Урок-игра Происхождение человека


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,17 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Задачи:

Обобщить, систематизировать знания
учащихся по вопросу происхождения человека,
этапах эволюции человека; роли биологических и
социальных факторов на разных стадиях
антропогенеза.

Тип урока

: обобщение, систематизация и
контроль знаний.

Форма организации деятельности учащихся

-
групповая.

Оборудование и материалы

: презентация,
карточки (П), (Н), (А), компьютер, муляжи, бюсты.

Ход урока

Организационный момент.



Постановка целей
урока. Заключительный урок по теме
«Происхождение человека» пройдёт в виде игры.
Класс разбивается на 5 команд. Команды получают
контрольные листы, где сами отмечают свои баллы.


Туры 1 2 3 4 5 6 7 8 9 итог
Макс. балл 1 2 3 4 4 4 4 15 4 41
Команда №

Вопрос происхождения человека всегда вызывал
повышенный интерес и жаркие споры. В
христианстве обезьяны — порождение дьявола, п. э.
говорить о родстве человека и обезьян долгое
время никто не решался. Однако наряду с
креационизмом, появляются эволюционные взгляды.
В последние 10 — 20 лет в изучении происхождения
человека произошла настоящая революция.

Для этого имелись три причины:

  1. Широким фронтом идут массовые раскопки,
    особенно в Экваториальной Африке. Ископаемых
    остатков найдено за последние годы больше чем за
    100 лет до этого.
  2. Сейчас разработаны надежные методы определения
    возраста горных пород, а значит и находящихся в
    них костей, основанные на анализе радиоактивных
    изотопов.
  3. Близость человека и обезьян стала оцениваться
    методом молекулярной генетики, оценивается
    сходство генов и белков.

Первый тур заключается в том, что команды
должны указать учёных в соответствии с их
заслугами.

Укажите ученых в соответствии с их заслугами.

Слайд
№3.

  • Впервые отнес человека к животным — …
  • Впервые определил систематическое положение
    человека — …
  • Впервые говорил о животном происхождении
    человека — …
  • Научно обосновал животное происхождение
    человека — …
  • Указал на роль труда в эволюции человека — …

Через минуту команды дают ответы по очереди и
за правильный ответ получают по баллу. (Ответы:
Аристотель, Линней, Ламарк, Дарвин, Энгельс).

2. Укажите систематическое положение человека.

Слайд
№4.

1. Царство

Животные

2. Подцарство

Многоклеточные

3. Тип

Хордовые

4. Подтип

Позвоночные

5. Класс

Млекопитающие

6. Подкласс

Плацентарные

7. Отряд

Приматы

8. Подотряд

Человекообразные обезьяны

9. Семейство

Гоминиды — прямоходящие
приматы

10. Род

Человек

11. Вид

Человек разумный

Каждая команда даёт название двух таксонов под
своим номером и получает по 2 балла. Проверка по слайду
№ 5.

3. Доказательства животного происхождения
человека. Слайды № 6-10


Группа доказательств животного
происхождения человека
Что учитывает
1. Палеонтологические Находки древних и древнейших людей
2.Эмбриологические Учитывает сходство зародышевого
развития позвоночных
3. Цитогенетические Сходство генетического аппарата
4. Сравнительно — анатомические Учитывает данные сравнения внешнего
строения
5. Физиологические Сходство физиологических процессов

Дайте описание доказательств животного
происхождения человека по следующему плану:

1. Название группы доказательств.

2. Что учитывают данные доказательства.

3. Назовите конкретные примеры этих
доказательств.

(Каждая команда описывает одно доказательство
и получает 3 балла).

Сходства и отличия человека и человекообразных
обезьян

. Слайд №11

Для работы в группах раздаются наборы муляжей
черепов, головного мозга, кистей и т д.

1 команда

. Назвать отличия черепа человека и
человекообразных обезьян.

а) Череп сочленен с позвоночником в центре
основания у человека, а у обезьян в задней части.

в) Мозговая часть черепа преобладает над
лицевой у людей, а у обезьян наоборот.

с) Нет надглазничных валиков и теменного гребня
в черепе человека, у обезьян есть.

д) Подбородочный выступ у людей развит, у
обезьян нет.

е) Нос с высокой переносицей у человека, а у
обезьян с низкой.

2 команда

. Назвать отличия головного мозга
человека и человекообразных обезьян.

а) Объем головного мозга человека 1400-1600 см3, а
обезьян — 600 см3.

в) Поверхность коры больших полушарий 1250 см2, а
обезьян — 360 см2.

с) Больше борозд и извилин.

д) Развиты лобные и височные доли.

3 команда. Назвать отличия скелета
конечностей и туловища человека и
человекообразных обезьян.

а) Позвоночный столб человека с S-образным
изгибом, а позвоночный столб обезьян прямой или
вогнутый назад.

в) Нижние конечности у человека длиннее верхних
конечностей, а у обезьян наоборот.

с) У человека лучше развита кисть.

д) Таз у обезьян узкий, чашеобразный у человека.

е) Грудная клетка у человека расширена в
стороны, у обезьян сужена с боков.

4 команда. Назвать черты сходства человека и
человекообразных обезьян.

  1. На руках ногти.
  2. Выражение эмоций.
  3. Отсутствие хвоста.
  4. Строение ушных раковин и глаз.
  5. Четыре группы крови.
  6. Болезни и паразиты.
  7. Сроки беременности.
  8. Кожные узоры.
  9. Хромосомный аппарат и др.

(Максимальный балл — 4)

В каждом списке удалите лишнее.

Слайд № 12

  1. Рудименты
    1. Остаток мигательной перепонки
    2. Околоушные мышцы
    3. Зубы мудрости
    4. Многососковость
    5. Аппендикс
  2. Атавизмы
    1. Многососковость
    2. Волосатость
    3. Копчик
    4. Хвостатость
    5. Сильно развитые клыки
  3. Биологические факторы антропогенеза
    1. Естественный отбор
    2. Изоляция
    3. Дрейф генов
    4. Речь
  4. Социальные факторы эволюции
    1. Труд
    2. Абстрактное мышление
    3. Наследственная изменчивость
    4. Общественный образ жизни

(Максимальный балл — 4)

(Многососковость, копчик, речь, наследственная
изменчивость)



6. Верно ли суждение:

Слайды № 12 — 15.

1. Человеческие расы относятся к 3 биологическим
видам. (Нет, к одному).

2. Впервые описал австралопитека и дал им
название «южная обезьяна» Раймонд Дарт. (Да).

3. Череп под №1470, обнаруженный антропологами
Лики в Танзании, принадлежал человеку
выпрямленному. (Нет, человеку умелому).

4. Первыми начали пользоваться огнём древнейшие
люди. (Да)

5. Находки кроманьонцев обнаружены на всех
материках. (Да).

6. Первые находки синантропов были сделаны в
Германии. (Нет, в Пекине).



7. Самые примитивные орудия чопперы (галечная
культура) изготовлял человек умелый. (Да).

8. Неандертальцы получили своё название в честь
реки Неандер во Франции. (Нет, в Германии).

9. Ручное рубило впервые появилось у
неандертальцев. (Нет, у питекантропов и
синантропов).

10. Питекантроп имеет больший объем мозга, чем
синантроп. (Нет, наоборот).

11. Для древнейших людей характерен каннибализм.
(Да).

12. У неандертальцев впервые появились
социальные отношения. (Нет, у кроманьонцев).

13. Австралопитеки изготавливали скрёбла,
остроконечники. (Нет, не было орудий труда).

14. Расоведение — наука о расах. (Да).

15. Обнаруженным в 1891 году на острове Ява
останкам древнейших людей Дюбуа дал название
гейдельбергского человека. (Нет, питекантропа).

16. Первыми овладели членораздельной речью
неандертальцы. (Нет, кроманьонцы).

17. Главным социальным фактором антропогенеза
является речь. (Нет, труд).

18. Главным биологическим фактором
антропогенеза является естественный отбор. (Да).

19. К биологическим фактором антропогенеза
относятся наследственная изменчивость, борьба
за существование и естественный отбор. (Да).

20. Акселерация характерна только для женского
пола. (Нет).

(Для каждой команды 4 суждения, за которые они
могут получить по 4 балла за равильный ответ).

Узнай кто это:

Слайды № 17 — 20

Проводится в виде физкультразминки: (П) -
руки вперёд, (Н) — руки в стороны, (К) — руки вверх.
(П) — питекантропы, (Н) — неандертальцы, (К) -
кроманьонцы.

Они ходили на двух ногах, имели рост 155- 158 см,
скошенный лоб, мозг объёмом около 1400см3, не имели
хорошо развитого подбородочного выступа,
пользовались огнём, изготавливали разнообразные
орудия из камня, кости и имели зачаточную речь. (Н)

Они ходили на двух ногах, имели рост около180 см,
высокий прямой лоб, мозг объёмом около 1600см3,
развитый подбородочный выступ; жили в жилищах,
пользовались огнём, изготавливали орудия из
кремния, кости; у них было развито искусство. (К)

Они ходили на двух ногах, имели рост около 170 см,
очень покатый лоб, мозг объёмом около 900 — 1200 см3,
не имели подбородочного выступа, пользовались
огнём, изготавливали из камня примитивные
скребки и свёрла. (П)

Они весили примерно 30 — 50 кг, объём мозга 650 см3.
Рука их была близка к человеческой, челюсти менее
массивные. Изготавливали орудия труда — чопперы
(галечная культура), строили несложные укрытия,
занимались собирательством.

(4 балла)

Назовите ископаемого предка человека.

Слайд
№ 21для фона

Команды поднимают карточки с буквами: (П) -
палеоантропы, (Н) — неоантропы, (А) — архантропы.

  1. Кто из предков человека является самым древним.
    (А)
  2. Относится к виду человек прямоходящий. (А)
  3. Относятся к новым людям. (Н)
  4. Относятся к древнейшим людям. (А)
  5. Относятся к древним людям. (П)
  6. Назовите стадию формирования современного
    человека, на которой произошло выделение
    человеческих рас. (Н)
  7. Ископаемые предки человека, у которых впервые
    встречаются захоронения. (П)
  8. Кто из предков человека жил первобытным стадом,
    пользовался огнём и не имел жилищ. (А)
  9. Синантроп являются: (А)
  10. Неандертальцы являются: (П)
  11. Кроманьонцы являются: (Н)
  12. Какие люди жили в эпоху великого оледенения. (П)
  13. Жили 30 — 40 тысяч лет назад. (Н)
  14. Жили 5 — 2 миллиона лет назад. (Австралопитеки)
    Карточки никто не поднимает.
  15. Жили 200 — 28 тысяч лет назад. (П) (15 баллов)

Проводится подсчёт баллов по контрольным
листкам, которые команды заполняли сами.

Тем временем команды выполняют задания 9 тура,
если есть время, либо проводится рефлексия.

Дайте краткое определение понятий.

  • Антропогенез — это :
  • Акселерация — это :
  • Рассизм — это…
  • Социальный дарвинизм — это:

Рефлексия


Участники команды

№ :

Как вы оцениваете свой уровень знаний
по теме до игры
Как вашу работу оценила команда после
игры
Оценка учителя
1
2
3
4
5

Подведение итогов, выставление отметок.




Следующий: