Урок истории по теме Борьба Руси с западными завоевателями. 6-й класс

Цель урока Способствовать формированию
гражданской идентичности через изучение борьбы
Руси с экспансией крестоносцев
Задачи
  • рассмотреть причины, ход, итоги и значение
    борьбы русских земель с западной угрозой
  • продолжить формирование умений участвовать в
    обсуждении, анализировать исторические факты,
    сравнивать явления и события.
  • воспитывать чувство патриотизма, любви и
    преданности своей Родине.
Оборудование:
  • Мультимедиапрезентация “Борьба
    Руси с крестоносцами”
  • Раздаточный материал: кроссворд “Ливония”
    (История России с древнейших времен до конца XVIII
    века. Дидактические материалы. М, 2000. С.58.)
  • Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с
    древнейших времен до конца XVI века. Учебник . М., 2010
  • Данилов А.А. Косулина Л.Г.История России с
    древнейших времен до конца XVI века. Рабочая
    тетрадь. М., 2011

Сценарный ход урока

1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Изучая историю средних веков, мы познакомились
с понятием крестоносцы. Давайте вспомним.

  • Кого называли крестоносцами?
  • Какие цели они преследовали?
  • Что такое духовно-рыцарский орден?

Сегодня мы с вами поговорим о том, как
складывались отношения Великого Новгорода с
западными соседями. Выясним причины этих
отношений, узнаем об основных событиях.

2. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

2.1. Рассказ учителя (слайд 2)

Земли Прибалтики давно интересовали
европейских феодалов. В середине XII века на
берегах Финского залива появились шведы и
приступили к покорению финских племен. В 1164 году
шведские отряды вторглись в Новгородские земли,
но были разбиты новгородским ополчением.

Эти территории интересовали и немецких
феодалов. Они откликнулись на призыв папы
римского обратить в католичество прибалтийские
племена. В 1200 году отряды крестоносцев
высадились в устье Западной Двины. В 1201 году они
основали крепость Рига. Вскоре на этих землях
образовался Орден меченосцев. Следом за
меченосцами на земли балтийских племен пришли
рыцари Тевтонского ордена. В 1237 году оба ордена
объединились в один – Ливонский.

2.2. Работа в группах. (Приложение 2)

Выполнив задание, вы узнаете, что собой
представляло это государство.

2.3. Рассказ учителя (слайд 3)

Покорив язычников Прибалтики, рыцари устремили
взоры на Северо-Западную Русь.

В июле 1240 года в устье Невы прибыла шведская
флотилия. Во главе шведов стоял опытный
военачальник – герцог Биргер. В Новгороде во
главе войска стоял молодой 20-летний князь
Александр Ярославович. Он скрыто двинул свое
войско на врага. 15 июля состоялась Невская битва.
Внезапным ударом конная дружина Александра
обрушилась на шведский лагерь на берегу, а пешее
новгородское ополчение по сходням бросилось на
корабли противника. Вражеское войско было
наголову разбито, его остатки спешно бежали на
уцелевших кораблях. Мужество и героизм молодого
князя и русских людей отражены в житии
Александра Невского (слайд 4)

2.4. Работа в группах (Приложение 3).

В учебнике на с.113-114 размещен отрывок из
“Повести о Житии Александра Невского”

  • 1-я группа. Прочитать отрывок и ответить на
    вопрос: о каких подвигах в битве на Неве
    говорится в документе.
  • 2-я группа. Прочитать отрывок и ответить на
    вопрос: какие слои населения принимали участие в
    Невской битве.
  • 3-я группа. Прочитать отрывок и ответить на
    вопрос: каковы причины победы русских войск в
    Невской битве.

2.5. Рассказ учителя (слайд 5)

Новгород встретил победителей торжественно. С
той поры Александра Ярославовича стали называть
Невским. Но опасаясь усиления князя,
новгородская верхушка попросила князя вернуться
в Переяславль – Залесский.

Тем временем над новгородскими землями
возникла новая угроза. В наступление пошли
рыцари Ливонского ордена. Они захватили Изборск,
Псков и оказались в 30 верстах от Новгорода.
Жители города вновь запросили помощи у
Александра Невского. Зимой 1241-1242 года князь
освободил Псков, изгнал рыцарей из Изборска.
Чтобы полностью обезопасить Новгород предстояло
дать генеральное сражение. Оно состоялось 5
апреля 1242 года на Чудском озере.

Противники хорошо знали тактику друг друга.
Немцы как обычно выстроились клином. Русские
называли это построение “свиньей”. (слайд 6)
Впереди и по бокам конные рыцари, внутри строя –
легковооруженная конница. Передовые рыцари
вклинивались в строй противника, вносили
смятение, а затем пехота завершала разгром
неприятеля. Порядок построения русских дружин
немцам тоже был известен. Но Александр этот
порядок изменил. Он не стал, как обычно, укреплять
центр, а поставил позади строя пехотинцев обозы о
повозки. Зато усилил фланги. А часть войска скрыл
за огромным Вороньим камнем. Началась битва.
Немецкий клин, наткнувшись на обозы и повозки,
рассыпался. По флангам ударила русская конница.
Рыцари, повернув коней, бросились бежать. Не
выдержал апрельский лед, рыцари проваливались в
воду. До 400 рыцарей погибло, 50 знатных немцев было
взято в плен. (Слайд 7)

Битва вошла в историю под названием Ледовое
побоище. Жители Новгорода встречали с радостью
победителей.

Так в результате Невской битвы и Ледового
побоища было остановлено продвижение
крестоносцев на русские земли. Память об этих
событиях на века осталась в памяти народной.
Александр Невский был причислен к лику Святых. В
1942 году был учрежден орден Александра Невского. В
Новгороде, Пскове, Изборске стоят памятники
выдающемуся полководцу (слайд 8, 9).

3. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Работа в парах. Выполнение задания в рабочих
тетрадях. С.39. Задание 3. (Приложение
4).

4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Д/з параграф 13. На основе известных поступков и
фраз Александра Невского попробуйте определить
его личные качества. Какие из них вам симпатичны,
а какие, возможно, нет. Почему?

Следующий: