Урок истории по теме Буржуазные реформы 60–70 гг. XIX в. Отмена крепостного права. 10-й класс

Цели урока:

  • выяснить причины отмены крепостного права,
    процесс подготовки реформы;
  • познакомить учащихся с реформой отмены
    крепостного права, выяснить ее основные
    положения, значение для развития страны, дать
    оценку реформе;
  • развивать навыки работы с документами,
    статистическими данными, их анализа, учить
    выделять главное, определять и объяснять
    понятия, делать выводы;
  • способствовать личностному развитию учащихся -
    работать в группах, вести диалог, публично
    выступать.

План урока.

  1. Введение в тему, постановка целей урока.
  2. Изучение нового материала.
    1) Причины отмены крепостного права.
    2) Подготовка реформы 1861 года.
    3) Основные положения реформы 1861.
  3. Подведение итогов урока.
  4. Закрепление изученного материала.
  5. Задание на дом.

Новые термины и даты: редакционные
комиссии, Секретный комитет с 1858 г., Главный
комитет; 19 февраля 1861 года — “Манифест об
освобождении помещичьих крестьян”; “Положения
о крестьянах, вышедших из крепостной
зависимости”; временнообязанные крестьяне;
отрезки; прирезки; мировой посредник; уставная
грамота, переход на выкуп.

Оборудование: карта “Отмена
крепостного права в Росси в 1861 г.”, презентация,
раздаточный материал, устное выступление
учащегося “Накануне отмены крепостного права”,
компьютеры для учащихся.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Сегодня мы будем изучать событие, которому
Н.А.Некрасов посвятил такие строки

Ответы я ищу на тайные вопросы,
Кипящие в уме: “В последние года
Сносней ли стала ты, крестьянская страда?
И рабству долгому пришедшая на смену
Свобода, наконец, внесла ли перемену
В народные судьбы? В напевы сельских дев?
Иль так же горестен нестройный их напев?”

Как вам кажется, какому историческому событию
посвящены строки великого поэта. Сформулируем
тему урока — “Буржуазные реформы 60-70гг. XIX века.
Отмена крепостного права”. Приложение
1, слайд 1.

К концу урока попытаемся дать ответы на
поставленные вопросы Н.А.Некрасовым.

Актуализация знаний учащихся по теме урока.

Слово учителя. Совершим небольшой экскурс в
глубь истории, вспомним, что предшествовало
отмене крепостного права.

“Накануне отмены крепостного права” (устное
выступление учащегося). Приложение
1, слайды 2-7.

1) Что такое крепостное право – форма
зависимости крестьян, при которой они наделяются
землей, неся за пользование ею различные
повинности (барщину, оброк) и подчиняются
судебной и административной власти помещика.
Крестьянин является собственностью помещика.

2) Основные вехи закрепощения крестьян.

1497 г.

— введение в Судебнике Ивана III Великого
ограничения права перехода крестьян от одного
землевладельца к другому по времени (неделя до и
неделя после Юрьева дня осеннего — 26 ноября) и с
условием уплаты определенной суммы денег (пожилое).
Судебник Ивана IV Грозного 1550 г. сохранил право
крестьян на переход, но увеличил сумму пожилого в
соответствии с инфляцией за прошедшие
полстолетия.

Начало 1580-х гг

. — введение заповедных лет, когда
переход крестьян в Юрьев день запрещался.

1597 г.

— введение урочных лет — срока сыска
беглых крестьян и возвращения их землевладельцу.
Первоначально составлял 5 лет, потом
неоднократно увеличивался и уменьшался.

1649 г.

— закрепление в Соборном уложении
бессрочного сыска беглых крестьян, т. е. их
окончательное закрепощение.

3) Как российские императоры относились к
теме освобождения крестьян.

Екатерины Великая – первая осознала
необходимость отмены крепостного права, но
ничего серьёзного не предприняла, так как сама
признавала, что “бороться с крепостничеством -
значит лишиться трона”.

Александр I – сделал первые попытки решения
крестьянского вопроса: указ о “вольных
хлебопашцах” 1803 г., отмена крепостного права в
Прибалтике в 1816г. (крестьяне получили личную
свободу, но без земли).



Николай I – его политика в крестьянском вопросе
получила название “бег на месте” из-за того, что,
несмотря на большое количество законов, никакого
реального движения в сторону отмены крепостного
права не было. Николай Павлович тогда говорил:
“Я, конечно, самодержавный и самовластный, но на
такую меру никогда не решусь”.

4) Передовое общественное мнение России по
поводу крепостного права: однозначно
высказывалось против крепостного права – книга
А.Н.Радищева “Путешествие из Петербурга в
Москву”, аграрные программы декабристов,
взгляды П.Я.Чаадаева, славянофилов, западников и
революционных демократов.

Слово учителя. Как Александр II относился к
отмене крепостного права. Прочитаем отрывок из
его речи, произнесенной 30 марта 1856 г. перед
московскими губернскими и уездными
предводителями дворянства.

“Слухи носятся, что я хочу дать свободу
крестьянам; это несправедливо, и вы можете
сказать это всем направо и налево; но чувство,
враждебное между крестьянами и их помещиками, и
несчастию, существует, и от этого было уже
несколько случаев неповиновения к помещикам. Я
убежден, что рано или поздно мы должны к этому
прийти. Я думаю, что вы одного мнения со мною,
следовательно, гораздо лучше, чтобы это
произошло свыше, нежели снизу”.

Ответ: в речи видно стремление Александра II
отменить крепостное право, поскольку
затягивание этого вопроса может привести к
волнениям, восстаниям со стороны крестьян и даже
к революции.

Слово учителя: определим цели урока

1) выясним причины отмены крепостного права;

2) подготовка реформы 1861 года;

3) основные положения реформы 1861 года -
буржуазные черты, феодальные пережитки после
реформы 1861 г.

Класс делится на четыре группы, которым даётся
задание с дальнейшим предъявлением результатов
(приложение 2, 3, 4). Отводится 15 минут.

  • Группа №1. Причины отмены крепостного права.
    Приложение 2, Приложение 1,
    слайды 8-11
  • Группа №2. Подготовка реформы 1861 года. Приложение 3, Приложение 1,
    слайды 12-13.
  • Группа №3. Основные положения реформы 1861 года.
    Буржуазные черты. Приложение 4, Приложение 1, слайды 14-18.
  • Группа №4. Основные положения реформы 1861 года.
    Феодальные пережитки. Приложение 7,
    Приложение 1, слайды 14-18.

Общие вывод

: реформа не решила аграрный
вопрос. Крестьянин остался экономически
зависимым от общины, выйти из которой согласно
закону он не мог (работа с признаками общины Приложение 5); выкуп был очень
высок, долго сохранялась экономическая
зависимость крестьян от помещика.

Реформа непоследовательная, половинчатая,
незавершённая.

И всё же крестьянская реформа имела огромное
историческое значение:

1) созданы возможности для широкого развития
рыночных отношений; страна вступила на путь
капиталистического развития;

2) в нравственном отношении – покончено с
крепостным рабством;

3) положено начало другим важнейшим
преобразованиям.

III. Подведение итогов урока.

Что нового вы узнали на уроке?

Вернёмся к строкам Н.А.Некрасова.

Ответы я ищу на тайные вопросы,
Кипящие в уме: “В последние года
Сносней ли стала ты, крестьянская страда?
И рабству долгому пришедшая на смену
Свобода, наконец, внесла ли перемену
В народные судьбы? В напевы сельских дев?
Иль так же горестен нестройный их напев?”

  • Какую оценку вы в месте с автором дадите
    крестьянской реформе (называются феодальные
    пережитки).
  • Назовите буржуазные черты реформы.

IV. Закрепление изученного материала.

Организуется работа с понятийным аппаратом Приложение 5, тестами Приложение
6

Домашнее задание: устное высказывание

1) причины отмены крепостного права,

2) основные этапы подготовки реформ,

3) буржуазные черты крестьянской реформы,

4) феодальные пережитки крестьянской реформы.

Выставление оценок за работу на уроке.




Следующий: