Урок географии в 7-м классе по теме Антарктида. История открытия. Общее представление о материке

Цель:

Познакомить учащихся с историей
открытия и освоения Антарктиды; сформировать
представления об особенностях природы
Антарктиды

Оборудование:

Физическая карта
Антарктиды, карта полушарий, атласы, презентация.

Предварительная работа: деление класса на
команды, выбор названия своего судна,
распределение ролей в команде (капитан,
картограф, геолог, биолог, поэт)


Ход урока



1. Организационный момент

Мы совершим путешествие на незнакомый нами
материк по записям старых дневников.

– Представление команд, проверка готовности.

– Отправляемся в путешествие.

Слайд

2–5

Представление команд капитанами,
проверка готовности (атласы, маршрутный лист,
оценочный лист,

лист помощи)


2. Изучение нового материала

1-й лист старого дневника.

Поиски неведомой земли – Джеймс Кук

“Земли, которые могут находиться на юге,
никогда не будут исследованы… Эта страна
обречена природой на вечный холод”.

- Кто автор этих слов? Так ли это?

Рассказ учителя:

Доводы Джеймса Кука
окончательно погасили надежду на открытие в
высоких широтах Южного полушария материка
теплого, благодатного, богатого природными
ресурсами.

После плавания Кука интерес к южной
околополярной области был надолго утрачен и т.д.

Слайд

6–8

Определяют, кому могут принадлежать эти
слова, и так ли это?

Рассуждают, обосновывают
свой ответ.

Приложение 1

лист помощи

№1

Фиксируют и оценивают свой ответ.

Приложение 4

2-й лист старого дневника.

Открытие
Антарктиды русской экспедицией Ф.Ф.
Беллинсгаузена и М.П. Лазарева.

“Имя __________ можно прямо поставить наряду с
именами Колумба и Магеллана, с именами тех людей,
которые не отступали перед трудностями и
воображаемыми невозможностями. С именами людей,
которые шли своим самостоятельным путем, и
потому были разрушителями преград к открытиям,
которыми обозначаются эры”.

Эти слова принадлежат немецкому географу
А.Петерману.

О ком сказаны эти слова?

Рассказ учителя:

Оно продолжалось 751 день, пробившись сквозь
льды, корабли пять раз подходили к материку;
открыто 29 островов и подводный хребет;
систематически велись наблюдения над
температурой, осадками и т.д.

Слайд

9-10

Определяют, о ком были сказаны эти
слова? Что вы знаете о данной экспедиции?

лист
помощи №2

Фиксируют и оценивают свой ответ. Приложение
4

3-й лист старого дневника.

Притяжение
ледяных берегов. Джеймс Росс.

“… Увиденное казалось непостижимым. В
царстве вечного снега и льда возвышались два
__________ , причем один из них действовал”.

Эти слова были записаны в судовой журнал 1841году
27 января руководителем британской
антарктической экспедиции Джеймсом Россом.

Что он имел в виду? Сделайте вывод.

Рассказ учителя:

Действующий вулкан получил имя Эребус, а
спящий собрат — Террор, в честь кораблей
британской экспедиции.

Английские моряки познакомились с чудом
природы, которого до них, похоже, никто никогда не
видел. Гигантская ледяная стена, отвесно
поднимавшаяся из моря выше мачт, высотой 45-60
метров и т.д.

Слайд

11–13

Что он имел автор в виду? Сделайте вывод.

Рассуждают,
обосновывают свой ответ.

Фиксируют и оценивают свой ответ.

Приложение 4

Приложение 2

Приложение 1

лист помощи №3

4-й лист старого дневника.

“Будучи
открытым и исследованным, все равно не принес бы
пользы ни мореплаванию, ни географии, ни другим
наукам”.

- Кто автор? Согласны ли вы с автором этих строк?
Почему?

Рассказ учителя:

В Западной Антарктиде известны
кварцево-пиритовые жилы, свинец, железо, медь. В
Восточной Антарктиде предполагают монацит,
железо, марганец, золото. Японские исследователи
сообщили, что обнаружили урановую руду. Добыча
полезных ископаемых пока нигде в Антарктиде не
производится. В связи с большими трудностями и
экономической нерентабельностью и т.д.



Слайд

14

Рассуждают, обосновывают свой ответ о
полезных ископаемых данного материка.

Обозначают
полезные ископаемые на схеме.

Приложение 2

Приложение 1

лист помощи

№4

Фиксируют и оценивают свой ответ.

Приложение 4


Экспедиция Амундсена и Скотта на
Южный полюс.

Сейчас мы с вами перенеслись в начало 20 века.

Предлагаю вам, выбрать необходимый реквизит
для покорения южного полюса. Отнеситесь к этому
серьезно!

5-й лист старого дневника.

“Побеждает тот, у кого все в порядке: кое- кто
называет это везением. Поражение непременно
ожидает того, кто не принял заблаговременно
нужных мер: это называется везением”.

- Кому могло бы принадлежать это высказывание? С
чем это связано?

6-й лист старого дневника.

“Безумство храбрых – вот мудрость жизни!”

“Не думаю, чтобы мы могли на что- либо
надеяться. Выдержим до конца. Мы, понятно, все
слабеем и конец, не может быть далек. Жаль, но не
думаю, чтобы я был в состоянии еще писать”.

-Каким должен быть современный полярный
исследователь?

Рассказ учителя (дополнения):

Норвежский маршрут1620 миль(3000)км., а
английский вариант был почти на 200 км. длиннее.
Это 8-10 дней дополнительного пути. Норвежцы с
собаками выступили раньше и скорость высокая.
Англичане с лошадьми не могли рассчитывать на
высокую скорость и выступили позже и т.д.

Слайд

15-19

Ребята предлагают свой вариант
реквизита для покорения южного полюса (моторные
сани, лошади, собачьи упряжки, сено…)

Приложение
1

лист помощи № 5

На схеме обозначают маршрут экспедиции
Амундсена и Скотта на Южный полюс.

Приложение 2

Выявляют причины провала экспедиции капитана
Скотта.

Приложение 1

лист помощи № 6

Фиксируют и оценивают свой ответ.

Приложение 4

Изучение Антарктиды. Материк мира.
Первая и вторая мировая война докатились до
южного континента, наглядно показали
военно-стратегическое значение территорий.
Параллельно с этим шла борьба за различные
территории Антарктиды.

Первой страной, которая
сделала своими колониями антарктические земли,
стала __________. Именно она продавала лицензии
другим странам на добычу китов, тюленей.

- Какому государству принадлежат земли
Антарктиды?

Рассказ учителя:

Самое широкое изучение Антарктиды проводилось
в период Международного географического года в
1957-1958 г.г. В это время в Антарктиде было построено
68 научно- исследовательских станций 18 государств
и т.д.

Слайд

20-22

На схеме обозначают научные станции (3-4)

Приложение 1

лист помощи №7

Фиксируют и оценивают свой ответ.

Приложение 4


Обобщение. Итог урока

- Итак, наше путешествие подошло к концу.
Давайте обратимся к целям нашего путешествия и
посмотрим, удалось ли нам их решить.

Составляют синквейн – своеобразное
стихотворение в прозе.

Приложение
3

Комментарии капитана по оценочному листу
(выставление оценок)

Приложение 4


Домашнее задание (по интересам
детей):

параграф – рисунок к изученной теме

Индивидуальные сообщения по теме “Ледяной
покров Антарктиды”, “Животный мир
Антарктиды””

Оформить свои размышления по теме “Смог бы я
покорить Южный полюс”

Слайд

23




Следующий: