Урок-игра Классы рыб

Цели урока:

  • с помощью игровой формы активизировать познавательную деятельность;
  • сформировать умение участвовать в обсуждении и принятии коллективного решения, излагать и аргументировать свою точку зрения; внимательно выслушивать сторонников и оппонентов;
  • развивать  интеллектуальные умения способности: анализировать различные варианты и точки зрения; применять  всесторонний подход к обсуждению вопроса, сравнивать и обобщать факты;
  • закрепить знания и умения, развивать дальнейший  интерес к изучаемому предмету.

Оборудование:

  • таблицы с изображением рыб (лосось, акула, сельдь и другие),
  • сообщения учащихся о рыбах,
  • карточки-задания для письменных конкурсов,
  • листы бумаги, ручки,
  • телевизор, DVD, видеокассеты,
  • на столах этикетки с буквами: А, В,С,Д,Е.

На доске таблица оценок конкурсов и подведения итогов.

Эпиграф к уроку:  рыбы – исконные обитатели водной среды, в которой жили и все их предки, начиная с первичных организмов, и в которой исторически сложился самый тип хордовых животных.

Ход урока.

Организационный момент.

- Класс делится на команды по 4 – 5 человек.
- Каждая команда дает себе название и выбирает капитана. Какая команда начинает конкурс -  определит жребий.
- Все члены команды участвуют в обсуждении ответа на вопросы конкурсов. Потом капитан предоставляет слово для ответа кому-либо из членов своей команды.
- После каждого конкурса в таблицу записывается количество баллов, полученных каждой командой.
- Могут быть штрафные баллы.

Конкурсы.

1 конкурс   «Биологическая разминка».

Каждой команде задается по два вопроса. На обдумывание каждого вопроса дается 30 секунд. Если команда не дает правильного ответа, то могут ответить другие команды, за что они получают дополнительные баллы.

Вопросы:

Команде А:

  1. Какая рыба – окунь или осетр – ближе к ланцетнику? Почему?
  2. Каких рыб называют живородящими? Например.

Команде В:

  1. В чем различие кровеносной системы беспозвоночных и позвоночных животных?
  2. Почему рыбы похожи друг на друга?

Команде С:

  1. В чем заключается сложность рефлексов рыб по сравнению с гидрой и дождевым  червем?
  2. Какой путь совершают проходные рыбы в период нереста?

Команде Д:

  1. Какое значение имеет большое число откладываемых икринок некоторыми рыбами?
  2. Что делают пресноводные рыбы зимой?

Команде Е:

  1. Каковы функции мозжечка?
  2. Бывают ли рыбы голые?

2 конкурс письменно   «Внешнее строение рыб».

На обдумывание дается 2 минуты. Командам раздаются карточки – задания. На рисунке показать части тела рыб (I — III) и дать название плавников (1 – 5).

Пока проверяются работы, учащиеся смотрят видеофрагмент «Как рыбы общаются друг с другом».
Максимальное количество баллов – 5.

3 конкурс — цепочка   «Внутреннее строение рыб».



На обдумывание – 5 секунд.

  1. Команда А называет внутренний орган рыб, а команда В называет систему, к которой этот орган относится, команда В называет внутренний орган рыб, а команда С называет систему; команда С называет внутренней орган, а команда Е называет систему; команда Е называет орган, команда А – систему.
  2. Команда А называет систему внутренних органов, а команда В называет функции выполняемые этой системой, команда В называет  систему, а команда С называет функции, и т.д.

Первая часть конкурса оценивается в 1 балл, а вторая часть – 2 балла.

4  конкурс   «Знание систематики рыб». (Письменно по карточке).

На обдумывание – 2 минуты.

Даны названия 12 видов рыб, распределить их по отрядам: белуга, сазан, горбуша, салака, семга, навага, севрюга, плотва, форель, налим, иваси, карась.

Отряд Осетровые Отряд лососевые Отряд сельдеобразные Отряд карпообразные Отряд трескообразные

Пока проверяются работы, учащиеся смотрят видеофрагмент «Голоса рыб» (или другой).
Максимальное количество баллов – 12.

Конкурс  «Домашнее задание».

За неделю до урока дать задание – приготовить рассказ о каком-либо виде рыб. Рассказ должен быть связанным, эмоциональным, интересным и продолжаться не более 1 минуты. Если рассказ продолжается более 1 минуты – штраф 1 балл.
Максимальное число баллов – 10.

6 конкурс   «Маскировка».

На доске таблицы с тремя видами рыб без названий (акула, лосось, сельдь).
Учитель зачитывает  признаки рыб:

  1. Жабры закрыты крышками;
  2. Есть плавательный пузырь;
  3. Большая часть скелета хрящевая;
  4. Костные чешуи в виде «бляшек» расположены в 5 рядов;
  5. Является проходной рыбой.

Ответы пишут на листках.
Если учащиеся узнают вид рыбы после третьего признака, то получают 5 баллов; после 4-го – 4 балла; после 5-го – 3 балла.

7 конкурс   «Пятый лишний».

На обдумывание 5 секунд.
Учитель называет 5 видов рыб. Четыре вида относятся к одному отряду (к какому?), а пятый – к другому (к какому?).

- Команде А: сазан, карась, сельдь, плотва, лещ.
- Команда В: осетр, белуга, лосось, севрюга, стерлядь.
- Команда С:  форель, семга лосось, кета,  латимерия.
- Команда Д: салака, осетр, шпрот, иваси, тюлька.
- Команда Е: налим, треска, навага, горбуша, минтай.

Максимальное число баллов – 5.

Подведение итогов.

Если команда наберет от 38 до 46 баллов, то все члены этой команды получают оценку «5»;  от 30 до 37 – «4»; от 25 до 29 – «3».
Оценивание может быть по усмотрению учителя и членов команд.

ЛИТЕРАТУРА.

  1. В.Е. Алексеева. «Игра как средство активизации познавательной деятельности».
  2. Издательский дом «Первое сентября» — химия №5 2007 год.
  3. Издательско – торговый дом «Корифей»;  А.С. Малашенков «Внеклассная работа по биологии»
  4. Л.В. Сорокина «тематические игры и праздники по биологии».
  5. А.М. Брэм «Жизнь животных».



Следующий: