Урок-исследование по теме Газовые законы с использованием ИКТ 10-й класс


Цели:

образовательные (познавательные):

- Уметь выводить газовые законы.
- Уметь воспроизводить газовые законы.
- Уметь понимать газовые законы.
- Уметь доказывать газовые законы.
- Уметь демонстрировать газовые законы.
- Уметь строить графики изопроцессов и читать их.
- Уметь применять газовые законы.
- Уметь приводить примеры 3-х газовых законов.
- Уметь отвечать на вопросы по теме газовых
законов.

Развивающие:

- Развитие логического мышления (анализ,
синтез, обобщение, абстрагирование, выделение
главного, установление зависимости, причинно -
следственные связи)
.
- Развитие речи, памяти, чувства времени,
сенсорной сферы (развитие чувств).

Воспитательные:

- Воспитание коммуникабельности (умения
общаться)
, трудолюбия, внимания, активности.

1. Орг. момент (1 мин.): раздаточный
материал и демонстрационное оборудование.

2. Проверка домашней ра

боты: (5 мин.)

- наличие,
- уровень усвоения,
- индивидуальные трудности.

На прошлом уроке вы изучили уравнение: рV=m/М*RТ.
Давайте повторим и проверим уровень усвоения
материала предыдущего урока:

1) Скажите, как оно называется и почему?
2) Каковы границы применимости, т.е. условия, при
которых уравнение выполняется?
3) Прочитайте уравнение состояния идеального
газа, т.е. уравнение Менделеева — Клапейрона.
4) Дома вам нужно было вывести, написать формулы
нахождения всех величин. Пожалуйста, желающие к
доске.

Р= ,
V= ,
Т= ,
m= ,
М= .

Формулы пишут 5 учеников на доске.

Или самостоятельная работа по вариантам
(таблица на экране или распечатанная на бумаге)
.


№ варианта m, кг М, кг/моль р, Па V,м3 Т, К
I ? 3,2 10-2 1,5 106 0,83 300
II 2,4 4 10 -2 ? 0,4 200
I 0,3 2,8 10-2 8,3 105 ? 280
II 0,16 4 10-3 6 104 0,83 ?

3. Подготовка к восприятию и усвоению нового
материала, мотивация, обоснование (целеполагание),
задачи
(3 мин.):

Уравнение состояния идеального газа связывает
3 макроскопических параметра (р, V, Т), а уравнение
зависимости между двумя параметрами газа при
фиксированном значении третьего параметра
называют газовым законом. Как вы считаете,
сколько их и какие это могут быть
уравнения-законы? (Зачем нужны газовые законы?)

Историческая справка:

Исторически было,
наоборот: из газовых законов получено уравнение
состояния идеального газа, то есть уравнение
Менделеева — Клапейрона.

И между I и II газовым законом прошло 100 лет!

Задания:

- Исследовать эти зависимости:

p~ / при Т=const,
V~T при p=const,
p~Т при V=const.

Для этого у вас есть хороший помощник –
компьютер.

Сделать выводы, т. е. получить газовые законы.

- Или предложить проверить газовые законы.
- Или предложить опровергнуть газовые законы.
- Или pV / Т =const (уравнение Клапейрона) – это
универсальная постоянная, а есть ли другие
константы?

4. Компьютерный эксперимент –

моделирование (15
минут)
.

Программа “Открытая физика 2,6” или “Физика в
картинках”. Результаты экспериментов ученики
заносят в таблицу, на каждый закон своя таблица и
каждый закон на трех компьютерах. Выводы-итоги
исследования доводят до сведения класса,
например:

“Я исследовал…. и убедился, что….., для этого
я…. (как получил)”.



5. Введение понятий:

Изопроцессы (изотермический, изобарный,
изохорный)
. Газовые законы (Бойля-Мариотта,
Гей-Люссака, Шарля)
и их графическое
изображение. Историческая справка из их
биографий. Работаем по демонстрационным
таблицам и по учебнику.

6. Натуральный эксперимент над реальным
газом:

демонстрация закона Бойля-Мариотта, закона
Шарля или одного из них.

7. Закрепление:

а) Записать и прочитать газовые законы (1-й
уровень — репродуктивный)

б) Умение называть изопроцессы (графики на
экране — 2-й уровень)
.

Например:

1)

2)

3)

Ответы:

1) Изобарное нагревание (расширение)
(Дополнительная информация: tg а = V/Т)

2) Изохорное охлаждение (уменьшение давления)
3) Изотермическое сжатие (увеличение давления)

в) Построить графики в других осях (линейные)
(3-й уровень)
:

Раздаточный материал – карточки. Например:
изохорное нагревание (увеличение давления)

Для физико-математических классов построить
графики в других осях (циклические).

г) Можно расчетные задачи.

8. Домашнее задание

(1 мин):

§ 71, упр. 13 (1-5 задачи)

9. Выводы по уроку:

Что понравилось, а что нет? Какие «+» и
«-»? Цель достигнута?

10. Отметки за урок.

Что будем оценивать?

а) знания?
б) работу на уроке?
в) идеи — умение мыслить?!

Обратная связь:

1) Визуальная (по глазам, по реакции, по
участию в работе, по идеям, т.е. по умению мыслить,
экраны мониторов)
.
2) письменное (таблицы, карточки).

Таблица 1 (при T=const) на 3 компьютерах.


p V pV
T1
T2
T3

Таблица 2 (при p=const) на 3 компьютерах.


V T V/T
P1
P2
P3

Таблица 3 (при V=const) на 3 компьютерах.


p T p/T
V1
V 2
V 3




Следующий: