Урок–игра по истории Ханты–Мансийского автономного округа О! Отличник!

Цели:

Проверить знания учащихся,
хронологические и картографические умения,
умения рассуждать, аргументировать, знания
понятий и терминов.

  • Воспитывать любовь к своему родному краю.
  • Подвести к пониманию ими исторических и
    культурных ценностей своей малой Родины.
  • Оборудование: для игры необходимо
    приготовить обозначение баллов по турам,
    обозначение подсказок, конверты с вопросами по
    турам, орден “О! Отличник!”, таблицу баллов по
    турам. Атрибутику игры могут изготовить сами
    учащиеся. Может быть объявлен конкурс на лучшее
    изготовление ордена. Условие: при изготовлении
    ордена использовать символику округа.

    Урок-игра проводится по типу телевизионной
    игры “Кто хочет стать миллионером?”.

    1 этап игры: Выбор игрока. Участником игры будет
    выбран тот, кто быстрее всех выполнит задание.

    Задание: Расставьте в хронологической
    последовательности:

    1. Ханты-Мансийский автономный округ; 5
    2. Остяко-Вогульский национальный округ; 3
    3. Ханты-Мансийский национальный округ; 4
    4. Западно-Сибирское генерал-губернаторство: 2
    5. Сибирское генерал-губернаторство. 1

    Условия игры: Вы имеете возможность стать
    отличником по истории Ханты-Мансийского округа.
    В первом туре пять вопросов и первая 1000
    несгораемых баллов. Во втором туре также пять
    вопросов, но несгораемые баллы — 100 000. Третий тур
    — самый сложный и вас ожидает 1 000 000!

    Подготовить таблицу:

    1 тур:100-200-З00-500-1000 несгораемые баллы (З балла).
    2 тур: 2000-4000-6000-8000-10000 несгораемые баллы (4 балла).
    З тур: 20000-40000-80000-100 000 несгораемые баллы (5
    баллов).

    Во время игры вы можете воспользоваться
    подсказками:

    1) подсказка зрителей,

    2) подсказка друга,

    3)подсказка компьютера- учителя (50*50).

    Для игры необходимо приготовить обозначение
    баллов по турам, обозначение подсказок, конверты
    с вопросами по турам, орден “ “О! Отличник!”,
    таблицу баллов по турам. Атрибутику игры могут
    изготовить сами учащиеся. Может быть объявлен
    конкурс на лучшее изготовление ордена. Условие:
    при изготовлении ордена использовать символику
    округа.

    Вопросы первого тура:

    1. Ханты-Мансийск образовался на месте владений
    князя: а) Ханта; б) Самара; в) Кучума; г) Тайбугида.
    2.Основой хозяйства аборигенного населения
    Обь-Иртышского Севера являлась: а) рыболовство; б)
    бортничество; в) земледелие; г) торговля.

    3. Военных предводителей- вождей на языках
    разных народов Западной Сибири называли: а)
    воинами; б) мужиками; в) силачами; г) богатырями.
    4. Назовите основной источник рабства в угорских
    княжествах: а) погромный ясырь (военнопленные); б)
    долговое ; в) дети; г) гарнизон.
    5. Впервые о вогуличах упомянул еще в конце 14 века:
    в “ Житии Стефана Пермского”: а) Василий Темный;
    б) Епифаний Премудрый; в) вещий Олег; г)
    Н.М.Карамзин.

    Вопросы второго тура:

    1. Священным деревом у вогулов считалась: а)
    кипарис; б) лиственница; в) сосна; г) кедр.

    2. Высший гражданский сановник в
    позднесредневековых татарских государствах
    назывался : а) черемис; б) облас; в) карача; г)
    мечеть.

    3. Добровольное подношение князю в виде пушнины,
    продуктов или предметов домашнего обихода
    называлось: а) свадьбой; б) ясаком; в) дарованием;
    г) поминками.

    4. В русских источниках дух-покровитель семьи
    изображался в виде человека и назывался: а)
    чурбаном; б) лешим; в) болваном; г) мужичком.

    5. В 1909 году в селе Самарово была проведена:
    а) линия телепередач; б) высоковольтная линия; в)
    телеграфная линия; г) пейджинговая связь.

    Вопросы третьего тура.

    1. Первая попытка поиска нефти была
    осуществлена около поселка: а) Бобровка; б)
    Цингалы;в) Октябрьское; г) Березово.

    2. 10 декабря 1930 года был образован: а)
    г.Ханты-Мансийск; б) Самарово; в)
    Остяко-Вогульский национальный округ г)
    Ханты-Мансийский национальный округ.

    3. В какую область был включен Ханты-Мансийский
    национальный округ в 1944 году?: а) Омскую; б)
    Уральскую; в) Тюменскую; г) Обь-Иртышскую.

    4. Первый северный газопровод заработал в
    районе: а)Самарово; б) Шаим; в) Березово; г) Мулымья.

    5. Кто руководил бригадой, получившей первый газ
    у с. Шаим: а) А.Миллер; б) Г.Норкин; в) С.Урусов; г)
    Ф.Салманов.

    По итогам игры победитель награждается орденом
    “Отличник”. В игре могут принять участие
    несколько учащихся. При условии участия
    нескольких учащихся необходимо разработать
    дополнительные вопросы ко всем турам. Например,
    можно использовать такие вопросы:

    Расположите в хронологической
    последовательности даты открытия нефтегазовых
    месторождений Ханты-Мансийского округа:

    1. Игримское месторождение 3

    2. Деминское месторождение 1

    3. Усть-Балыкское месторождение 4

    4. Чуэльское месторождение 2

    5. Паультурское месторождение 5

    1. Коренное население Обь-Иртышского Севера в
    древности исповедовали: а) ислам; б) христианство;
    в) язычество; г) буддизм.
    2. Рукописную тетрадь с различными деловыми
    бумагами в XVI–XVII вв. называли: а) блокнотом; б)
    книгой; в) сборником; г) альбомом.
    3. Покорителем Сибири называют: а) ; б) Ермака; в)
    Кучума; г) Дунина –Горкавича..
    4. Деревянная крепость, окруженная посадом, в
    XVI–XVII вв. называлась: а) поселком; б) городом; в)
    центром; г) округом
    5. Фамилия автора “ Чертежной книги Сибири”: а)
    Дежнев; б) Хабаров; в) Ремезов; г) Поярков.
    6. По реке Оби в XVII веке жили: а) остяки; б) вогулы; в)
    ненцы; г) саами.
    7. На лесистых склонах Урала в XVII веке жили: а)
    остяки; б) вогулы; в) ненцы; г) саами.
    8. Первая типография в Сибири была открыта в 1874
    году в городе: а) Омске; б) Тобольске; в) Тюмени; г)
    Иркутске.
    9. Назовите автора первого букваря на родном
    языке ханты, вышедшим в 1930 году: а) П.Е. Хатанзеев;
    б) А.М.Сенгепов; в) Е.А. Немысова; г) Е.Д. Айпин.
    11. Какое восстание в 1933-1934 годах было самым
    крупным выступлением местного населения: а)
    Березовское; б) Пелымское; в) Казымское; г)
    Обдорское.
    12.Признание получило творчество
    сказительницы-манси: а) А.М.Коньковой; б) В.С.
    Ивановой; в) Ю. Шесталовой; г) Е.Д. Айпиной.
    13. Он не был в ссылке в Югорской земле: а) Меншиков
    А.Д.; б) Бирон Э.; в) Долгоруков А.Г.; г) Остерман Г.
    14. Автор картины “Меншиков в Березове”: а)
    Суриков; б) Тебетев; в) Тимофеев; г) Панков.
    15. Коренное население Обь-Иртышского Севера
    считало это озеро священным: а) Байкал; б) Нумто; в)
    Рица; г) Лебединое озеро.
    16. Известный народный умелец резьбы по кости,
    представитель коренных народов севера: а) Панков;
    б) Каразин; в) Шекшин; г) Шишкин.
    17. Пароход, курсирующий по реке Сосьва в начале
    60-х годов XIX века, назывался: а) Тундра; б) Тайга; в)
    Ермак; г) Север.
    18. Служители, отвечающие за охрану и обслуживание
    ворот в русских средневековых городах,
    назывались: а) сторожа; б) солдаты; в) воротники; г)
    охрана.
    19. Взыскание за прошлые годы, а также сумма
    задолженности: а) долг; б) доимка; в) кредит; г)
    заначка.
    20. Кто являлся руководителем реформ местного
    управления в Сибири, разработанных в 1821 г. а)
    Г.С.Батеньков; б) М.М.Сперанский; в) Александр I; г)
    А.С.Меншиков.

    Подведение итогов. Награждение победителей.

    Следующий: