Урок географии в 7-м классе на тему Внутренние воды Африки. Реки Африки


ЦЕЛИ УРОКА:

  • сформировать представление об особенностях рек
    Африки, о принадлежности их к бассейнам океанов,
    о влиянии климата и рельефа на режим рек;
  • развивать общеучебные мыслительные операции:
    анализ, синтез, доказательство, обобщение,
    определение понятий, конкретизация и
    систематизация;
  • воспитывать навыки культуры умственного труда.

ОБОРУДОВАНИЕ: ММП, ноутбук, СD “География в
школе. Африка”, климатическая карта Африки,
слайдовая презентация к уроку.

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей урока ученикам.

3. Актуализация опорных знаний.

Цифровой диктант. Текст на каждой парте.
(ОУМО анализ)

I вариант – экваториальный климатический пояс,

II вариант — тропический климатический пояс

Какие утверждения верны:

1. Этот пояс находится между 2° ю. ш. и 5° с. ш.
2. В этом поясе жарко и сухо в течение всего года.
3. Весь год преобладают влажные воздушные массы.
4. Летом исключительно жарко, почти безоблачно,
температура в тени +50° С.
5. Осадков выпадает мало, летом и зимой менее 100 мм.
6. Пояс располагается по обе стороны от экватора,
на севере, образуя более широкую полосу.
7. Нет смены времен года.
8. У растений этого пояса не формируются годовые
кольца.
9. В этом поясе находятся основные пустыни Африки.
10. Самум – ветер, несущий тучи песка частое
явление в этом поясе.

Ключ:



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
I вариант + - + - - - + + - -
II вариант - + - + + + - - + +

Вопрос классу “Докажите, что Африка самый
жаркий материк” – (ОУМО синтез,
доказательство)


4. Мотивация

Тема нашего урока внутренние воды, а что можно
назвать внутренними водами материка? Слайд
внутренние воды – (ОУМО определение понятий)



Итак, реки есть часть внутренних вод материка. И
сегодня мы поговорим о них.


5.Формирование новых знаний, умений, навыков

5.1. Перед вами слайд:

–(ОУМО анализ, сравнение , синтез, установление
причинно-следственных связей)

И исходя из этих графиков мы можем сделать
вывод, какой фактор влияет на режим рек?

Климат !

5.2 А помимо климата большое значение в
формировании рек имеет рельеф.

Слайд:

Ребята с помощью учебника стр.105-106
восстанавливают схему. (Работа по вариантам).

Рельеф: — характер течения, пороги,
водопады, работа рек, направление течения.

Климат: — многоводность, питание, режим,
ледостав. – (ОУМО систематизация)

5.3 К нам прибыли представители новой
туристической компании Замбези- Нил – Трейд-
Интернешенел. Послушаем их рекламную информацию

Сообщения учащихся о реке Нил и
водопаде Виктория.

5.4 Видеофрагмент о водопаде Виктория.

5.5Слайд “Не все реки впадают в море” -
информация о принадлежности рек к бассейнам того
или иного океана. Со словами автора.

Работа с картой по вариантам и у доски – (ОУМО
конкретизация)

I вариант: выписать названия рек
бассейна Атлантического океана

II вариант: выписать названия рек
бассейна Индийского океана

III вариант: выписать названия рек
бессточного бассейна

5.6 Рек, какого бассейна дольше всего, сколько
процентов составляют они от общего количества.
Сделайте вывод. – (ОУМО систематизация,
обобщение)

Переход к следующему слайду:

Название реки

Исток

Устье



Бассейн

Режим

Конго (Заир)

Нигер

Замбези

Используя материал §27 учебника, карты
атласа заполните таблицу.

Задание выполняется по рядам. 1 ряд –
Конго

2 ряд – Нигер 3 ряд – Замбези.

Анализ результатов заполнения таблицы.
(ОУМО анализ)

6. Подведение итогов урока

Была ли достигнута цель урока?


7. Рефлексия

Сегодняшний урок мне
________________________________________

Я сегодня____________________________________________________

Домашнее задание:

§27 до стр. 122

Сообщения по желанию “Новый
туристический маршрут: “Озера Африки”.

Презентация




Следующий: