Урок-игра Литература + по повести И. С. Тургенева Ася. 8-й класс


Цель урока:

  1. Научить аргументировано высказывать собственные мысли.
  2. Развить практические умения работы с текстом, выбирать из текста нужное
    и значимое.

Задачи урока:

1. Образовательные:

  • обобщить знания о прочитанном произведении;
  • развивать творческое мышление, вырабатывать умение анализа и синтеза;
  • совершенствовать логическую культуру в процессе общения.

2. Воспитательные:

  • развивать коммуникативные навыки;
  • продолжить работу над развитием умения оценивать поступки героев;
  • воспитывать любовь к художественному слову.

3. Развивающие:

  • развивать самостоятельность мышления школьника и познавательную
    активность;
  • развитие воображения, развитие речи.

Оборудование: игровой барабан с секторами, магнитофон, фломастеры,
листы.

Форма работы: игра.

Ход урока

Урок игра « Литература +» проводится после
изучения одного или нескольких произведений.

Ребята знакомятся с условиями игры в начале учебного года. Они
предупреждаются учителем, что каждый из них может подготовить свои вопросы и
задания, подобрать материал для музыкальных пауз. Учитель готовит вопросы по
каждому сектору. Всего на барабане 16 секторов:

«Литература +»

  1. Русский язык.
  2. Математика.
  3. История.
  4. География.
  5. Живопись.
  6. Музыка.
  7. ТВ, кино.
  8. Иностранный язык.
  9. Творчество.
  10. Фантазия.
  11. Актерское мастерство.
  12. Музыкальная пауза.
  13. Любовь.
  14. Литература.
  15. Юмор.
  16. Экология, эврика, этика.

При выпадении сектора Э (эврика) дети задают свои собственные вопросы и
получают за это баллы.

За каждый ответ учащиеся получают определенные баллы. В конце игры
присваиваются звания «Самый внимательный читатель», «Самый умный читатель»,
«Самый остроумный читатель», «Самый аналитичный читатель», «Самый теоретичный
читатель», «Самый красноречивый читатель»,«Самый молчаливый читатель»(получающий дважды
это звание отправляется в «Джунгли книжных страниц»), «Будущий
читатель»(получает чистый лист), «Замечательный читатель», «Исключительный
читатель», «Супер-читатель» (получивший звание «Исключительный читатель» трижды
получает «Супер-читатель»), «Самый творческий
читатель», «Самый большой фантазер», «Самый лучший актер», «Самый лучший
юморист».Получающий трижды звание «Супер-читатель» поощряется пятеркой за
четверть (за полугодие).

За выкрики, некорректное поведение даются штрафные очки. У игрока,
получившего три штрафных очка, сгорают набранные баллы. Если он прогорает
трижды, то теряет право продолжать игру. За каждый неправильный ответ
добавляется вопрос к зачету. Получившие звание «Замечательный читатель»,
«Исключительный читатель» и «Супер-читатель» получают право провести зачет,
игру, урок по своему выбору.

Звания подтверждаются мини-грамотами с определенной символикой.

Сектор №1 «Литература + Русский язык».

Объясните значение и правописание слов: захолустье, лон-лакей, Грюне Гевебле,
книксен, чопорно, бургомистр…

Сектор №2 «Литература + Математика».



  1. Сколько лет было Н.Н., когда он отправился в путешествие?
  2. Каково расстояние городка З. от Рейна?
  3. Сколько лет была Ася в пансионе?

Сектор №3 «Литература + История».

  1. В какое время творил Рафаэль?
  2. В какое время жил и творил Ван-Дейк?

Сектор №4 «Литература + География».

  1. Где находится коллекция драгоценных камней, о которой говорится в
    повести?
  2. В каком городке Н.Н. познакомился с Гагиным и Асей?
  3. Где находится картина Рафаэля

Сектор №5 «Литература + Живопись».

  1. На какую девушку с картины известного художника была похожа Ася по
    мнению Н.Н.?
  2. В стиле какого художника была на Гагине круглая шляпа?

Сектор№6 «Литература + Музыка».

  1. Какую музыку услышал Н.Н. в начале повести?
  2. Какие музыкальные инструменты сумел различить герой?
  3. Под звуки музыки какого композитора танцевали Ася и Н.Н. ?

Сектор №7 «Литература + ТВ, кино».

Экранизирована повесть «Ася»?

Сектор №8 «Литература + Иностранный язык».

  1. На каких иностранных языках разговаривала Ася?
  2. Из каких языков и что значат слова: филистер, коммерш?
  3. Как переводится «Грюне Гевебле»?
  4. На каких иностранных языках разговаривала Ася?
  5. Из каких языков и что значат слова: филистер, коммерш?

Сектора №9 «Литература + Творчество».

Проинсценируйте понравившийся эпизод и объясните свой выбор.

Составьте комикс по повести.

Сектор №10 «Литература + Фантазия».

Представьте, что Н.Н. набрался решимости, и
состоялось счастье Н.Н. и Аси. Как сложилась бы их жизнь?

Сектор №11 «Литература + Актерское мастерство».



Сыграйте эпизод, отражающий характер героя (героини) и попробуйте передать их
чувства.



Сектор 12 «Музыкальная пауза».

Сектор№13 «Литература + Любовь».

  1. Как вспоминает литературный герой о ране своего сердца (увлечении
    молодой вдовой)?
  2. Опишите сцену объяснения Аси с Гагиным.

Сектор №14 «Литература + Литература».

  1. Какие детали использует Тургенев?
  2. Какие эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения использует автор при
    описании: а) героев; б) местности; в) при раскрытии тайны психологии героев?
  3. Какую роль играет 16 гл. в повести?

Сектор №15 «Литература + Юмор».

  1. Какие смешные сцены вы можете назвать?
  2. С помощью чего создает их автор?

Сектор №16 «Литература + Э (экология, этика, эврика)».

  1. Как говорит автор о воспитании Аси и Гагина?
  2. В чем различие в их воспитании?
  3. Чем угощали гостя? Чем полезны эти продукты?



Следующий: