Урок-игра Использование знаний по биологии и бионике в практической деятельности человека


Цель:

использовать знания по биологии и
бионике для развития мышления через умение
анализировать, сравнивать, строить аналогии,
применять на практике.

Ведущий.

С давних пор стремился человек заглянуть в мир
живых систем, разгадать их секреты. Природа -
гениальный конструктор, инженер, художник и
великий строитель. Любое творение природы
представляет собой совершенное произведение,
отличающееся поразительной целесообразностью,
надёжностью, прочностью, экономичность расхода
строительного материала при разнообразии форм и
конструкций.

Бурный рост технической мысли, начавшийся в XX
столетии, развитие биологии и вторжение в неё
таких точных наук, как физика, химия, математика и
особенно кибернетика — всё это привело к
взаимосвязи биологических и технических
дисциплин и обусловило развитие нового научного
направления , получившего название бионики (от
слова «бион» — элемент, ячейка жизни).

Бионика — одна из тех наук, которая теснейшим
образом связана с живой природой и которая остро
ощущает необходимость в сохранении оставшихся
видов на Земле. Не исключено, что среди
исчезнувших с лица нашей планеты видов были и
такие, которые помогли бы науке решить не одну
техническую проблему. Оттого, насколько разумно
и бережно мы будем пользоваться созданиями
мастерской природы, зависит не только
материальное благополучие людей на планете, но и
развитие творческой мысли человека, развитие
техники, искусства и прогресса на Земле.

Класс делится на группы (7 групп).

В каждой группе выбирается командир -
организатор, научный консультант,
инженер-конструктор, биолог.

Каждой группе предлагаются конверты с
заданиями (в каждом конверте по 2 задания).

Задание 1.

Если человек 20 раз будет поднимать на 6 этаж
ведро воды, он потратит при этом много сил (это 200л
на Н-15м) Как с этим справляется растение? Ведь
секвойя поднимает воду на высоту 100м?

(Ответ. За счёт капиллярной системы, Е солнца-
испарение, всасывания воды корнями создаётся
корневое давление. Причём, если исключить
капиллярность, то подъём возможен на высоту 10 м).

Препарируйте рыбу. Расскажите об особенностях
строения, предложенного экземпляра. Назовите
черты приспособленности к среде обитания.

Задание 2

.

Назовите 2 варианта архитектурного решения
постройки дома, в котором солнце будет освещать
его максимально. Эти проекты срисуйте с растений.



(Ответ. Дом- ель; дом-початок.)

Склейте макет — внутреннее строение лягушки.
Расскажите об особенностях строения. Назовите
черты приспособленности к среде обитания.

Задание 3.

1.Используя подручный материал (гирьки, листы
бумаги и 4 книги-опоры), докажите, что и природа и
конструкции с гофрированной поверхностью имеют
смысл.

Лист манжетки, лапчатки. Шифер на крышах.

(Ответ. Сложить лист гармошкой, другой лист
пластинкой. Положить гирьки, посмотреть, где стр.
2 из 2

выдерживается больший груз).

Приготовьте микропрепарат инфузории- туфельки.

Задание 4.

1. Почему для строительства используют старые, а
не молодые сосны и ели? И как положить бревно
чтобы сохранить тепло в доме и исключить быстрое
разрушение насекомыми вредителями?

(Ответ. Старые т.к. смолистые вещества
пропитывают древесину год от года. Широким
годичным кольцом внутрь, узким наружу т.к. там
древесина плотнее.

Рассмотреть чешую рыбы. Рассказать всё о её
значении.

Задание 5.

Используя пяльца, ткань, груз подумайте какую
роль играет перепонка у водоплавающих? Приведите
пример применения подобных мембранных
конструкций.

(Ответ. Если сильнее натянуть ткань в пяльцах,
она выдержит больший груз. т.е. Несущая
способность материала увеличивается
пропорционально его натяжению. Арена стадиона
Олимпийский).

Задание 6.

Французский садовник Жан Монье в 1867 году желая
сделать кадки для цветов из цементного раствора
впервые применил металлический каркас. Идея
родилась, когда он пронаблюдал строение
кактусов- цереусов. Какая здесь параллель?

(Ответ. Механическая ткань у края стебля
усиливает конструкцию. т.к. внутри растения
находится мягкая паренхима)

Сделайте аппликации — характеристики отрядов
насекомых.

Задание 7.

Форму колокола создатели скопировали с формы
кроны ели. Как вы думаете почему?

(Ответ. Аэродинамичность формы позволяет
противостоять ветрам. Колокол не звенит даже при
сильном ветре и не мешает чистоте звука в работе).



Придумайте птицу. Сконструируйте её из
приспособлений к местам обитания. Обитает на
лугах, питается насекомыми, гнездо строит на
земле.

Подведение итогов.

Заслушиваем представителей команд.

Жюри оценивает выполненную работу.

Выбираем самый лучший ответ.

Ведущий.

Дайте определение бионики. Бионика
- наука о создании инженерных конструкций в
основе которых лежит принцип строения и
жизнедеятельности живых организмов.

Приведите примеры конструкций, которые взяты в
природе.

Литература.



  • З. Воронцова Набор открыток » Мастерская
    природы» М. Изобразительное искусство. 1981г.
  • В. Городинская Природа. Человек. Закон. М.
    Юридическая литература. 1990г.
  • И.Б. Литинецкий Бионика. М.: Просвещение 1976г.



  • Следующий: