Урок-игра Анализаторы

Задачи урока:

  • Образовательные: обобщить и
    систематизировать знания об анализаторах и
    органах чувств.
  • Развивающие: развитие логического
    мышления, способности делать вывод; развивать
    познавательный интерес к предмету.
  • Воспитательные: воспитание чувства
    коллективизма и сопереживания.

Тип урока: обобщения и систематизации
знаний.

Форма урока: групповая учебная игра
“Своя игра”.

Оборудование: 35 вопросов по теме
“Анализаторы. Органы чувств”, жетоны, табло.

Игра проводится среди команд обучающихся 8-х
классов. Каждая команда выбирает своего
капитана. Капитан выбирает тему игры и любое
количество баллов на табло. Чем выше балл, тем
сложнее вопрос.

“Табло”


Зрительный анализатор Слуховой анализатор Обонятельный анализатор Вкусовой анализатор Вестибулярный анализатор Двигательный анализатор Тактильный анализатор
5 5 5 5 5 5 5
10 10 10 10 10 10 10
15 15 15 15 15 15 15
20 20 20 20 20 20 20
25 25 25 25 25 25 25

На табло есть клетки с надписью “Своя игра”,
если они выпадают, то команда получает это число
баллов, но должна задать вопрос какой-либо
команде. В обсуждении(30 сек) принимает участие
вся команда, но отвечает лишь один ученик.
Условие: на каждый последующий выбранный вопрос
отвечает другой участник команды, т.е. в течение
игры должен ответить каждый участник команды.
Если дан правильный ответ, команда получает
соответствующий балл, если нет, то данное число
баллов вычитается, и право ответа передаётся
другим командам. Роль капитана — следить за
активностью и работой участников команды,
поощряя жетонами за правильный ответ.

“Зрительный анализатор”.

  • 5 баллов. Какое строение имеет зрительный
    анализатор?
  • 10 баллов. Проследите путь световых лучей,
    который они проходят в глазном яблоке до
    сетчатки.
  • 15 баллов. Объясните, почему изображение на
    сетчатке получается перевёрнутым?
  • 20 баллов. Почему в сумерки мы не различаем цвета
    предметов?
  • 25 баллов. Почему при недостатке витамина А в
    организме возникает болезнь “куриная слепота”?

“Слуховой анализатор”.

  • 5 баллов. Из каких частей состоит слуховой
    анализатор?
  • 10 баллов. Какие особенности строения и свойства
    барабанной перепонки обуславливают её функции?
  • 15 баллов. Как передаются звуковые колебания в
    ухе?
  • 20 баллов. Почему артиллеристы, стреляя из
    орудий, закрывают уши и открывают рот?
  • 25 баллов. Почему не следует постоянно слушать
    громкую музыку, даже если тебе она нравится?

“Обонятельный анализатор”.

  • 5 баллов. Какое строение имеет обонятельный
    анализатор?
  • 10 баллов. “Своя игра”
  • 15 баллов. Какие рефлексы возникают при
    раздражении рецепторов органа обоняния?
  • 20 баллов. Какой вред приносят резкие запахи?
  • 25 баллов. Какую роль в жизни человека играют
    знакомые запахи?

“Вкусовой анализатор”.

  • 5 баллов. Из каких частей состоит анализатор
    вкуса?
  • 10 баллов. Почему нельзя есть очень горячую пищу?
  • 15 баллов. Где расположены вкусовые рецепторы?
  • 20 баллов. “Своя игра”.
  • 25 баллов. Почему, когда у человека насморк, еда
    кажется ему не вкусной?

“Вестибулярный анализатор”.

  • 5 баллов. Как устроен вестибулярный аппарат?
  • 10 баллов. Как человек ощущает положение своего
    тела в пространстве?
  • 15 баллов. “Своя игра”.
  • 20 баллов. Каковы причины морской болезни?
  • 25 баллов. Как состояние вашего вестибулярного
    аппарата может повлиять на выбор профессии?

“Двигательный анализатор”.

  • 5 баллов. Где находятся рецепторы,
    воспринимающие боль?
  • 10 баллов. Какое строение имеет двигательный
    анализатор?
  • 15 баллов. Почему при нарушении мышечного
    чувства человек не может передвигаться с
    закрытыми глазами?
  • 20 баллов. Почему опасно давать человеку,
    утратившему мышечное чувство, стеклянные
    предметы?
  • 25 баллов. “Своя игра”.

“Тактильный анализатор”.

  • 5 баллов. Где помещаются рецепторы,
    воспринимающие температуру, давление предметов,
    шероховатость или гладкость?
  • 10 баллов. Какие рецепторы помогают читать
    слепым людям?
  • 15 баллов. Что произойдёт с человеком, утратившим
    кожную чувствительность?
  • 20 баллов. Какую роль играет осязание в трудовых
    процессах?
  • 25 баллов. Для чего нужны температурные
    рецепторы?



Следующий: