Урок-игра Путешествие по южным берегам


Тема урока: «Путешествие по южным
материкам»

Тип урока: обобщение по теме: «Южные
материки»

Форма урока: игра-путешествие

Цель урока: обобщить знания по теме:
«Южные материки», подвести итоги изучения
темы.

Задачи урока:

– проверить знание учащимися особенностей
природы материков;
– проверить умение определять и показывать на
карте основные географические объекты
материков;
– развивать в обучающихся географическую
культуру;
– формировать коммуникативные навыки
общения.

Учебно-наглядный комплекс:

– физическая карта мира;
– плакаты, представляющие природу материков;
– стенгазеты, предварительно выполненные
группами;
– стенд рисунков учащихся;
– стенд сообщений учащихся «Это
интересно…»

Подготовительный этап:

1. Сформировать команды. Выбрать капитанов.
Провести жеребьевку команд.
2. Командам подготовить домашнее задание:
«Визитная карточка материка».
3. Повторить:

– географические объекты материков;
– путешественников и исследователей материков;
– характерные черты и особенности природы
материков;
– определение географических координат.

ХОД УРОКА

Вводное слово учителя:

Бывало, в сказках старый столб
Вещал богатырям:
Пойдешь направо – конь падет
Налево – сгинешь сам
А пряма, ждет тебя успех
На всем твоем пути
А что поможет вам теперь
Путь правильный найти?
Расскажет, где и почему
И что в пути вас ждет
Как только дружный ваш отряд
Отправится в поход!!!

Мы отправляемся в путешествие по южным
материкам. На уроках мы заметили, что эти
материки имеют много общего, но у них есть и
особенности: неповторимый рельеф, своеобразный
растительный и животный мир, о которых и пойдет
сегодня речь.
Мы отправляемся на трех кораблях: «Африка»,
«Австралия», «Южная Америка». Для того
чтобы выдержать все испытания и прийти к месту
назначения, на корабле должна быть дисциплина и
порядок, каждый член команды имеет свои
обязанности.

Есть два разряда путешествий:
Один пускаться с места вдаль,
Другой – сидеть себе на месте
Листать обратно календарь.

Привычка странствовать по картам, видеть в
своем воображении разные места помогает увидеть
их в действительности.

1-й конкурс: «Визитная карточка
материка»

Команды показывают домашнее задание. Они
представляют эмблему материка. Так же
оцениваются творческие находки учащихся ввиде
инсценировки песни, танца, сценки. Желательно
использование национальных костюмов и предметов
материка.

2-й конкурс: «Разминка»

Пока корабли выходят из гавани, проведем
разминку. Каждая команда по очереди называет
объекты, которым подходит слово «самый».
Например: самая длинная на Земле река
Нил находится в Африке.

3-й конкурс: «Гости»

У нас на корабле находятся гости, их биография
зашифрована. Это люди, которые много сделали для
открытия или исследования материков.
1. Сын батрака, дослужившийся к 40 годам от
простого матроса до лейтенанта. Он возглавил
английскую экспедицию на судне «Индервора»
(Попытка) и получил сверхсекретное задание, в
котором предписывалось…. От берегов о. Таити
проследовать до 40 ю. ш.

(Джейм Кук) Австралия

2. В письмах к друзьям он писал,… Какую
невиданную сокровищницу чудесных растений таит
в себе этот край. Это земля, покрыта девственными
лесами! Сколько здесь одних только видов обезьян!
Я не смог собрать и десятой доли того, что
попадается на глаза.

(Гумбольдт) Южная Америка

3. Этот путешественник обладает редким
свойством: он не давал открытым землям
собственных имен, а сохранял местные
национальные названия. В своем дневнике он писал
«…И открывается прекрасный вид на массу воды,
совершенно прозрачная, она низвергается со скалы
и образует вид густой пены».



(Ливингстон) Африка

4-й конкурс: «Ошибки»

Мы в открытом океане и без знания градусной
сетки будет трудно двигаться вперед. Вам выдали
карточки. В координатах географических
объектов допущены ошибки. Исправьте их!

Правильно Неправильно
1. о.Тасмания
кан. Панамский
2. оз. Виктория
г. Каракас
3. г. Аконкагуа
оз. Чад
42 ю.ш. 148 в.д.
9 с.ш. 80 з.д.
2 ю.ш. 33 в.д.
11 с.ш. 67 з.д.
32 ю.ш. 71 з.д.
13 с.ш. 14 з.д.
38 ю.ш. 148 з.д.
9 ю.ш. 70 з.д.
2 с.ш. 27 в.д.
9 с.ш. 67 в.д.
28 с.ш. 69 в.д.
20 ю.ш. 10 з.д.

5-й конкурс: «SOS»

Только что на берегу найдена бутылка с
потерпевшего кораблекрушение корабля. Нужно
срочно вычислить, где где находятся потерпевшие.
«SOS! SOS! SOS! Терпим крушение в районе о. Н… ….
Координаты 42..ш. 173..д.»
(Остров Новая Зеландия 42 ю.ш. 173 в.д.)

6-й конкурс: «Письмо Незнайки»

В большом красочном конверте находится письмо
от Незнайки, который тоже сейчас путешествует. Он
как всегда все напутал. Наша задача разобраться,
что в письме верно, а что нет!

Здравствуйте друзья!!!
Хочу поделиться впечатлениями от путешествия по
Африке. Мы высадились на восточном (западном)
побережье Африки в районе Гвинейского залива,
как раз где в него впадает река Нил(Нигер).
Отсюда мы двинулись на север (юг) к пустыне
Калахари, что на языке местных жителей
обозначает «заболоченная местность»
(засуха). В пустыне было жарко (тепло) +15.
Всюду была пышная(скудная) растительность.
Верблюжью колючку перевивали лианы (в лесу,
где влага). На эвкалиптахсидели коалы
(Австралия). Нам встретились высокие (низкие
до 150 см.) негры из племени пигмеев и пригласили
нас в гости. Дома у них – рубленныеиз сейбы
(хижины, кочуют), а оружие – томагавки
(Австралия). Ночью в пустыне так же жарко,как
и днем (перепад температуры, холодно).
Дальше мы прошли по пути исследователя Кука(Ливингстона)
к оз. Ньяса. Самый высокий вди. Виктория находится
на озере Ньяса (р. Замбези). Внушительное
зрелище, его воды падают с отвесных скал Атласа
(на С-3 материка). До свидания. Незнайка.

7-й конкурс: «Белая ворона»

В карточках одно из пяти названий не подходит
по определенному критерию к остальным.
Определите это слово и критерий отбора.

гевея
кактус Килиманджаро

пиранья кенгуру
Сахара
папайя
гуачо

Виктория
эвкалипт
индеец

Калахари
лиана
Боливия

Атакама

Альмади
Мурей
Байрон
Нил
Замбези
коала
Чад
Конго
папуас
ЮАР Сомали
Тасмания
Чили
Парана пигмей

8-й конкурс: «Бортовой журнал»

На корабле ведут бортовой журнал. Обычно он
начинается так… «Вступив на берег
неизведанного континента, наша экспедиция …»
Продолжите в пределах 10 предложений, чтобы точно
и интересно.

9-й конкурс: «Капитанов»

На физической карте мира отметить флажками
географические объекты, которые называет
ведущий.

1. Аконгуа
2.
Килиманджаро
3. Косцюшко
Нигер
Муррей

Парана
Эйр

Титикака

Чад
Карибское

Красное

Бассов
Мадагаскар

Тасмания

Сомали

Подведение итогов.




Следующий: