Урок – интеллектуальный турнир по истории Отечества на тему: Основные вехи в истории России XI—XVI вв.. 6-й класс

Форма урока:

интеллектуальный турнир –
Историческая “ Куча-мала”

Цели урока:

  • Расширить, дополнить представления школьников
    об основных событиях Отечественной истории.
  • Показать роль личности в истории и влияние
    народных масс на происходящие события.
  • Повторение и закрепление полученных знаний;
    умение выбрать главное и второстепенное в
    истории.
  • С целью патриотического воспитания показать
    важность изучения истории, любить Родину — значит
    быть патриотом.
  • Оборудование урока:

  • Карта “ Русь в XIII в. ”
  • Подбор рисунков, картин, фотографий
  • Карточки с заданием
  • Магнитофон, аудиозаписи
  • Карты самоконтроля: рефлексия

  • План урока:

    I.

    Сообщение темы и целей урока.

    Инструктаж по условиям турнира


    II.

    Проведение турнира:

    1.Узнай, кто он?

    2.Найди слово!

    3. Неотправленные депеши

    4. Установите соответствие

    5. Конкурс капитанов

    6. Из жизни слов

    7.Блиц — турнир


    III.

    Подведение итогов урока.

    В течение нескольких месяцев мы изучали
    историю России XI –XVI веков. Сегодня на уроке мы
    посмотрим, как вы запомнили основные даты,
    термины и события нашей истории. Люди изучают
    историю не из простого любопытства, они пытаются
    разобраться в прошлом, чтобы понять настоящее и
    хоть немножко заглянуть в будущее.

    Великий Цицерон говорил, “История
    свидетельница веков, факел истины, душа памяти,
    наставница жизни”

    Наш урок будет проходить в форме
    интеллектуального турнира

    “ Куча — мала” и я прошу вас поиграть от души, со
    спортивным азартом. На доске название этапов
    нашего турнира. Наш класс разбит на три команды:
    Москвичи, Новгородцы, Рязанцы. За каждый
    правильный ответ команда будет получать жетон в
    виде гривны, победит та команда, которая соберет
    больше гривен (дети сидят в классе по группам).

    Мы, потомки А.Невского, Д.Донского, Петра
    Великого скрестим шпаги знаний по истории. В
    путь!

    Звучит музыка

    (Эдвард Григ “ Сон”)

    Учитель : К нам пожаловали гости. О чем –
    то очень важном они хотят нам рассказать.
    Послушаем их.

    ( Входят ученики старших классов — исполняют
    театрализованный этюд: монах сидит за столом с
    пером в руке, перед ним свеча, пишет летопись,
    былинницы в русских народных платьях с большими
    платками на плечах).

    Былинница 1:

    Слава нашей стороне,
    Слава русской старине
    Я рассказывать начну,
    Чтобы люди знать могли
    О делах родной страны.

    Былинница 2

    :

    В монастырской келье узкой
    В четырех глухих стенах
    О земле, о древнерусской
    Быль записывал монах

    Монах:

    Я писал зимой и летом,
    Озаренный тусклым светом,
    Я писал из года в год
    Про великий наш народ.

    Былинница 1:

    О нашествии Батыя
    Написал он в грозный час,
    И слова его простые
    Сквозь века дойдут до нас.

    Монах:

    Был страшный год
    Когда все страны
    Боялись больше, чем огня
    Батыя внука Чингисхана,
    Своё соседство с ним кляня.
    Был страшный век, когда монголы,
    На Русь лавиною пошли.

    Былинница 2:

    Ой лихо! Лихо! Ой беда!
    Стоит орда! Грозит орда!

    Былинница 1

    :

    Горят хоромы, терема-
    Всё, чем Рязань богата.
    Пять дней оборонял народ
    Свой край, как говорят сказанья.

    Былинница 2

    :

    И пять ночей небесный свод
    Пылал над стонущей Рязанью,
    А на заре шестого дня
    Бежали те, кто уцелел.

    Монах:

    Мы отчизне верно служим
    Ты один из сыновей
    Так расти, чтоб ты был нужен
    Дорог Родине твоей.

    Вопрос:

    О каком историческом событии они
    нам рассказали?

    Учитель

    : Спасибо ребята за ваш ответ,
    попросим наших гостей выступить в роли судей
    нашего турнира. Они будут подсчитывать
    правильные ответы, и результаты будут вывешивать
    на табло на доске.

    I.

    Узнай, кто он?

    ( Каждой команде дается характеристика одного
    исторического деятеля, дети должны угадать о ком
    речь и кратко рассказать о нем).

    1. За лесами отыскал простор
    Стал далёким южный Киев-град.
    В летописи с ним связали город
    Что зовётся по реке Москве. (Ю. Долгорукий)

    2 .В правлении этого князя Русь окончательно
    разбила печенегов, активно шло строительство
    крепостей, но самое важное — Русь перестала быть
    языческой, приняв православие. В летописи этого
    князя называют “ Красным Солнышком”, а русской
    церковью он был причислен к лику святых

    (Владимир Святославович).

    3. “ Русский Александр Македонский”. Это
    прозвище получил один из первых князей
    Древнерусского государства за то, что постоянно
    воевал. “ Никогда не возил с собой шатра, котелка,
    не ел мяса, а спал там, где настигнет его ночь. Идя
    в поход, он предупреждал врага своего словами: “
    Иду на Вы”

    (Святослав).

    II. Найди слово!

    Учитель:

    Закончился Новый год. Пора снимать
    с елки игрушки, но игрушки не простые, а с
    секретом. На каждой из них часть слова, собрав
    несколько игрушек, нужно прочитать термин и
    объяснить его значение.

    Слова:

    вече, фреска, летопись, оброк,
    барщина (побеждает та команда, которая быстрее
    составит термины и их объяснит).

    III. Неотосланные депеши

    Учитель: Кто, когда и в связи с чем, мог
    послать или получить каждое из этих донесений?
    Ничего, что они, может быть, и не были отправлены в
    свое время.

    Каждая команда получает по три депеши, за
    быстрый ответ команде прибавляется балл.

    1. “Наши стреляли из пищалей, многих татар убили, а
      их стрелы падали, и никого не ранили”. (Иван III,
      стояние на реке Угре)
    2. “Приди ко мне брате, в Москов”. (Ю. Долгорукий)
    3. “И гнали их русские с боем по воздуху, и некуда
      им было убежать, били их 7 верст по льду”. (Ледовое
      побоище)
    4. “Настал час послать к Ярославичу, бить челом,
      звать в Великий Новгород”. (Бояре — А. Невскому)
    5. “ И сказал ему кудесник: “ Князь! от коня твоего
      любимого, на котором ты едешь. От него тебе
      умереть”. (Олег Вещий)
    6. “Вышли к Неве с дружиною. Ополчению поспевать
      следом”.
    7. (А. Невский)

    8. “Огромные полчища стянуты к городу, от скрипа
      колес и ржания коней не слышно человеческого
      голоса”. (Монголо — татары, Рязань)
    9. “Была суббота. Когда взошло солнце, сошлись оба
      войска, и была злая сеча, и раздавался такой
      треск, от сломавшихся копий и звон мечей, будто
      замёршее озеро двинулось”. ( Чудское озеро)
    10. “ 20 августа 1380 года Дмитрием Ивановичем рать
      выступила из Москвы. Шло войско и реяло над ним
      черное с золотом знамя Великого князя Дмитрия. В
      лучах солнца сверкали островерхие шлемы
      княжеских дружин, копья простых воинов…(Д.
      Донской; Куликовская битва)


    IV.Установите соответствие

    Учитель: Мы изучили много дат. Сейчас Вам
    предстоит выполнить задание, установить
    соответствие между событиями и датами. На листе
    Вы должны написать цифры ( обозначающие событие),
    а рядом букву, обозначающую дату этого события.
    Та команда, которая раньше выполнит задание,
    получает дополнительно балл.


    1

    Стояние на реке Угре

    А

    1478

    2

    Присоединение Новгорода к
    Московскому княжеству

    Б

    1237

    3

    Ледовое побоище

    В

    988

    4

    Принятие христианства

    Г

    1480

    5

    Первое упоминание о Москве

    Д

    1382

    6

    Начало нашествия Батыя на
    Русь

    Е

    1242

    7

    Разорение Тохтамышем Москвы

    Ж

    1147

    V. Конкурс капитанов

    Учитель: Русские люди много времени
    проводили за трапезой. Перед нашими капитанами
    набор продуктов, беря по одному продукту,
    капитаны должны убрать то, что русские люди не
    ели, побеждает тот капитан, кто последним уберет
    продукт.

    Продукты: чай, кофе, картошка, хлеб, кисель,
    каша, рыба, кефир, лук, лимон, апельсин, репа.

    VI. Из жизни слов

    Учитель:

    Часто употребляем в своей речи
    пословицы и поговорки, крылатые выражения.
    Каждой команде дается по одному выражению, нужно
    объяснить, что они обозначают.

    1. Работать спустя рукава (Одежда русских бояр
      была такова, что рукава спускались очень низко,
      почти до колен; употребляется в смысле работать
      плохо, неаккуратно).
    2. Кричать во всю Ивановскую (В Московском Кремле у
      колокольни Ивана Великого была площадь, где
      объявлялись все царские указы; употребляется в
      смысле разговаривать слишком громко).
    3. Подлинная правда. (Во время допроса подсудимого
      били кнутом,который

    назывался длинником, считалось, что от боли
    человек скажет правду).


    VII. Блиц- турнир

    Учитель: Каждой команде дается
    одинаковое количество вопросов,

    побеждает та команда, которая даст как можно
    больше правильных ответов.

    1 команда

    1. Татарский хан, потерпевший поражение в
    сражении под Непрядвой

    (Мамай).

    2.Существует мнение ,что учителем этого
    прославленного иконописца был Ф. Грек. Сам же
    художник прославил себя росписью многих храмов,
    в частности Троице-Сергиева монастыря, где была
    написана икона “ Троица” (А. Рублев).

    3. Когда “ прилетел” двуглавый орел в
    Московскую Русь ( при Иване III в XV в из Византии).

    4.Река, где в 1223 году произошло первое сражение
    русского и половецкого войска с монголо-
    татарами( Калка).

    5. Земельный надел, который передавался от отца
    к сыну (вотчина).

    6. Что такое ярлык (документ, подтверждающий
    право на княжение).

    7. Чем помещик отличается от боярина. (Помещик
    получал землю за службу, а боярин по — наследству).

    2 команда

    1. Вплоть до пятнадцатого века по углам Китай-
    города в Москве стояли бочки с водой. Почему? (На
    случай пожара).

    2.Какое новшество ввел Дмитрий Донской в
    архитектуре Кремля? (на месте сгоревшего
    деревянного кремля возвел белокаменные стены с 9
    башнями).

    3. Кто такие баскаки? (сборщики дани для татар).

    4. Город, который во время монголо- татарского
    нашествия 1237 г. защищался 7 недель, за это его
    назвали “ злым городом” (Козельск).

    5. На каком музыкальном инструменте играл
    былинный герой Садко?

    (Гусли).

    6. В каких древнерусских городах находились
    Золотые ворота? (Киев, Владимир).

    7. Какой правитель жил в Сарае? (Батый)

    3 команда

    1. Вы знаете, эта птица диковина, живёт на берегу
    озера, на болоте. Если название птицы, то сразу
    одну из героических страниц русского народа в
    далёком прошлом (Кулик, Куликовская битва).

    2.Это стрелковое оружие русские применили во
    время знаменитого стояния на реке Угре (Пищаль).

    3. Какое реальное событие позволило историкам
    точно установить дату выступления Игоря
    Северского против половцев? ( Солнечное затмение
    1 мая 1185года)

    4. Название монголо- татарского государства,
    основанное ханом Батыем?

    ( Золотая Орда).

    5.Купец, путешественник, автор книги “ Хождение
    за три моря”?

    (А. Никитин).

    6. Как назначались великие князья в период
    монголо-татарского нашествия? (В ставке Золотой
    орды нередко путем подкупа).

    7. Какое событие принято считать началом
    летоисчисления? (Год рождения Иисуса Христа).

    Учитель:

    Вот и закончился наш турнир.
    Хочется закончить словами

    Фёдора Ивановича Тютчева:

    Умом Россию не понять,

    Аршином общим не измерить.

    У ней особенная стать

    В Россию можно только верить.

    Наша страна выстояла в самые трудные моменты
    истории, и мы верим в лучшее будущее России!

    Сейчас наши гости подсчитают количество
    баллов, которое набрали команды. А все дети
    заполнят карточку — рефлексия урока.

    Рефлексия

    I. Оцените свою работу на уроке по 10 бальной
    системе:

    1.1-4 — не активен, не было мыслей, молчал;

    2. 5-7- иногда отвечал, поднимал руку;

    3. 8-10-очень активен был на уроке, часто
    отвечал;

    II.Оцените работу команды по 10 бальной системе:

    1.1-4 – работал плохо;

    2.5-7- иногда отвечали на вопросы;

    3.8-10- работали очень активно, разобрали все
    вопросы

    III. Оцените полученные знания на уроке:

    1.1- я ничего не понял;

    2.3- я не получил новых знаний;

    3.5- я разобрался в основных проблемах урока.

    Подведение итогов урока . Награждение
    победителей.

    Следующий: