович Хабаров

Рисунок 2

Учитель: Обобщает все выше сказанное и предлагает ребятам подробнее
поговорить о русском землепроходце Ерофее Павловиче Хабарове.

Просмотр отрывка из кинофильма «Древняя столица Дальневосточного края»
(находиться у автора).

Второй этап – стадия осмысления.

4. Осуществляется работа с текстом первоисточника (маркировка текста)
и делаются записи в рабочем листе в таблице. Ответы на вопросы. Делаем выводы.

5. Работа с атласами и контурными картами. Обозначить маршруты походов
Е.П.Хабарова на Амур.

Третий этап – стадия рефлексии.

Сравниваем то, что знали и что нового узнали. Анализируем.

6. Фишбоун (рыбий скелет). Голова – землепроходец (имя); верхние
косточки – причины походов на Амур; нижние косточки – результаты походов; Хвост
– итоги и значение походов Е.П. Хабарова.

Причины походов

Причины походов
Итоги походов

или Синквейн.

1 строка – тема или предмет.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза из четырех слов.
5 строка – «смысловой синоним».

Синквейн – «пять строк».

1 строка – заключает в себе одно слово, обычно существительное или
местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором идет речь.
2 строка – два слова, чаще всего прилагательные или причастие. Они дают описание
признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
3 строка – образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими
характерные действия объекта.
4 строка – фраза из четырех слова, выражает личное отношение автора синквейна к
описываемому предмету или объекту.
5 строка – содержится одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.

Подведение итогов, оценки, домашнее задание.

Следующий: