Урок географии в 7-м классе по теме Антарктида


Цели:

  • Познакомить с историей открытия и освоения
    материка, с особенностями географического
    положения, особенностями компонентов природы
    Антарктиды.
  • Развивать умения работать с географическими
    картами, самостоятельного добывания знаний.
  • Воспитывать чувство патриотизма,
    ответственности за происходящее в мире.

Оборудование: глобус, физическая
карта Антарктиды, физическая карта мира,
портреты исследователей, карты атласа (+к/карты),
слайдовые иллюстрации природных объектов,
видеофрагмент “Пингвины”, запись фрагмента
песни, мультимедийный проектор, дополнительный
информационный материал учащихся

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Привожу цитату Ричарда Берда: “На краю нашей
планеты лежит, как спящая принцесса, материк,
закованный в голубое. Зловещий и прекрасный, он
покоится в своей морозной дремоте, в складках
мантии снега, светящегося аметистами и
изумрудами льдов”.

- Вы узнали, что это за материк?

- Конечно, Антарктида. (Прослушивание
фрагмента песни:

Хочу сказать тебе, мой друг,
Ты только не таи обиду.
Хороших много мест вокруг,
Зачем ты едешь в Антарктиду?)

- Сегодня на уроке мы с вами ответим на вопрос из
песни: “Зачем люди едут в Антарктиду?”

- Что нужно нам для работы на уроке?

- О чём будем говорить изучая новый материк?

(открывается постепенно на слайде План урока:

1) ГП Антарктиды.



2) История открытия и исследования.



3) Современные исследования Антарктиды.

2. Изучение нового материала.

1) ГП – слайдовая презентация учащегося (класс
по ходу рассказа заносит данные на к/карту):

- Материк почти весь расположен в пределах
южного полярного круга, вокруг Южного полюса.
Находится в антарктическом климатическом поясе.

- Крайние точки:

Северная – Антарктический полуостров -630
ю.ш.

- Площадь материка -14 млн км2 (почти вдвое
больше Австралии и примерно равна Южной Америке)

- Длина береговой линии -30 тыс.км

- Высота материка:

  • средняя — 2040 м (без ледяного покрова -410 м)
  • максимальная — 5140 м, массив Винсон
    (Антарктические Анды)
  • минимальная — глубочайшая впадина (-2555 м)
    –Антарктические Анды

- От других материков Антарктида отделена
огромными океаническими пространствами.
Омывается водами 3 океанов: Атлантического,
Индийского и Тихого. Морями Уэдделла, Росса,
Амундсена, Беллинсгаузена.

2) История открытия и исследования. (Использование
интерактивной карты Виртуальной школы Кирилла и
Мефодия)

С давних пор существовала легенда о том, что у
Южного полюса находится неизвестная земля
“Южный материк”.

- Плавание голландского мореплавателя А.
Тасмана в 1642 г. опровергло представление о том,
будто Австралия простирается далеко на юг и
соединяется с таинственным континентом.

- Знаменитый английский мореплаватель Д.Кук
также не нашел “Южной земли”, до конца жизни он
сомневался в существовании Антарктиды.

С тех пор поиски “Южной земли” на долгие годы
прекратились. Но предсказания Кука не сбылись.

- Спустя 50 лет первая русская Антарктическая
экспедиция, возглавляемая Ф.Беллинсгаузеном и
Лазаревым, опровергла предположения Кука и в
начале XIX в. открыла материк Антарктиду.

- Полярные области северного полушария
называют Арктикой, поэтому прямо
противоположные им районы Земли назвали “анти” (противо)
арктикой — Антарктикой. Антарктика включает в
себя Антарктиду и омывающие ее океаны с
островами. Условную границу Антарктики считают
границу плавучих льдов, проходящую
приблизительно между 53 — 60° ю.ш.

Самостоятельная работа учащихся “Покорение
Южного полюса”



(Работа учащихся с книгой для внеклассного
чтения “По материкам и океанам” Н.П.Смирнова,
Просвещение, 1988, стр.160)

-Задание: Проработав материал нанести на
к/карту маршруты двух экспедиций.

Проверка: Двое учащихся рассказывают и
показывают по карте у доски.

3)Просмотр видеофильма “Современные
исследования Антарктиды” с последующим
тестированием и проверкой результатов в
материале фильма.

3. Домашнее задание.

Параграф 48,задания к тексту

Творческое задание: (по желанию) приготовить
презентацию на тему “Самый-Самый” в Антарктиде.

4. Итог урока.

Экспедиция в Антарктиду — это встреча с
неизвестностью, которая требует от людей
большого героизма, отдачи всех сил, способностей,
знаний и даже собственной жизни. Материк был
открыт последним, интенсивное исследование
проводилось главным образом во второй половине XX
в. Берег Антарктиды люди увидели впервые 28 января
1820 г. С той поры прошло 188 лет. Однако за эти годы
Антарктида не стала ближе или приветливее. И
сегодня плавания в ее прибрежных водах сопряжено
с большими трудностями и риском, а выполнение
исследовательских работ требует от персонала
научных станций огромного напряжения
физического и духовных сил.

(Оценивание учащихся)




Следующий: