Урок-игра Своеобразие природы Северной Америки


Тема: Своеобразие природы Северной Америки. (Урок-игра.)

«В зрачках оленей призрачных горит, как дальний свет,
Та дикая Америка, которой больше нет».
Дэниэл Бун

Цели:

  • Обобщить знания о природе Северной Америки, подвести итог изучения материка, подчеркнуть важность вопроса охраны природы Северной Америки.
  • Повысить познавательную активность каждого обучающегося.
  • Создать ситуации для проявления инициативы, самовыражения.

Оборудование: мультимедийный проектор, физическая карта Северной Америки, карта «Строение земной коры», карта «Климатические пояса и природные зоны», фотографии географических объектов, контурные карты, плакаты, географические атласы, фишки-оценки, климатограммы, листы-задания.

Предварительная подготовка: класс заранее поделен на 2 команды, примерно одинаковые по силе, выбраны капитаны команд, в течение нескольких недель готовился материал: плакаты, фотографии, сообщения, оформлялся кабинет.

Домашнее задание для команд:

- названия команд;
- приветствия-представления;
- эмблемы команд;
- сообщение «Какой вред нанесен природе Северной Америки?»;
- сообщение «Меры, которые приняты по защите природы Северной Америки».

Ход урока

Урок является итоговым по разделу Северная Америка. Во время урока используется компьютерная презентация, подготовленная учителем. (Приложение)

Оформлена доска. Организационный момент: выбирается жюри.

Урок-игра начинается кратким вступлением учителя и небольшой разминкой.

Учитель: Мы закончили изучение материка Северная Америка, который является необычайно интересным. Вклад в изучение материка внесли русские исследователи-путешественники: офицер русского флота Витус Беринг, капитан-командор Алексей Чириков, купец-предприниматель Григорий Шелехов.

Природа Северной Америки совсем иная, чем на уже изученных материках. Природные комплексы ее разнообразны, среди них есть много уникальных: рощи гигантских секвой, глубокие речные долины — каньоны, огромные области многочисленных гейзеров и грязевых вулканов, громадные по площади озера и т.д.

Северную Америку и Евразию называют северными материками. По каким признакам эти различные по своим природным особенностям материки объединяются под общим названием?

Ученики выделяют общие черты: Оба материка находятся севернее относительно экватора, полностью в северном полушарии.



Оба материка вытянуты с севера на юг, что отражается на их природе.

Наиболее обширные территории этих континентов расположены в умеренных широтах.

Учитель: А еще материк Северная Америка запомнился нам самым-самым.
Давайте вспомним.

Ученики называют:

  • Протяженность береговой линии 75600 км.
  • Самый большой остров — Гренландия.
  • Самое большое ущелье — Гранд-каньон.
  • Самая длинная галерея — Мамонтова пещера.
  • Самые большие озера — Великие Американские.
  • Йеллоустонский парк — 9 тыс.кв.км. 200 гейзеров.

И многое другое.

(После такого разогрева участников самое время приступить к игре).

Представление команд

(Максимальная оценка 15 баллов.)

Название команд, приветствие, эмблема.

Учитель: Северная Америка — третий материк нашей планеты по площади. По очертаниям материк похож на Южную Америку, но наиболее широкая часть континента лежит в умеренных широтах, что оказывает огромное влияние на его природу.

Физико-географический гейм

Конкурс капитанов

Капитанам задаются по 5 вопросов. (5 баллов за 5 правильных ответов)

Вопросы капитану 1 команды:

  • Крайний северный мыс?
  • Крайний западный мыс?
  • Сколько океанов омывают Северную Америку?
  • Площадь Северной Америки?
  • В каком полушарии по отношению к экватору лежит Северная Америка?

Вопросы капитану 2 команды:

  • Крайний южный мыс?
  • Крайний восточный мыс?
  • Какой океан омывает западное побережье Северной Америки?
  • Длина береговой линии Северной Америки?
  • В каком полушарии по отношению к начальному меридиану лежит Северная Америка?

На экране вывод по ФГП Северной Америки.

  • Целиком лежит в северном и западном полушариях.
  • Дальше других материков заходит за северный полярный круг.
  • Больше вытянут с Севера на Юг чем с Запада на Восток.
  • Большая часть территории расположена в умеренных широтах.
  • Омывается тремя океанами.

Учитель: Сотни тысяч лет назад Северная Америка и Евразия были единым материком, имеющие общую историю развития земной коры. Как назывался гигантский материк?

Ученики: Лавразия.

Рельефный гейм

Учитель: В строении поверхности материка преобладают равнины, горы занимают третью часть. В рельефе материка выделяются Горный Запад, Равнинный и Среднегорный Восток. Рельеф восточной части материка сформировался на платформе, поверхность которой долгое время разрушалась и выравнивалась.

Конкурс «художников»

а) На магнитной доске — контурная карта, задание: создать геологические часы Северной Америки. Командам выдаются конверты с магнитами и карточками геологических эр. (5 баллов)

б) На магнитную контурную карту нанести объекты. Командам выдаются конверты с карточками объектов, магниты.

Задание 1 команде: Центральные равнины, Миссисипская низменность, гора Митчелл, Гудзонов пролив, море Баффина, озеро Гурон.

Задание 2 команде: Великие равнины, Приатлантическая низменность, гора Мак-Кинли, Девисов пролив, море Бофорта, озеро Мичиган. (5 баллов)

Климатический гейм

Учитель: Большая протяженность материка с севера на юг, а в северной части и с запада на восток способствует большому разнообразию климатических условий.

1. Расшифровать климатограмму (каждой команде дается диаграмма), определить климатический пояс. (5 баллов)

2. «Заморочки из бочки». Каждая команда вытягивает из бочки по 3 вопроса. Отвечают. (3 балла).

  • Почему холодные арктические воздушные массы далеко проникают на юг Северной Америки?
  • Сколько климатических поясов в Северной Америке?
  • Какой климатический пояс занимает самую маленькую площадь в Северной Америке?
  • Назовите климатообразующие факторы Северной Америки.
  • Почему ограничено влияние Тихого океана на Северную Америку?
  • Какой океан оказывает наибольшее влияние на климат Северной Америки?

Учитель: Северная Америка богата водами. Самая большая река Северной Америки-Миссисипи с Миссури, огромную водную систему образуют Великие озера, Ниагара, Ниагарский водопад, Макензи, Колорадо и многие др.

Водный гейм

(Максимальная оценка конкурса 15 баллов. За 1 правильный ответ 1 балл.)

Учитель: Не глядя на карту, дайте правильный ответ на  вопросы с экрана (учитель читает вопросы).

Задание 1 команде:

  • Река Миссисипи впадает в Мексиканский залив или в Тихий океан?
  • Какое озеро Атабаска или Мичиган входит в систему Великих озер?
  • Какое озеро расположено севернее Верхнее или Эри?

Задание 2 команде:

  • Река Миссури левый или правый приток Миссисипи?
  • Какая река расположена западнее Юкон или Маккензи?
  • Какое озеро Большое Медвежье или Большое Соленое находятся на нагорье Большой бассейн?

Учитель: Расположение природных зон Северной Америки необычно. На севере они вытянуты полосами с запада на восток, а в центральной и южной частях — в меридиональном направлении. Такое расположение природных зон определяется рельефом и господствующими ветрами и является особенностью Северной Америки.

Природный гейм

1 конкурс «Темная лошадка» (Что такое? Кто такой?)

Команды получают по 1 листу-заданию, объяснить значение слова.

(Максимальная оценка — 9 баллов.)

Задание 1 команде: объяснить значение слов: прерия, Сонора, тсуга, торнадо, овцебык, Орисаба, Эрик Рыжий, Макензи, гремучая змея.

Задание 2 команде: объяснить значение слов: Мак-Кинли, сагуаро, секвойя, бизон, Мохаве, кадьяк, вапити, американский тушканчик, вилорогая антилопа.

2 конкурс «Белая ворона»

Задание: убрать лишнее и определить природную зону.

(Максимальная оценка — 10 баллов.)

Задание 1 команде: овцебыки, вапити, карибу, ягуары, карликовые березы, мхи, лишайники, бизоны, карликовые ивы, клены, кактусы, дубы, липы.

Задание 2 команде: лоси, гризли, сосны, ели, скунсы, кадьяки, камнеломка, вапити, росомахи, пихты, тсуги, тушканчики, антилопы.

Гейм «Охрана окружающей среды»

Учитель: Считалось, что дикая природа так же вечна, как ветры или солнечные закаты, но вот она начала исчезать под натиском прогресса. И теперь мы столкнулись с вопросом, оправдывает ли еще более высокий уровень жизни связанную с ним гибель зверей и птиц, свободных и прекрасных.

Каждая команда получила домашнее задание: подготовить сообщение.

1 команда поведала о том, какой вред нанесен природе Северной Америки. Ради золота, славы и империй.



Едва Колумб показал путь, как европейцы ринулись в Новый Свет открывать новые земли, завоевывать их, искать сокровища. Проплывая мимо Птичьих скал у берегов Ньюфаундленда, Жак Картье записал: «Эти острова были покрыты гнездящимися там птицами, точно луга — травой. Если бы загрузить ими все корабли Франции, никто даже не заметил бы убыли».

Изобилие зверей, птиц и рыб поражало всех мореплавателей. Реки кишели лососями, сельдью и всякой другой рыбой, на речках повсюду водились бобры. Стаи диких голубей затемняли небо. Пернатой дичи было необыкновенно много: уток, гусей, степных тетеревов и индеек можно было брать чуть ли не руками. Леса изобиловали дичью вроде оленей.

Переселенцы устраивали большие облавы, целью которых было истребление всех четвероногих обитателей окрестных лесов.

При подобных методах воздействие на дикую природу Северной Америки скоро уже начало сказываться. Уже в 1639 году олени стали редкостью. Разграбление американской девственной природы к 1800 году уже шло вовсю. Страна к востоку от Миссисипи была уже безнадежно погублена. Но оставался еще Запад! Первобытную природу Америки не покоряли, ее в буквальном смысле слова забивали насмерть. Что-то должно было уступить этому натиску. И уступило. Его не выдержали ни леса, ни тучная почва прерий, ни мелкие реки, ни болота, ни звери и птицы. Пришельцам гигантские стада на западе казались столь же неистощимыми, как стаи странствующих голубей на востоке. Людям приходилось ждать по нескольку дней, пока последние ряды пересекшего их путь кочующего стада темных косматых быков не проходили наконец мимо, в ширину стадо имело по меньшей мере 40 километров, а в длину — 80 километров, т.е. всего в нем было около 4 миллионов бизонов). И вскоре в прериях началось истребление диких животных, какого еще не знал мир, словно Америка задалась целью как можно скорее истребить всех своих диких зверей и птиц.



Некоторые  виды истреблялись с такой беспощадной жестокостью — на продажу, ради их меха, просто для забавы, что от былого их обилия остались лишь воспоминания. И все же им повезло: они хотя бы уцелели. Но для других эта бойня оказалась роковой: они исчезли навсегда и теперь значатся лишь в списках вымерших животных.

СТЕЛЛЕРОВА МОРСКАЯ КОРОВА — интересное животное внешне напоминало огромного тюленя, длиной 9 метров, около 4 тонн весом. Всего через 26 лет после того, как Стеллер открыл и описал этот вид, в 1768 году была убита последняя морская корова.

ОЧКОВЫЙ БАКЛАН — крупная, почти не летающая птица, весом 6 килограммов, (одного баклана хватало на трех измученных голодом моряков). Бакланов истребляли ради мяса. В 1850 году они исчезли совсем. В наши дни единственным доказательством того, что этот вид действительно существовал, остались 6 чучел в музеях.

БЕСКРЫЛАЯ ГАГАРКА — примерно тогда же, когда вымер очковый баклан, у берегов Северной Америки завершилось истребление бескрылой гагарки. На суше гагарку можно было ловить буквально руками. Птица не могла летать, достигала в высоту 75 сантиметров, походила на пингвина. Птица умела прекрасно плавать и нырять.

ПЕНСИЛЬВАНСКИЙ БИЗОН, МОРСКАЯ НОРКА, КАЛАН, ЛАБРАДОРСКАЯ ГАГАДАРОЛИНСКИЙ ПОПУГАЙ, ВИСКОНСКИЙ СТРАНСТВУЮЩИЙ ГОЛУБЬ, ВОСТОЧНЫЙ СТЕПНОЙ ТЕТЕРЕВ…Список может долго продолжаться.

«И солнца свет и ветер — не для них.
Их нет в лесах, нет в дали голубой.
Их время погребло в песках своих -
Сражавшихся и проигравших бой»
(А. Кьюлик)

Печальный и постыдный для нас конец неисчисляемых множеств! Но может быть, он послужит делу охраны природы в будущем.

«Мы стали свидетелями безвозвратности, заглянули во тьму, которая уже никогда не осветится ни единым лучом света. Мы соприкоснулись с реальностью полного вымирания». (Генри Хау)

2 команда подготовила сообщение о мерах по защите природы Северной Америки.

ОХРАНА ПРИРОДЫ

Охрана природы обеспечивает гармонию между человеком и землей. Гармоничные отношения с землей подобны гармоничным отношениям с другом, нельзя ласково поглаживать его правую руку и одновременно рубить топором левую. Иными словами, нельзя любить дичь и одновременно ненавидеть хищников, нельзя восстанавливать лес и одновременно истощать пашню. Земля — единый организм.

Каждый день только в США производится 400 тысяч тонн твердых отходов, 130 миллионов консервных банок и 75 миллионов бутылок, которые выбрасываются каждые 24 часа. Разрешение этой проблемы уборки мусора становится все более неотложной. Каждый год выбрасываются в окружающий воздух все больше и больше смертоносных побочных продуктов сгорания. (За сутки в атмосферу в США от автомобилей выбрасывается 230 тысяч тонн окиси углерода и других вредных газов). Каждый год в США продается около 350 тысяч тонн ядохимикатов, которые накапливаются в почвах и воде. Они становятся серьезной угрозой для всех диких животных и для человека в том числе. Все больше и больше людей во всем мире осознают опасности, таящиеся в нашем обращении с богатствами Земли, и подчеркивают ответственность по отношению к окружающей его среде.

Появилась тревога за будущее. Горстке дальновидных людей удалось добиться в некоторых западных штатах сезонного запрещения охоты, и по их инициативе был создан в 1872 году первый национальный парк — Йеллоустонский. Четыре года спустя был утвержден первый закон о сохранении лесов вокруг речных истоков. В 1883 году был основан Союз американских орнитологов для изучения и сохранения диких птиц. В 1900 году был издан первый закон об охране диких животных. Дело сохранения дикой природы продолжает развиваться и укрепляться. Благодаря усилиям сторонников сохранения дикой природы было спасено немало зверей и птиц, которые находились под угрозой вымирания.

КАНАДСКИЙ БОБР, СТЕПНОЙ БИЗОН, ВИЛОРОГАЯ АНТИЛОПА, ВАПИТИ (АМЕРИКАНСКИЙ БЛАГОРОДНЫЙ ОЛЕНЬ), СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ КОТИК, СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ СЛОН, ЛЕБЕДЬ ТРУБАЧ, КАРОЛИНСКАЯ УТКА, ДИКАЯ ИНДЕЙКА, БЕЛАЯ ЦАПЛЯ.

Восстановление чуть ли не полностью истребленных животных было почти чудом. Будет большой трагедией, если придет время, когда наши дети или дети наших детей не смогут уже увидеть грациозного оленя на берегу лесного озера, гордого орла, парящего в синем небе, или бабочку, порхающую между цветами. Надо сохранить уголки нетронутой природы. И если современный человек хочет выжить, он должен обрести ощущение родства с природой и бережно относиться к ней.

(Максимальная оценка — 5 баллов.)

Заключение

Жюри подводит итоги. В это время учитель выделяет самое главное. Учитель благодарит детей. Проводит обратную связь, вручает участникам игры «Сертификат знатока Северной Америки».

Список литературы

1. Роберт Мак-Кланг «Исчезающие животные Америки». — М.: 1974 г.
2. Библиотека энциклопедий для юношества. Америка и Австралия. — М.: «Педагогика-пресс», 2001 г.
3. Еженедельник «География», №46, 2003 г.
4. Энциклопедия географии. — М.: «Махаон», 2001 г.




Следующий: