Урок-игра Супермаркет Геодом по теме Австралия


Цели урока:

Образовательные:

  • Повторить и закрепить знания по теме “Австралия”,
  • Углубить и расширить представления учащихся о жизни на материке,
  • Проверить уровень формирования основных учебных умений, навыков
    учащихся,
  • Формировать умения работать с разными источниками знаний,
  • Провести индивидуальную творческую работу с учащимися.

Развивающие:

  • Прививать навыки учебного труда,
  • Развивать мышление, память, речь,
  • Развивать умение выступать перед аудиторией.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к предмету;
  • Воспитывать компетентного современного гражданина.

Оборудование урока:

  • Физическая карта мира,
  • Физическая карта Австралии,
  • Портреты путешественников,
  • DVD-проигрыватель,
  • Аудио-проигрыватель,
  • Видеозаписи “А. Тасман”,
  • “Туристические места Австралии”,
  • Аудиозапись позывных “Радио Австралии”,
  • Презентация “Аборигены Австралии”,
  • Слайды “Фрукты”, “Тропические фрукты”, “Эндемики Австралии”,
  • Иллюстрации и фотографии животного и растительного мира Австралии,
    физических объектов,
  • Самодельные открытки и “деньги”.

Тип урока: Урок углубления и расширения ранее полученных знаний, итоговый урок по теме.

Основные методы, применяемые на уроке

(По характеру познавательной деятельности учеников):

  • Репродуктивный,
  • Частично – поисковый,
  • Индивидуальная работа учащихся.

Ход урока

1. Организационный момент.

Перекличка – подбор терминов, характеризующих работу на уроке:

А – активность
В – внимательность
С – сообразительность
Т – трудолюбие
Р – работоспособность
А – артистичность
Л – любознательность
И – инициативность
Я – я хочу все знать

2. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Сегодня мы отправляемся за “покупками” в супермаркет.

Наши “продавцы”, а правильнее сказать – “продавцы-консультанты” смогут
ознакомить с “товарами”, которые они подготовили для вас. Какой товар вы
приобретете – все зависит от того, сколько сумеете заплатить взамен.

Но товар и деньги в супермаркете “Геодом” – это ваши знания. Платить вам надо
будет знаниями, и покупать – тоже интересную информацию, то – чего вы еще
наверняка не знаете, или никогда не видели. А еще вы за свои правильные ответы
получите “деньги”, которые потом можно будет обменять на баллы.

(Можно придумать свои денежные единицы, если такие игры будут проводиться
в системе.)

3. РАБОТА по теме урока.

Итак, отправляемся.

Нас при входе встречает АДМИНИСТРАТОР.

Администратор супермаркета (ученик): Здравствуйте, уважаемые покупатели. Я – … (имя ученика) – администратор
супермаркета “Геодом”, и от лица всех работников приветствую вас.

Сегодня у нас интересные предложения новой коллекции “Австралия” и
продавцы-консультанты предложат вам товары на все вкусы.

Рады вам сообщить, что сегодня проводится Акция, в которой предлагаем вам
поучаствовать. Надеемся, что вы останетесь довольны своими “покупками”.

Акция:

Промоутер:

Сегодня проводится акция: за каждый правильный ответ – скидочная карточка.

  1. Ящерица, покрытая крупными мягкими шипами. (Молох.)
  2. Крокодил длиной до 10м, обитатель эстуарий рек, очень опасен. (Поросус.)
  3. Чудовище весом 2т, длиной 7–8м, обитает близ берегов Австралии верхняя
    часть обтекаемого тела серого цвета, нижняя – белого, распахнутая пасть
    челюсти шире охвата тела человека, подвижна, мгновенно атакует жертву.
    (Белая акула.)
  4. Гигантский зимородок, уничтожает змей, с мощным прямым клювом, хохочущий
    голос этой птицы в позывных австралийского радио. (Кукабарра.)
  5. Рост этой нелетающей птицы 1,5–1,8м, вес 50–60 кг, скорость бега до 50
    км/ч. (Страус Эму.)
  6. Это животное питается листьями эвкалиптов 12 видов из 600 видов, редко
    переходит с дерева на дерево, очень медлителен, раненый зверек плачет как
    ребенок прикрывшись лапкой. (Коала.)
  7. Животное Австралии напоминает барсуков, вегетарианцы, длина тела 70–120
    см, масса 15–27 кг, сумка открывается назад, роет землю, живет в норах.
    (Вомбат.)
  8. Группа зарослей с колючими, густо переплетающимися, труднопроходимыми
    ветвями. (Скрэб.)
  9. Потомки одичавших собак, хитрый, стремительный хищник высотой до 75 см.
    (Дикая собака динго.)
  10. Это дерево в саваннах Австралии, листья заменены длинными побегами,
    напоминающими иглы хвойных деревьев, веточки-иглы испаряют меньше воды.
    (Казуарины.)
  11. Животное по виду походит на ежа, живут в норах, кладет яйца, кормит
    детеныша молоком, живет более полвека, питается муравьями, термитами.
    (Ехидна.)
  12. В это семейство входит 17 родов, 52 вида. Рост самых маленьких – 23 см,
    гигантских – 3м, масса более 100 кг, детеныш рождается с грецкий орех,
    массой 1 г, длиной 2 см, об этих животных впервые сведения принес Джеймс
    Кук, в переводе “не понимаю”, изображен на гербе страны. (Кенгуру.)
  13. Птица-зверь, живет в норах, кладет яйца, кормит детеныша молоком,
    кормится червями, жуками, личинками, отлично плавает, с утиным клювом,
    перепонками на лапах, хвост – бобра, за день съедает червяков 540 г, вес 1,5
    кг. (Утконос.)
  14. Деревья имеют красноватую древесину, листья и кора богаты эфирными
    маслами, высота до 120 м, диаметром до 10 м, корни как мощные насосы до 30 м
    уходят в землю. (Эвкалипт.)
  15. Дерево с толстым у основания стволом и резко суживающимся к верху, в
    тканях основания накапливается влага. (Бутылочное дерево.)

ОТДЕЛ “Видеотовары”

1-й продавец – консультант: Предлагаем вам видеоматериалы о
путешественниках и открывателях материка.

Вопрос:

Посмотрите на портреты, вы можете назвать их имена?
(Д.Кук, А.Тасман, В.Янсзон)

Вопрос: Плавание какого путешественника историки назвали
“Блестящей неудачей?” (А.Тасмана)

Вопрос: Какого побережья Австралии достиг В.Янсзон?
(Северного, 1606 г.)

Вопрос: Владением какого государства объявил новые земли Д.Кук,
достигнув восточного побережья? (Великобритании)

(Ученики, правильно отвечая, зарабатывают “деньги”.)

Для покупки (просмотра видеофильма) – плата за товар – рассказ о
путешественнике (это его цена). (Например, об А. Тасмане.)

Ученик: А. Тасман в поисках неведомой южной земли первым обошел вокруг
Австралии, открыл несколько ближайших островов, но к самому материку так и не
приблизился.

Продажа товара:

Просмотр видеофильма из серии “Энциклопедия” канала “Культура” “А.Тасман”.

ОТДЕЛ “ПРОДУКТЫ”

2-й продавец – консультант:

Предлагаем вашему вниманию большой ассортимент фруктов.

В Австралии выращивают (показ фруктов на “прилавке”): виноград,
цитрусовые и разнообразные косточковые культуры, такие, как персики, вишни и
абрикосы.

Основные предметы экспорта плодоводства – изюм, апельсины, груши и яблоки.
Такие тропические фрукты, как ананасы, бананы, папайя, манго, макадама и
гранадилла.

Вопрос (цена):

Какие продукты приходится ввозить в Австралию? (Приходится ввозить орехи и
маслины.)

Продажа товара.

Рассказ “продавца – консультанта” о любом из фруктов и показ слайда.

(Например, о папайе.)

Папа’йя – известная как дынное дерево, хлебное дерево Это невысокое стройное

дерево
с тонким, лишенным ветвей стволом высотой 5–10
метров, увенчанным зонтиком из пальчато-рассеченных листьев до 50–70 сантиметров
в диаметре. Большие фрукты достигают в диаметре 10–30 см и длиной 15–45 см,
мягкие и имеют цвет от янтарного до желтого.

Родиной папайи является юг Мексики, Центральная Америка и север Южной
Америки, но выращивается она сейчас во всех тропических странах.

Основное применение папайи – использование в пищу. Обычно ее едят в сыром
виде, без кожицы и семян. Неспелые плоды тушатся, а также используются при
приготовлении карри и в салатах. Также плоды запекают на огне, от чего от папайи
начинает исходить запах хлеба, отсюда одно из названий – хлебное дерево.

По утверждению вирусолога Люка Монтанье препараты из папайи способствует
предотвращению вирусных инфекций.

ОТДЕЛ “ТУРАГЕНТСТВО”

Турагент:

Кажется, что Австралия создана для туристов. Здесь есть все, что так
привлекает путешественников: отдых на берегу океана, исторические памятники
культуры, уникальный мир живой природы. Нельзя объять необъятное, и одно
путешествие в Австралию слишком кратко по времени, чтобы увидеть все самое
интересное своими глазами. Однако, следует хотя бы стремиться к этому, а значит
заранее определить приоритеты, чтобы посетить самые популярные и интересные
места.

Национальный парк Улуру-Тута является одновременно заповедником дикой
природы. Здесь можно побывать на Эйерс-рок, взглянуть на монолит Урлу, посетить
города Алис-Спрингс, Олгас, поближе узнать мифологию и предания Австралии.

Трудно найти в Австралии место более популярное для отдыха, чем Большой
Барьерный риф. Ведь это самый большой в мире коралловый риф, занимающий более 35
миллионов гектаров! Любителям морской фауны и флоры здесь есть, на что
посмотреть. Риф очень популярен у почитателей здорового образа жизни, что делает

тур в Австралию
привлекательным для семейного отдыха. Идеальное место для любителей рыбалки
.

Цена:

На карте покажите объекты, о которых шел рассказ и те, которые вы хотели бы
посетить.

Продажа товара.

Просмотр видео “Туристические места Австралии”

ОТДЕЛ “Сувениры”.

3-й продавец – консультант:

“Визитная карточка” Австралии – драгоценные и полудрагоценные камни: опалы,
сапфиры, розовые бриллианты (их добывают только здесь), жемчуг.

Плюс, разумеется, поделки аборигенов: неизбежные бумеранги, вещички из
дерева, глиняная посуда.



Вопрос (цена):

Что такое бумеранг? Что вы знаете об этой вещи?

(Бумеранг изобрели аборигены как метательное оружие. Бумеранг представляет
собой две согнутые лопасти, нижняя часть которых плоская, а верхняя выпуклая.
Запущенный охотником бумеранг, если не сбивает добычу, описывает дугу и
возвращается к метателю. Бумеранги украшали узорами и их широко использовали
австралийские племена.)

Продажа товара.

Презентация об аборигенах и их культуре.

ОТДЕЛ “ Пресса”.

4-й продавец – консультант:

Из газет и журналов вы можете узнать о климатических условиях и прогнозе
погоды. Например, климат Австралии резко различается в зависимости от региона.
На севере он тропический, на юге – умеренный. В самое жаркое время года
практически по всей территории страны температура составляет от +20 до +32 °C, в
центральных районах же может доходить и до +38..+42 °C. При этом с заходом
солнца может заметно похолодать, всего за 1,5-2 часа температура может
опуститься на 10-12 градусов.
В холодный период температура не поднимается выше +15..+18 °C, а в умеренном
поясе иногда опускается и до нуля. В это же время часто идут дожди.

Вопрос (цена):

Какие месяцы самые жаркие? (С ноября по январь.)

Какие самые холодные? (Июнь – август.)

Продажа товара.

Продавец – консультант дает “Добрые советы ” из журнала.

Австралийское солнце очень активно, поэтому солнечные ожоги представляют
серьезную опасность. В первые дни пребывания в стране лучше избегать прямых
солнечных лучей, употреблять защитные кремы и пользоваться легкой белой одеждой
из хлопка (это, кстати, поможет избежать переохлаждения в сильно
кондиционированных помещениях, которые характерны для Австралии). В любое время
года рекомендуется носить солнцезащитные очки. Купаться следует только на
наиболее спокойных в плане течений и волн участках побережья, обозначенных
зелеными или желто-красными флажками. Одноцветные желтые или красные флажки
означают повышенную опасность для купальщиков – там неопытным пловцам в воду
лучше не лезть. Не рекомендуется ходить босиком по траве и гулять по паркам
вечером, так как в Австралии встречаются ядовитые насекомые и змеи, активные в
ночное время. Также следует проявлять максимальную осторожность при общении с
морскими обитателями.
При поездке в штаты Квинсленд и Северная Территория рекомендуется пользоваться
средствами против комаров и защитными сетками: москиты могут оказаться
переносчиками таких опасных болезней, как лихорадка Денге и лихорадка реки Росс.

ОТДЕЛ “КНИГИ”.

5-й продавец – консультант:

Я предложу вам интересные иллюстрированные издания о животном мире.



Сейчас я буду загадывать загадки, цена за покупку фотографии из издания –
ваша отгадка. При правильной отгадке Вы получаете открытку с изображением и
рассказом о животном или птице.

Безобиден, травояден, нет полос на шкуре, пятен.
Сумка есть и длинный хвост, плюс к тому немалый рост.
Он подвижен, быстроног, целый день скакать бы мог.
Австралийскую жару любит рыжий …(кенгуру)

Зверь-зоопарк с плоским утиным клювом, покрытый густой шерстью, имеющий
перепончатые лапы. Плоский и широкий хвост как у бобра, передние конечности как
у крокодила, со шпорами на задних лапах, предназначенных для выделения яда и с
одним отверстием под хвостом, кладущим яйца… (Утконос).

Мишка белый – к полюсу.
Мишка бурый – по лесу.
Этот – сел на эвкалипт,
Листья ест и много спит.
(Коала)

Длинноклювая, иглокожая, на ежика похожая. В земле она копается, улитками
питается. (Ехидна.)

Слово “хвост” есть в названии этой птицы, а форма ее хвоста сильно напоминает
музыкальный инструмент – лиру. Назовите эту птицу. (Лирохвост.)

Отдел “Диски и кассеты”

6-й продавец консультант:



В нашем отделе большое собрание музыкальных композиций. Сегодня мы хотим вам
предложить послушать этническую музыку или пение птиц-эндемиков.

Самой известной из птиц – зимородков большеголовая, длинноносая, крепко
сложенная птица, ростом примерно с ворону. Много разных легенд связано с ней. По
утрам и вечерам в кустарниках и перелесках, раскинутых на сухих холмах
Австралии, слышится громкий заразительный хохот. Это неумеренное веселье
приводило в замешательство еще первых голландцев, высадившихся на побережье
Австралии. Они дали лесному насмешнику прозвище “Ганс-хохотун”.

Вопрос (цена):

О какой птице я рассказал? (Кукабарра, или кукабурра.)

Продажа товара.

Продавец – консультант:

Кукабарры живут и в Тасмании, и в Новой Гвинее. Веселым хохотом по утрам, в
полдень и вечером начинают свою ежедневную перекличку. Говорят, по крику
кукабарр можно будто бы проверять часы.

Весельчак “Ганс” – одна из достопримечательностей Австралии. Туристы мечтают
услышать его хохот. Оценив должным образом популярность своего пернатого
земляка, австралийское радио начинает передачи необычными позывными – смехом
кукабарры.

Прослушивание записи позывных “Радио Австралии”.

4. Выводы.

Наше время заканчивается.

Мы выходим из супермаркета. О своих покупках вы расскажите своим друзьям и
близким.

Запишите в тетрадях одно предложение в ответ на вопрос: Что вам больше
всего запомнилось, понравилось или вы узнали что-то новое?

5. Оценивание учащихся.

6. Подведение итогов урока.

Мы благодарим наших продавцов – консультантов за интереснейший “товар”,
который мы приобрели. И, конечно же, они получают свою “зарплату”.

Учащиеся оценивают своих одноклассников.

7. Объяснение нового домашнего задания.

Закончить творческие работы.




Следующий: