Урок информатики по теме: Построение диаграмм с помощью табличного процессора MS Excel

Развивающая цель:

  • pазвитие представлений учащихся о прикладном
    значении программ пакета MS-Office.

Образовательная цели:

  • познакомить учащихся с графическими
    возможностями табличного процессора MS Excel;
  • научить оценивать влияние факторов среды на
    состояние здоровья человека, с использованием
    электронных диаграмм.

Воспитательная цель:

  • воспитание экологического самосознания;
  • патриотизма, любви к родному краю;
  • гордости за то, что человек частичка
  • – Вселенной,
    – планеты Земля,
    – своей страны,
    – города (села).

Гуманитарный компонент:

  • история появления жизни на Земле.

Национально-региональный компонент:

  • экологическая обстановка города, гимназии.

Оборудование:

  • компьютер;
  • проектор;
  • дискета учащихся;
  • программы пакета MS-Office;
  • презентация “Появление жизни на Земле”;
  • графический файл “Test.jpg”;
  • инструкционная карта “Построение диаграмм” –
    10 шт;
  • знак бесконечности на потолке;
  • яркое пятно, расположенное в верхнем углу
    кабинета.

I. ОРИЕНТАЦИОННО-МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП

Прозвенел звонок, и мы начинаем сегодня
необычный урок, экологический урок информатики.

(В качестве домашнего задания, учащимся было
задано: выработать параметры оценки
экологического состояния города, гимназии.)

Скажите, какую тему изучали на прошлом уроке?
(Изучали “Электронные таблицы”. –
Познакомились с таким типом данных, как
“формула”. – Научились работать с формулами,
копировать их).

– Теперь, внимание на экран (Если отсутствует
проектор – использовать демонстрационный
компьютер). Приложение 1.

1 слайд: Вы видите Солнце. Миллиарды
лет назад в результате большого взрыва появилось
наше светило.

2 слайд: В его внутренней зоне
сформировалась наша планета – Земля.

3 слайд: И, наконец, родились первые
люди: Адам и Ева. Вглядитесь в их светлые,
одухотворенные лица. Как прекрасны они! Как
прекрасно человеческое тело!

Потомки Адама и Евы построили города, насадили
сады, заселили планету. Мы – их дети.

4 слайд: На этом слайде вы видите наших
современников, которые дерутся и курят. Ребята,
похожи ли мы с Вами на своих прародителей? Похожи
ли мы? Женщины – на Еву, мужчины – на Адама? Что
произошло с нами с тех времен, когда Адам и Ева
открыли нам путь книги жизни, путь добра и солнца,
а мы живем в мире жестокости и зла?!?

Сегодня вы пришли на урок информатики, мне
хотелось бы узнать какое у вас сегодня
эмоциональное состояние и психологический
настрой?

С помощью графического редактора запустите
файл “Тest.jpg”.

Вы видите три круга. Это ваше эмоциональное
поле. 1-й круг соответствует состоянию в семье, 2-й
круг – это то, что у вас связано со школой, 3-й –
отражает состояние перед началом урока. Отметьте
цветной точкой ваше состояние на этих кругах.

Проведите ребята самодиагностику и сохраните
файл на своих дискетах. Спасибо!

Предлагаю упражнение, которое поможет вам
сбалансировать деятельность левого и правого
полушарий вашей интеллектуальной деятельности.
Сядьте поудобнее на стульях, запрокиньте ногу на
колено, придержите её руками, закройте глаза. Это
поза бесконечности. Сосредоточьтесь над знаком
“бесконечности”. Знак находится над вашим
теменем, плавно колеблется над вашей головой. Вы
его ярко представили. Постарайтесь удержать это
изображение в вашем мысленном образе в течение
одной минуты. Когда человек сталкивается с
бесконечностью, он невольно задумывается о своем
здоровье как об одном из важных факторов своего
долголетия.

Время вышло, вернитесь в свое обычное состояние
и давайте с вами поговорим о здоровье человека.
Как вы считаете, от каких факторов зависит
здоровье человека?

(Установлено, что здоровье зависит от следующих
факторов: 50% образ жизни; 20% наследственность; 20%
экологическая обстановка; 10% здравоохранение.)

II. ОПЕРАЦИОННО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Давайте попытаемся, исходя из ваших личных
ассоциаций, оценить экологическую обстановку
нашего города. Вам дается четыре параметра:

  • состояние флоры города;
  • состояние водного режима;
  • состояние воздушной среды;
  • дизайн города.

Вам необходимо, исходя из 10 бальной системы, с
помощью программы MS Excel составить оценочную
таблицу.

А теперь представьте графически ваши оценочные
параметры!

-?!

(Учитель раздает учащимся инструкционную
карту, оформленную на бумажном носителе.)

Инструкционная карта

Урок “Построение диаграмм”

Диаграммы являются средством наглядного
представления данных и облегчают выполнение
сравнений, выявление закономерностей и
тенденций данных. Например, вместо анализа
нескольких столбцов чисел на листе можно,
взглянув на диаграмму, узнать, падают или растут
объемы продаж по кварталам или как
действительные объемы продаж соотносятся с
планируемыми.

Алгоритм построения диаграмм

Чтобы создать диаграмму, необходимо:

  • Ввести табличные данные на листе.
  • Выделить данные.
  • Воспользоваться мастером диаграмм для
    пошагового создания диаграммы.
  • Выбирать тип диаграммы.
  • Уточнить исходные данные.
  • Задать различные параметры.
  • Разместить на отдельном листе или на листе с
    данными.

Практическое построение диаграмм

1. Щелкнуть по значку Далее – Далее – Далее – Готово

2. В верхнем меню — Вставка — Диаграмма —
Гистограмма — Далее — Далее — Готово.

(Ребята на компьютерах строят диаграмму.
Учитель индивидуально работает с каждым
учеником, обращая внимание на разнообразие типов
диаграмм, замену исходных данных и установку
параметров).

При работе за компьютером для пользователей и
программистов самым уязвимым органом является
зрение. Выполним гимнастику для глаз.

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть
спокойно, медленно считая до 5.

Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их
и посмотреть на яркое пятно кабинета (считать до
5).

Вытянуть правую руку вперёд. Не поворачивая
головы, следить глазами за медленными движениями
указательного пальца вытянутой руки влево и
вправо, вверх и вниз.

Посмотреть на указательный палец вытянутой
руки на счет 1-4, перенести взор на яркое пятно на
счет 1-6.

В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения
глазами в правую сторону, столько же в левую
сторону. Расслабить глазные мышцы, посмотреть
пятно на счет 1-6.

III. РЕФЛЕКСИВНО– ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП

– Ребята, вы больше половины своего свободного
времени проводите в гимназии. Состояние ауры
гимназии может либо укреплять, либо ухудшать
здоровье. По каким параметрам можно оценить
экологическое состояние атмосферы гимназии. Где
наиболее слабое звено. Не всё складывается так,
как бы мы хотели, многое зависит не от нас. Вам
сейчас необходимо выработать характеристики и
параметры экологической обстановки гимназии,
разработать минипроект и защитить его.

(Ученики работают за компьютером, заполняют
таблицу, строят диаграмму.)

– Для чего служат диаграммы? (Для наглядного
построения. Для сравнений. – Для выявления
закономерностей…)

Как можно с помощью программы MS Excel создать
диаграмму? (Учащиеся рассказывают алгоритм
построения диаграмм.)

А теперь вернитесь, пожалуйста, к нашему тесту
(файл “Test.jpg”) загрузите его, проставьте
диагностику на уроке. У кого оценка изменилась?
Если вы поставили точку внутри круга, ваше
состояние великолепно. Если – на окружности, то
вы чувствуете дискомфорт, напряженность. И если
вы поставили точку вне круга, то вам плохо. Я хочу,
чтобы у каждого из вас, точки всегда находились
внутри круга и было отличное эмоциональное
состояние.

В заключении урока я хочу пожелать, чтобы вы,
работая с компьютером, всегда выполняли правила
техники безопасности, следили за своим
здоровьем.

Оценки. Домашняя работа – учебник
Информатика. Базовый курс 7-9 кл /И.Г. Семакин и др.
§ 33.

Я вас благодарю за урок. До свидания.

Следующий: