Урок-исследование равноускоренного движения. 9-й класс

Цели урока: формирование практических
умений и навыков, в том числе, умений наблюдать
физические явления, анализировать результаты
эксперимента, делать обобщения и выводы.

Тип урока: урок-исследование на основе
лабораторной работы №1 в 9-м классе.

Оборудование для учащихся:

1) желоб

2) брусок

3) датчик- секундомер, транспортир,
миллиметровка.

Пояснительная записка: класс делится
на три научных сектора. Назначаем научных
руководителей секторов. Научный руководитель
координирует работу, отвечает за выполнение,
направляет лучшего теоретика, экспериментатора,
математика для заполнения листа-отчета (Приложение 1) на доске. В начале
урока перед всеми учащимися выдвигаются три
гипотезы, касающиеся равноускоренного движения.
Научным секторам предлагается, выбрав гипотезу,
доказать её или опровергнуть на основе
эксперимента.

Каждый учащийся заполняет индивидуальный
лист-отчет о проделанной работе. По мере
выполнения работы такой же лист-отчет
заполняется представителями научных секторов
(теоретиком, экспериментатором, математиком) на
доске. По завершении работы над таблицей научный
руководитель отчитывается о проделанной работе.
Все учащиеся внимательно слушают, задавая при
необходимости вопросы, формулируются
окончательные выводы.

План урока

1. Организационный этап (2 мин). Приветствие.Сообщается
тема, цель и структура урока.

2. Актуализация знаний. Мы изучили
основные закономерности равноускоренного
движения, выучили формулы и определения.
Повторим их:

- Что такое равноускоренное движение?

- Что такое ускорение?

- По каким формулам можно найти перемещение при
равноускоренном движении ?

- По какой формуле можно найти скорость?

- Что собой представляет график скорости? Как
называется эта зависимость?

- Что представляет собой график зависимости
перемещения от времени?

Мы использовали всегда готовые формулы, а
сегодня попробуем доказать некоторые
соотношения равноускоренного движения на основе
эксперимента.

На доске. Вы видите звенья процесса
научного познания:

Исходные факты —> гипотеза —> следствие
—> эксперимент —> выводы

Мы сегодня вместе в таком процессе поучаствуем.



Звучат слова А.С. Пушкина:

“О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель…”

На доске Выдвижение гипотез:


Вопрос Гипотеза
1 Какое соотношение выполняется между
S1:S2:S3
1:4:9
2 Скорость V зависит от t линейно V=at?
3 а зависит от угла а наклона желоба Да, нет

3. Эксперимент: На ваших столах
находятся приборы и все необходимое: лист-отчет,
карточки-памятки для ваших исследований. Каждый
научный сектор должен:

  1. представить теоретическое обоснование опыта
  2. поставить эксперимент и описать его
  3. провести наблюдения
  4. построить график
  5. сделать выводы.

Вся информация об эксперименте должна быть
занесена в таблицу на бланке. (Приложение
2).

На доске таблица заполняется представителями
от каждого сектора по мере выполнения работы.
После заполнения всей таблицы к доске выходят
научные руководители от каждого сектора и
отчитываются о проделанной работе. Результаты
обсуждаются всеми учениками и корректируются
учителем. По завершении работы над таблицей
формулируются окончательные выводы. Бланки
подписываются учащимися и в конце урока сдаются
на проверку.

Итоги:

  1. Движение по наклонному желобу — равноускоренное
  2. V(t)– линейная функция
  3. Чем больше угол тем наклона плоскости , тем
    больше ускорение тела
  4. .Выставление оценок за комментарии и отдельно
    за отчеты

Домашнее задание: параграф 8 повт.,
Кирик Л.А. самостоятельная работа №6 достаточный
уровень.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Оснащение школы техническими средствами в
    современных условиях. Под ред. Л. С. Зазнобиной. -
    М.:УЦ “Перспектива” ,2000.
  2. Гузеев В.В. Образовательная технология: от
    приема до философии. — М.: Сентябрь, 1996 (Библиотека
    журнала “Директор школы”).
  3. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в
    зарубежных педагогических поисках. — М.: Арена, 1994.
  4. Горлова Л.А. “Нетрадиционные уроки, внеурочные
    мероприятия по физике” — М.: “ВАКО”, 2006.



Следующий: