Урок-игра для 6-го класса Листовая мозаика

Цель урока: обобщение знаний о листе как основном вегетативном органе растений.

Задачи :

  1. Проверить знание основных терминов по теме «Лист».
  2. Обобщить знания о взаимосвязи строения и функции листа.
  3. Закрепить навыки определения типа листа по внешним признакам и типов листорасположения.
  4. Продолжить формирование навыков работы с гербарными материалами.
  5. Воспитывать бережное отношение к природе.
  6. Развивать коммуникативные навыки и навыки работы в группе.

Тип урока: повторительно-обобщающий.
Методы обучения: репродуктивные (работа с терминами), частично-поисковый (самостоятельная работа  в группах  с познавательными материалами).
Оборудование:

  1. мультимедийная установка для демонстрации презентации,
  2. два конверта с мозаикой (разрезанные на фрагменты изображения росянки, барбариса, непентеса, алоэ),
  3. два комплекта гербарных материалов (береза повислая, земляника лесная, липа сибирская, карагана древовидная, вяз шероховатый, роза морщинистая, рябина обыкновенная).

Подготовительная работа: класс делится на две команды, готовит приветствие, название команды и девиз. В жюри приглашаются учащиеся старших классов.

Ход игры

I. Организационный момент.
Знакомство учеников с темой и целью игры, ее правилами.
На экране появляется первый слайд с изображением листовой мозаики (рис. 1), дети с помощью педагога формулируют тему игры. По щелчку мыши тема появляется на слайде.
Команды представляют свое название и девиз, приветствуют команду соперников.

Рисунок 1

II. Выполнение игровых заданий.
Конкурс «Разминка» (5 баллов)
Для каждой команды на экран выводится 5 определений терминов по теме «Лист» и 8 предполагаемых ответов к ним, среди которых есть неверные (рисунок 2). Учащимся необходимо выбрать правильные ответы.  Если команда затрудняется с ответом, соперники могут ответить на вопрос и заработать дополнительный балл.
Задания первой команде
1. Место прикрепления листа к стеблю — …
2. Расширенная часть листа — …
3. Часть сложного листа — …
4. Лист, не имеющий черешка — …
5. Пучки проводящих сосудов листа — …
Варианты ответов: жилка, листочек, листик, черешковый, узел, листовая пластинка, сидячий, междоузлие.

Задания второй команде:
1. Угол между листом и находящимся выше междоузлиями —  …
2. Узкая стеблевидная часть листа — …
3. Парные придатки основания листа — …
4. Лист, у которого на одном черешке одна листовая пластинка — …
5. Способ расположения жилок на листе — …
Варианты ответов: прилистники, черешок, узел, пазуха листа, простой, сложный, черешковый, жилкование.

Рисунок 2

Конкурс «Морфология»(3 балла)

Командам предлагаются изображения разных типов листорасположения и жилкования, которые им необходимо назвать. По щелчку мыши под рисунками появляются названия для проверки (рис. 3).

Рисунок 3

 Конкурс «Гербарий»
(7 баллов, за каждую ошибку балл снимается)
Командам предлагается набор из пяти гербариев, по которым каждая команда должна определить растения с простыми и сложными листьями. На экране изображены фотографии этих же растений (рисунок 4). Проверка ответов:  по щелчку мыши на экране остаются только фотографии растений со сложными листьями.

Рисунок 4

Конкурс «Загадки»  (6 баллов)
На экране по очереди появляются изображения растений. Команды должны назвать растение и объяснить, чем интересен лист этого растения. Задание выполняется на скорость. Баллы получает команда, быстрее ответившая на вопрос.
 Растения:

  1. Виктория регия (самый большой лист).
  2. Гингко двулопастной (лиственное голосеменное растение, реликт).
  3. Венерина мухоловка ( лист выполняет функцию ловчего аппарата).

Конкурс «Мозаика»
(6 баллов плюс 3 призовых балла за быстрое выполнение задания)
Команды получают конверты с разрезанными изображениями растений. Необходимо как можно быстрее сложить из фрагментов картинку и определить тип видоизменения листа данного растения. Команда, справившаяся первой, получает три призовых балла. При обсуждении результатов выполнения задания на экран выводится изображение «разрезанного» растения.

Растения:

  1. Росянка (ловчий аппарат).
  2. Барбарис (колючки).
  3. Непентес ловчий аппарат).
  4. Алоэ (запасающий лист).

III. Подведение итогов игры.
Жюри подсчитывает баллы и объявляет победителя. Вручение грамот за участие и сувениров. Самые активные участники игры получают пятерки.

IV. Проверочная работа.

Учащимся предлагается решить кроссворд. Заполненный кроссворд сдается на проверку учителю. Можно организовать самопроверку или взаимопроверку. На слайде появляется сначала сетка кроссворда, которая при проверке заполняется верными ответами (рисунок 6). В результате по горизонтали появляется слово «Молодцы» — благодарность учителя ученикам за хорошую работу на уроке.

Вопросы к кроссворду:

  1. Тип листорасположения элодеи (мутовчатое)
  2. Отсутствует у сидячих листьев (черешок)
  3. Вегетативный орган растений, главная функция которого фотосинтез (лист)
  4. Способ расположения жилок на листе (жилкование)
  5. Тип жилкования листа у подорожника (дуговое)
  6. Аппарат, с помощью которого в листе осуществляется процесс дыхания и газообмена (устьице)
  7. Лист у рябины (сложный).
Рисунок 5

Приложение  – презентация «Урок-игра «Листовая мозаика»

Следующий: