Урок-игра Путешествие на теплоходе А. С. Пушкин. Сказки пушкинской поры

Учитель: Сегодня мы с вами отправимся
в путешествие на теплоходе “А. С. Пушкин” по
“звездам” — эти “звезды” составляют
“созвездие”, название которому — сказки
пушкинской поры.

А.С. Пушкин не писал сказок специально для
детей, но случилось так, что уже почти 200 лет
сказки Пушкина — любимое чтение детей и взрослых.
Когда вы были маленькими, вам читали сказки
взрослые, сейчас вы читаете самостоятельно, а
пройдут годы — вы прочтете эти сказки своим детям
и откроете для себя что-то совсем новое,
незнакомое. И так бесконечно. Пушкин будет с вами
всю жизнь.

И так начинаем наше путешествие. Каждый из вас
получит билет, но ступить на борт теплохода вы
сможете только, если ответите на вопрос или
выполните задание, написанное на билете.

Билеты:

1. Найти повторы в сказке Пушкина “Сказка о царе
Салтане”.

2. Сколько лет жили старик со старухой у самого
синего моря?

(З0 лет и 3 года.)

3. Какими словами извещал петушок царя Дадона о
том, что опасности
возле его царства-государства нет?

(Кири — ку-ку царствуй, лежа на боку.)

4. Какими словами бранила старуха своего
старика. В “Сказке о рыбаке и рыбке”?

(Дурачина ты, простофиля.)

5. Откуда эти строки:

Ветер, ветер ! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного. (Сказка о мертвой царевне и о
семи богатырях.)

6. С каких слов начинается “Сказка о попе и о
работнике его балде?” (Жил был поп, толоконный
лоб.)

7. Ум у бабы догадлив, на всякие хитрости
повадлив. Попадья говорит :

“Знаю средство, как удалить от нас такое
бедство…” (Героиня из сказки о Балде)

8. Кто звал Балду “тятей”? (Бесенок)

9. Что передавал через корабельщиков отцу князь
Гвидон? (Поклон)

10. Кто была княгинечка в “Сказке о медведихе”?
(Белочка)

Учитель: Теперь, когда все попали на
теплоход, объявляем: пассажирами являются
родители. Вы — команда, а роли распределяются по
результатам ответов.

Лучше всех ответивший — капитан, затем — рулевой,
кок, матросы.

Проверим готовность экипажа. Пусть каждый,
начиная с капитана, ответит на вопрос:

Когда (или как) Вы приступили к выполнению своих
обязанностей? (Каждый должен представить свою
визитную карточку, используя тексты из
произведений Пушкина)

На капитане лежит особая ответственность — он
подвергнется отдельному испытанию: расскажет
кратко о Пушкине, название которого стало именем
теплохода.

Путешествие началось.

Учитель: Стихийное бедствие! Град!
Огромные градины повредили судно. Надо срочно
заделывать пробоины. Члены команды по очереди
отвечают, а капитан проверяет их работу.

Ученик : Зачитывает с разрешения
капитана задание: Царь Дадон пишет, что ему
надоело царствовать, лежа на боку, и он решил ей
свой ум потренировать, вот и шлет Вам свои
вопросы, да не простые, а мудреные, и, если Вы их,
ребята, не разгадаете, унесет нас в море.

В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуга огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красивые сапожки.

Узнаете, кто это?

(Старуха из “Сказки о рыбаке и рыбке”)

Ученик :

Соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно, золотисто,
Будто медом налилось!
Видны семечки насквозь…

О каком фрукте идет речь и из какой сказки?

(Яблоко. “Сказка о мертвой царевне и о семи
богатырях”)

Ученик: Ребята! Первый номер газеты
“Волшебные известия” полностью посвящен
публикациям сказочных объявлений. Послушайте их.
Предлагаю свои услуги: работаю за семерых, могу:

  • запрягать лошадь,
  • топить печи,
  • закупать продукты на рынке,
  • печь яйца,
  • варить кашу,
  • няньчить детей.

Мой адрес?

(Балда. “Сказка о попе и о работнике его Балде”)

Ученик: На работу в лесопункт требуются:

  • повар,
  • конюх,
  • плотник.

По результатам работы выплачиваются
премиальные вознаграждения по итогам работы за
год.

(“Сказка о попе и о работнике его Балде”)

Ученик: Торговая фирма “Пальмира”
предлагает импортные товары:

Соболя — 10 тыс. руб.

Черно — бурые лисы — 5 тыс. руб.

Донские жеребцы — 20 тыс. руб.

Чистое серебро — 15 тыс. руб.

Злато — 30 тыс. руб.

И все это по доступным ценам! “Пальмира” ждет
Вас!

(“Сказка о царе Салтане”)

Ученик: Тем, кто интересуется
жилплощадью! Всего за 5 тысяч сдаю на лето свою
горницу в аренду. В горнице имеются:

  • кругом лавки, крытые ковром,
  • под святыми стол дубовый,
  • печь с лежанкой израсцовой.

(“Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”)



Ученик: Школа целителей и
экстрасенсов проводит ежемесячные платные
курсы, излечиваются такие заболевания, как:

  • укусы правого и левого глаза,
  • волдыри на носу.

Начало ближайших занятий…

(“Сказка о царе Салтане”)

Учитель: Работа успешно выполнена, но все
проголодались. Кок сварит уху, когда команда
наловит рыбы, но рыба считается пойманной только
в том случае, если будет выполнено задание (оно
записано на обороте изображения рыбы,
вырезанного из плотной бумаги, к ней прикреплена
большая скрепка. Быстро ловится удочкой с
магнитом.) Нужно отгадать кроссворд:

По горизонтали:

1. Как звали находчивого трудолюбивого
работника в одной из сказок Пушкина? (Балда).
2. Злой, сварливый персонаж из сказки Пушкина
“Сказка о рыбаке и рыбке”? (Старуха).
3. Исполнитель песни “Во саду ли, в огороде”?
(Белочка).
4. Место встречи попа с Балдой? (Базар).
5. Чем отравилась молодая царевна? (Яблоко).

По вертикали:

2. Кличка собаки из “Сказки о мертвой царевне и
о семи богатырях”? (Соколко)
4. Название острова, мимо которого проплывали
корабельщики? (Буян)
5. Как звали няню А.С. Пушкина? (Арина)
7. Имя жениха молодой царевны в “Сказке о мертвой
царевне и о семи богатырях”? (Елисей)

Учитель: Молодцы! Тех, кто ответил
неверно, рыба утащила в воду. Спасайте утопающих.
(Спасательные круги из бумаги, на них написано :

“Держитесь!”. (На обороте задания.)

Ученик: Какие чудесные дары получил от
царевны-Лебедь князь Гвидон?

(Чудесный город. Белку с золотыми орехами. 33
богатыря с дядькой Черномором. Царевна
согласилась стать его женой.)

Ученик: Каким было последнее желание
старухи? (Быть владычицей морскою)

Ученик: В кого поочередно хотела
превратиться старуха? (В столбовую дворянку,
вольную царицу, владычицу морскую)

Ученик: С какими словами обращалась
своенравная царица к волшебному зеркальцу? (Свет
мой, зеркальце! скажи, да всю правду доложи: “Яль
на свете всех милее, всех румяней и белее).

Ученик: Изделие из золотых скорлупок,
которое пускалось в ход по свету? (Монета).

Ученик: Чем потчевали старуху-царицу
бояре да дворяне в царских палатах? (Заморскими
винами и печатными пряниками),

Ученик: В кого поочередно превращался
князь Гвидон, когда летал в царство Салтана? (В
комара, в муху, шмеля).

Учитель: Все спасены, но остались наши
болельщики — родители, которые тоже испытали
трудности на нашем теплоходе. Посмотрим, как они
достойно выйдут из этого шторма (Вытаскивают
последнюю рыбку).

Ученик: Чем угрожала злая царица
Чернавке? (Рогаткой).

Ученик: Какое наказание придумала
злая царица молодой царевне? (Весть царевну в
глушь лесную, и, связав её живую, под сосной
оставив там на съедение волкам).

Ученик: Что приготовил царь-отец в
приданое молодой царевне в “Сказке о мертвой
царевне и о семи богатырях”? (7 торговых городов,
да 140 теремов).

Ученик: О каком времени года идет речь
в начале “Сказки о мертвой царевне и о семи
богатырях”? (О зиме).

Ученик: Сказочное существо, жившее в
море-окияне? (Золотая рыбка).

Ученик: Сколько раз закидывал старик
невод в море? С чем пришел невод? (3 раза: первый
раз с тиной, второй раз с травой морскою, третий
раз с золотою рыбкой).

Учитель: Молодцы! Команда в сборе и
теперь посмотрим все вместе “Сказку о рыбаке и
рыбке”.

Оценки. Награждения.

В течение всего урока учитель ведет бортжурнал
теплохода, в нем приведен список команды, указаны
роли, а также записаны результаты работы каждого
участника на всех этапах путешествия.

Предварительная работа:

  1. Подготовить сценку из “Сказки о рыбаке и
    рыбке”.
  2. Билеты с заданиями.
  3. Сделать рыбок с заданиями.
  4. Кроссворд.
  5. Сказочные объявления.
  6. Спасательные круги с заданиями.
  7. Бортжурнал.

Литература:

  1. А.С. Пушкин, т. 3, М, 1981г.
  2. Литература в школе, журнал № 7 — 1997г, № 1, 2, 5 — 1998г.
  3. Мир психологии, журнал № 2 — 1999г
  4. Волшебные известия, газета № 1 — 1995г
  5. Первое сентября, газета № 39 — 1998г.
  6. Литература (приложение к газете “Первое
    сентября”), газета № 17, 21 — 1998г.
  7. Светлячок, журнал — кроссворды.
  8. Шаров А. Волшебники приходят к людям.
  9. Читаем, учимся, играем, журнал 1996г.



Следующий: