Урок географии в 7-м классе Рельеф Земли. Выполнение практической работы

Класс: седьмой (гимназический).

Тип урока: изучение новой темы в ходе
выполнения практической работы.

Технология урока: комплексная (подача нового
материала и поэлементная (мелкопорционная)
отработка умений и навыков анализа
географических карт при их сопоставлении).

Цель урока: Сформировать знания о
разнообразии рельефа Земли и закономерностях их
размещения.

Задачи урока:

Познавательные:

  • Сформировать представления о размещении
    основных форм рельефа на поверхности Земли.
  • Обосновать причины разнообразия рельефа как
    результат взаимодействия эндогенных и
    экзогенных процессов Земли.

Практическая: Развивать практические
умения чтения и анализа карты.

Общепредметные:

  • Воспитывать интерес к предмету в ходе освоения
    географической темы и размышления над её
    содержанием.
  • Развивать память, логическое мышление (при
    выполнении мыслительных операций: анализа,
    синтеза, сравнения, обобщения, классификации,
    систематизации), географически грамотную речь.
  • Формировать умения самостоятельно пополнять
    знания при составлении и анализе карт.

Оборудование:

физическая карта мира и карта
строения земной коры.

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания. Повторение ранее
изученного

На прошлом уроке мы говорили о теории
литосферных плит.

- Какую связь эта теория имеет с гипотезой
дрейфа материков? — Назовите основные постулаты
теории. — Давайте посмотрим на внешний облик
нашей планеты с точки зрения теории. Как вы
считаете, очертания современных берегов и
океанов неизменны? Менялись ли они в прошлом? А
изменятся ли в будущем? — Вы уже сказали, что
основные геологические процессы происходят на
границах литосферных плит. Получив карточки,
опишите механизм и результат взаимодействия
литосферных плит.
(см. приложение).

III. Изучение нового материала

- Давайте вспомним, что такое рельеф? — Какие две
основные формы рельефа вы знаете? — Поговорим о
равнинах. На какие группы делятся равнины по
высоте?

Посмотрим на карту литосферных плит, найдем на
ней своеобразные ядра материков — платформы.

Запись в тетрадь:

Платформы — относительно устойчивые и самые
древние тектонические структуры.

- В основе практически каждого материка
залегает одна платформа. Есть ли исключения? — Как
вы считаете, почему в составе Евразии сразу
несколько платформ? (Из-за её площади).

Сопоставим физическую карту мира и карту
строения земной коры, заполнив таблицу
«Взаимосвязь равнин с тектоническими
структурами».

В процессе совместной работы заполняется
таблица.


Карта «Строение земной
коры»
Физическая карта
Форма рельефа Абсолютная высота
Северо-Американская платформа
Южно-Американская платформа
Восточно-Европейская платформа
Сибирская платформа
Китайско-Корейская платформа

- Какому выводу мы с вами можем прийти? (Древние
платформы в рельефе соответствуют равнинным
областям).



- Давайте вспомним о второй основной форме
рельефа — о горах. Какие виды гор вы знаете?

Постепенно, в ходе геологического развития
нашей планеты к платформам присоединялись
тектонические структуры, которые называются
областями складчатости.

- Посмотрите в легенду карты строения земной
коры и скажите, почему существует несколько
видов областей складчатости. (Они имеют разный
возраст, поскольку

образовались в разное
время).

Сопоставим физическую карту мира и карту
строения земной коры, заполнив таблицу
«Взаимосвязь гор с тектоническими
структурами».


Горы Возраст Преобладающие высоты; м Максимальная высота; м
Анды
Кордильеры
Аппалачи

- Какому выводу после заполнения таблицы мы с
вами можем прийти? (Чем выше горы, тем они моложе).

Итак, мы с вами говорил о формировании крупных
(основных) форм рельефа. — Какие процессы их
формируют?

Но мы помним и внешние силы, действующие на
Земле. — Все вместе их можно отнести к процессам:
(выветривания).

- Вспомним, какое бывает выветривание?
(физическое, химическое, биологическое).

- Как действуют на рельеф процессы
выветривания?

IV. Итоги урока

- Итак, какой же главный вывод мы с вами можем
сделать в конце сегодняшнего урока?

- Чему вы сегодня научились?

Домашнее задание: :, повторить записи в
тетради, основные постулаты теории литосферных
плит.

Презентация.


Приложение

Карточки для проверки домашнего
задания

Вариант 1.

Вариант 2.

Литература

  1. Петрова Н.Н. Настольная книга учителя географии.
    6-11 классы. — М.: Эксмо, 2008
  2. Финаров Д.П. Методика обучения географии в
    школе. — М.: АСТ: Астрель, ХРАНИТЕЛЬ, 2007



Следующий: