Урок-игра До свидания, сказка!


Цели: обобщение и систематизация полученных
знаний

Необходимый материал:

  • выставка разных изданий книг русских народных
    сказок
  • иллюстрации к русским народным сказкам
  • карточки с заданием для групп
  • реквизит (ободки с рожками, ушками, нож, хвост,
    платок), ватманы, краски

План-конспект

I. Вводное слово учителя об уроке.

Основная часть.

1) Викторина (для всего класса).

- Знаете ли вы сказки? Это выяснит наша
викторина. Я буду зачитывать начало сказки, а вы
по этому началу должны угадать, что это за сказка.
Итак, начинает сказка сказываться:

- «В некотором царстве, в некотором государстве
жили-были старик и старуха, и было у них три сына.
Младшего звали Иванушка. Жили они — не ленились,
целый день трудились, пашню пахали да хлеб
засевали:» («Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»)

- «Жили-были лиса да заяц. У лисицы была избенка
ледяная, а у зайчика лубяная; пришла весна-красна
- у лисицы избушка и растаяла, а у зайчика стоит
по старому.» («Лиса, заяц и петух»)

- «Жил-был мужик; у него был кот, только такой
шкодливый; надоел он мужику. Вот мужик думал,
думал, взял кота, посадил в мешок, завязал и понес
в лес. Принес и бросил его в лесу: пускай
пропадает!» («Кот и лиса»)

- «У мачехи была падчерица да родная дочка;
родная что не сделает, за все её гладят по головке
да приговаривают: «Умница!» А падчерица как ни
угождает — ничем не угодит, все не так, все худо; а
надо правду сказать, девочка была золото, в
хороших руках она бы как сыр в масле купалась, а у
мачехи каждый день слезами умывалась»
(«Морозко»)

- «В то давнее время, когда мир божий наполнен
был лешими, ведбмами да русалками, когда реки
текли молочные, берега были кисельные, а по полям
летали жареные куропатки, в то время жил-был царь
по имени Горох с царицею Анастасией Прекрасною; у
них было три сына — царевича» («Три царства -
медное, серебряное и золотое»)

- «За тридевять земель, в тридесятом
государстве жил-был царь с царицею; детей у них не
было. Поехал царь по чужим землям; по дальним
сторонам; долгое время домой не бывал; на ту пору
родила ему царица сына, Ивана-царевича, а царь про
то и не ведает» («Морской царь и Василиса
Премудрая»

- «Жил один кузнец.

- Что, — говорит, — я горя никакого не видал.
Говорят, лихо на свете есть; пойду поищу себе
лихо» («Лихо одноглазое»)



- «Худое житье было старику со старухою! Век они
прожили, а детей не нажили; смолоду ещё
перебивались так-сяк; состарились оба, напиться
подать некому, и тужат и плачут. Вот сделали они
колодочку, завернули в пеленочку, положили в
люлечку:» («Терёшечка»)

2) Задания по группам (три группы).

Каждая
группа вытягивает карточку с эпизодом.
Необходимо проинсценировать указанный отрывок,
используя реквизит. Ученики других групп должны
назвать русскую народную сказку.

Карточка 1. (автор, отец, сын, конь)
«Сивко-бурко»

«- Иван-дурак собрался, пришел на могилу, лежит;
в полночь вдруг могила расступилась, старик
выходит и спрашивает:

- Кто тут? Ты, большой сын?

- Нет, батюшка! Я, Иван-дурак.

- Что же больш-от сын не пришел?

- А он меня послал, батюшка!

- Ну, твое счастье! Вот тебе, сын мой, добрый конь;
а ты, конь, служи ему, как мне служил!»

Карточка 2. (старик, старуха, Хаврошечка, корова)
«Крошечка-Хаврошечка»

«- Режь рябую корову!

Старик:

- Что, ты жена, в уме ли? Корова молодая, хорошая!

- Режь, да и только!

- Коровушка-матушка! Тебя хотят резать.

- А ты, красная девица, не ешь моего мяса;
косточки мои собери, в платочек заверни, в саду их
посади и никогда меня не забывай:»

Карточка 3. (старуха, Мартынка, собака)
«Волшебное кольцо»

«Вот пришел Мартынка домой, мать тотчас стала
спрашивать:

- Что купил, сынок?

- Купил себе первое счастье.

- Какое такое счастье?

- А вот он — Журка! — и кажет ей собаку!

- А больше ничего не купил?

- Нет, вся сотня на собаку пошла»

3) Собери поговорку, объясни смысл.

Каждая
группа получает вразброс разрезанные слова
одной поговорки:

1. Без понукалки и сказочник дремлет.

2. Сказка — складка, послушать сладко.

3. Красна сказка складом, а песня — ладом.

4) Ребята, в сказках всегда борются две силы:
добро и зло. Напишите слова-ассоциации к этим
словам в две колонки

(один участник команды
представляет ответ)

5) На ватмане изобразите свое понимание добра и
зла

(два ученика поясняют рисунок своей группы)

6) В течение трех-четырех минут написать
несколько предложений «Зачем нужно читать
русские народные сказки».

Один ученик от
группы представляет ответ.

III. Подведение итогов.




Следующий: