Урок-игра Мир птиц

Цели урока: углубление и закрепление
знаний о птицах, развитие интереса к природе и ее
изучению, экологическое образование и
воспитание.

Оборудование: таблица по теме; чучела
птиц; записи голосов птиц; плакат «Охраняемые
птицы Владимирской области»; рисунки с
изображением птичьих гнезд, выставка книг о
птицах; доклады учащихся о птицах; карточки
обучающей игры «Экология в филологии»;
биологические карты.

Класс делится на 4–5 команд по 6 человек. В
состав жюри входят студенты
естественно-географического факультета ВГПУ.

ХОД УРОКА

I. Конкурс-разминка

Каждая команда получает кроссворд «Птицы».
На его разгадывание отводится 3 минуты. За каждое
правильно указанное слово команда получает 1
балл.

По горизонтали: 1. Мелкий
представитель воробьинообразных. 2. Нелетающая,
но хорошо плавающая и ныряющая птица. 3. Вид
дрозда. 4. Крупная нелетающая птица. 6. Птица из
отряда воробьинообразных, в песне которой
слышится: «Ты Витю видел?». 8. Представитель
воробьинообразных, мельче воробья. 9. Крупный
дневной хищник. 10. Представитель
воробьинообразных, прекрасный певец. 16. Вид
крупных говорящих попугаев. 17. Птица из семейства
вьюрковых.

По вертикали: 4. Хищная дневная
птица. 6. Мелкая утка. 7. Ярко окрашенный
представитель курообразных. 8. Птица из отряда
воробьинообразных. 11. Представитель семейства
врановых. 12. Синица, вьющая гнездо из пуха в виде
«варежки». 13. Мелкая сова. 15. Крупная морская
птица.

Ответы:

По горизонтали: 1. Воробей. 2.
Пингвин. 3. Рябчик. 5. Страус. 6. Чечевица. 7. Пищуха. 9.
Орел. 10. Соловей. 14. Скворец. 16. Ара. 17.Чиж.

По вертикали: 4. Ястреб. 6. Чирок. 7.
Фазан. 8. Пеночка. 11. Ворон. 12. Ремез. 13. Сыч. 15.
Буревестник.

II. Конкурс эрудитов

От каждой команды выходят по 1 человеку. За
каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Вопросы 1-й команде:

1. Что изучает орнитология? (Птиц)

2. У какой птицы нет голоса? (У аиста)

3. Для чего у глухаря к зиме на лапе вырастают
роговые щеточки? (Чтобы удерживаться на
обледеневших ветках)

4. Как убивает свою добычу орел? (Закалывает
когтями)

5. Какая птица ловит насекомых в сумерках? (Козодой)

Вопросы 2-й команде:

1. Какая птица может передвигаться только вверх
по стволу дерева? (Дятел)

2. Может ли ястреб питаться осами? (Да, осоед)

3. Пух какой птицы используют для изготовления
самой теплой одежды? (Гусь)

4. Какой из органов чувств наиболее хорошо
развит у совы? (Слух)

5. Как отличить старого грача от молодого? (По
клюву)

Вопросы 3-й команде:

1. Где у птицы «вилочка»? (В поясе передних
конечностей)

2. Какие птицы могут передвигаться по суше,
скользя на брюхе? (Пингвин)

3. У каких птиц на ногах не хватает пальцев?
страусов)

4. Какие птицы могут опылять растения? (Колибри,
нектарницы)

5. Кому хвост служит опорой? (Дятлу)

Вопросы 4-й команде:

1. У какой птицы «лицо-локатор»? (У совы)

2. Птенцы какой птицы плавают, сидя на спине у
мамы? (У чомги)

3. Есть ли у птиц зубы? (Есть только у птенцов –
птенцовый зуб)

4. Какая хищная птица нашей страны считается
самой крупной? (Гриф)

5. Какая птица умеет летать вперед и назад, не
разворачиваясь? (Колибри)

Вопросы 5-й команде:

1. Почему в Новой Зеландии много птиц, не умеющих
летать? (У них нет врагов)

2. Что такое клобучок? (Шапочка для ловчей
птицы)

3. Какую птицу обожествляли древние египтяне? (Ибис)

4. Какая птица с наступлением весны бормочет:
«Куплю балахон, продам шубу», а осенью
«Продам балахон, куплю шубу»? (Тетерев-косач)

5. Какая кость в строении нижней конечности есть
только у птиц? (Цевка)

III. Конкурс “Третий лишний”

Командам предлагаются ряды птиц,
сгруппированные по определенному признаку. Но
одна птица в каждом ряду не имеет этого признака
и потому является лишней, нужно определить, кто
лишний и почему.

1. Сова, кречет, коршун. (Сова – ночной хищник)

2. Филин, цапля, бородач. (Цапля – нехищная
птица)

3. Глухарь, тетерев, скворец. (Скворец –
непромысловая птица)

4. Иволга, соловей, фазан. (Фазан – не певчая
птица)

5. Пустельга, сова-сплюшка, неясыть. (Пустельга
– дневной хищник)

За полный ответ – 2 балла.

IV. Конкурс “Птицы в русском фольклоре”

Используются карточки обучающей игры
«Экология в филологии». Карточки
перемешиваются и поровну раздаются командам.
Задание: составить пословицы и
поговорки о птицах из двух половинок.

1. Была бы падаль, а воронье налетит.

2. В своем гнезде ворона коршуну глаз выклюет.

3. Всяк кулик в своем болоте велик.

4. Всяк кулик свое болото хвалит.

5. Всякая птица свое гнездо любит.



6. Всякая птица свои песни поет.

7. Всякая сорока от своего языка погибает.

8. Кулик до воды охочь, а плавать не умеет.

9. На своей улочке и курочка храбра.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

V. Конкурс “Заморочки из бочки”

Используются бочонки игры “Русское лото”.
Члены команды выбирают бочонки, учитель читает
вопрос под данным номером, члены команды
совещаются 1 минуту и отвечают. Правильный ответ
оценивается в 3 балла.

Вопросы:

1. Зима. Птицы заняты строительством гнезд. Вот
гнезда готовы. Дует холодный ветер. Самочки
откладывают яйца. Сугробы укутали деревья, на
которых в гнездах вот-вот выведутся птенцы. Какая
птица отважилась на обзаведение потомства в
зимнюю стужу? (Клест)

2. Эти птицы могут часами стоять на одной ноге,
не чувствуя усталости, так как в их колене есть
специальный запирающийся сустав, который
срабатывает как только птица встает на одну ногу.
Он как бы фиксирует ногу в таком положении,
позволяя расслабить отдельные мышцы. Причем
стоит птица и на одной ноге очень устойчиво.
(Аист)

3. Эта небольшая скромно окрашенная птица
охотится за сумеречными и ночными насекомыми:
майскими жуками, бабочками шелкопрядов, совками.
Клюв у нее короткий, но рот открывает очень
широко, образуя воронку, в которую и попадают
насекомые на лету. Этих птиц часто видели по
вечерам, вертящимися возле овец и коз. (Козодой)

4. Эта хищная птица питается исключительно
рыбой. Паря над поверхностью воды, она бросается
вниз и схватывает добычу цепкими и острыми
когтями, иногда погружаясь при этом в воду.
Наружный палец на ноге повернут назад, что
позволяет ей плотно обхватить рыбу со всех
сторон и не выпустить ее на лету. Когти очень
длинные и острые: а снизу вся лапа покрыта
мелкими бугорками, что помогает удерживать
скользкую рыбину. (Скопа)

5. В минуту сильного потрясения у рябчика
(например, если он попадает в когти ястреба)
обильно выпадают перья. Чем можно объяснить
такую особенность? (Легкость, с которой у
рябчика выпадают перья в момент смертельной
опасности, спасает ему жизнь – у хищника
остаются лишь перья улетающей птицы.)

6. Первые упоминания об этих птицах относятся к
летописям времен А. Македонского. Воины этого
полководца, возвращаясь домой, привозили с собой
ручных птиц, обученных произношению
определенных слов и фраз. Такие птицы стоили
баснословно и считались священными. (Попугаи)

7. Замечательный русский орнитолог Бутурлин
рассказывал: «В нагорных тундрах Норвегии
много белых куропаток. Охота на них – подсобный
промысел местного населения. Серьезный враг
куропаток – ястреб-тетеревятник. Вот норвежцы и
уничтожили всех тетеревятников. А через
несколько лет ястребов пришлось ввозить из
СССР». Объясните, зачем. (Исчез хищник –
начала исчезать и жертва, так как хищник
уничтожает в первую очередь слабых и больных
птиц.)

8. У каких птиц птенцы растут под землей?
щурок, ласточек-береговушек, зимородков, т.е. у
птиц, гнездящихся в норах.)

9. О том, что гуси Рим спасли, знают все
школьники, изучавшие древнюю историю. Когда
галлы пытались напасть на римскую крепость
ночью, гуси подняли крик. Римляне проснулись и
отразили нападение врагов. Как объяснить
поведение гусей? (Громкими криками гусь
предупреждает своих собратьев об опасности.)

10. Название этой птицы означает «пламя».
Взлет стаи этих птиц, когда они все разом
раскрывают крылья, похож на закат солнца. Розовый
цвет птицы обусловлен пигментом астаксантином. В
неволе, где птицы не могут кормиться привычной им
едой, они быстро теряют свой великолепный
розовый цвет. (Фламинго)

VI. Конкурс “Биологические карты”

Используется дидактический материал к
учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина
«Биология». Многообразие живых
организмов». В игре участвуют по одному игроку
от команды. Игроки получают равное количество
карт. Игра проводится по 1-му варианту,
приведенному в дидактических материалах. Первый
выбывший зарабатывает 1 балл, второй – 2 балла.

VII. Подведение итогов

Члены жюри подводят итоги. Члены
команды-победительницы получают оценку «5″,
занявшие 2 и 3 места – «4″.

Литература:

1. Анашкина Е.Н. Кроссворды для школьников.
Биология. –Ярославль: «Академия развития»,
1997.

2. Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о
птицах. Ярославль: «Академия развития»,
«Академия К «, 1998.

3. Библиотека «Первого сентября». «Я иду
на урок биологии». Зоология. Птицы. М: «Первое
сентября», 2001.

4. Доманова Н.М., Щербаков А.В. Экология в
филологии: обучающая игра. М: Аргус, 1995.

5. Старцев П.Б., Наумов А.А. Биологические
карты. Дидактический материал к учебнику В.Б.
Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Многообразие
живых организмов». М: «Дрофа», 2001.




Следующий: