Урок-игра Океаны и моря

Цель урока: углубление знаний
учащихся о морях и океанах

Задачи урока:

  • Дать понятие и представление о морях и океанах.
  • Развитие динамичности восприятия через
    разнообразную структуру урока, предполагающую
    смену видов деятельности во время урока.
  • Развитие мотивации к учению посредством
    интереса к уроку.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель:

Тему нашего урока вы узнаете, разгадав ребусы:

Рисунок: окна ,, еаны (океаны)
Рисунок: моста ,,, ря (моря)

Тема нашего урока: Океаны и моря.

– Что вам известно об океанах и морях?
– Хотите узнать больше?
– Для того чтобы углубить ваши знания,
отправимся в плавание по морям и океанам.

III. Сообщение цели урока

Учитель: В пути мы будем выполнять
различные задания. Итак, мы отправляемся в
плавание по океанам.

IV. Изучение нового материала с поэтапным
закреплением.

1. Океаны

Что такое океан? Океаны –
огромные пространства воды. Они так велики, что
на теплоходе надо плыть несколько дней, чтобы
добраться до другого берега. Океанов четыре (показ
на карте, перечисление океанов)

Сформулируйте определение: океан –
это …

– Покажите океаны на карте (учащиеся
формулируют определение и находят океаны на
карте).

2. Моря

Рассказ учителя: Дальше мы продолжаем
наше путешествие по морям. Что такое море?
Море – это часть океана, вдающаяся в сушу. Одни
моря холодные и покрыты льдом, другие тёплые и
никогда не замерзают. Глубина морей и океанов
достигает нескольких километров.
Ребята, повторите определение про
себя.
– Сформулируйте определение, моря – это …
Покажите на карте

Рассказ учителя:

Моря бывают окраинные и внутренние.
Окраинные моря – это моря, которые неглубоко
вдаются в сушу.
– Посмотрите на карту. Откройте атлас
«Физическая карта России» на странице 14, 15,
найдите моря, покажите друг другу.
– Внутренние моря – это моря, которые далеко
вдаются в сушу.
– Найдите внутренние моря на своей карте,
покажите друг другу.
На карте вы видите, что нашу страну
омывают воды многих морей. С северной и восточной
стороны омывают окраинные моря, с западной –
внутренние.

Работа с картой

– Ребята, сформулируйте определение окраинные
моря…
– Сформулируйте определение, внутренние
моря…
– Покажите на карте окраинные и внутренние моря .
(Учащиеся формулируют определение, показывают
на карте)

– Ребята, скажите, что больше, океан или море?

3. Проверка знаний (было дано домашнее
задание по вопросам)

Класс делится на две команды: «Земля» и
«Вода», а также болельщиков и жюри.

1 задание:

  • Изобразить пантомиму на морскую тематику
  • Исполнить песню о море

2 задание:

  • Какое море России в древности называли
    Янтарным? (Балтийское – по причине огромных
    запасов янтаря)
  • Море России, называемое «ледяным погребом» (Карское,
    9 месяцев в году оно покрыто льдами)
  • Самое большое море Земли. (Филиппинское)
  • Самое малое море. (Мраморное)
  • Какое море древние греки называли «внутренним»?
    (Средиземное)
  • Самое мелководное море? (Азовское)
  • Самое пресноводное? (Балтийское)
  • Самое теплое? (Красное)
  • Самое соленое? (Мертвое море)
  • Какие вы знаете «цветные моря»? (Желтое,
    Красное, Белое, Черное)

5. Богатства морей и океанов

Учитель: Ребята, а хотите поплавать
под водой, посмотреть на богатства морей и
океанов? Только запоминайте всё, что вы увидите.
Обратите внимание на растительный и животный
мир. (Видеослайды)
– Красиво? Понравилось?
– Чем богаты океаны и моря?
– Каких ещё морских животных вы знаете?
– Как человек использует богатства морей и
океанов?
– Что нужно сделать людям, чтобы не иссякли
богатства морей и океанов?

6. Морской транспорт

Учитель: В морях и океанах мы можем
увидеть различный морской транспорт. Назовите
морской транспорт. Морской
транспорт перевозит грузы и людей.

V. Итоговое закрепление

Учитель: А теперь расскажите о том, что
вы увидели в плавании, дополнив предложения.
Океаны – это… , а моря – это …

При подготовке можете воспользоваться текстом
учебника, стр. 43-44

– Давайте проверим, как вы усвоили знания,
полученные за время путешествия. Перед вами тест
из 3 вопросов. К каждому вопросу даны 3 ответа,
Нужно выбрать правильный.

(Задание учащиеся выполняют на карточках).

1. Что такое море?

А) часть океана, вдающаяся в сушу
Б) огромные пространства воды
В) большие участки суши

2. Вода в океанах и морях …

А) пресная
Б) горько-солёная
В) сладкая

3. В морях и океанах водятся:

А) водоросли
Б) морские волки
В) рыбы

Самопроверка.

VII. Подведение итогов

Выставление оценок.

VIII. Домашнее задание

На выбор:

  • Пересказ, стр. 43-44
  • «Рабочая тетрадь», стр.48 № 2
  • «Рабочая тетрадь», стр. 49 № 5

Используемая литература:

Торопова Т. К. География. Тесты. Викторины.
– Волгоград, изд. «Учитель», 2009

Следующий: