Урок географии в 7-м классе Атлантический океан

Цель урока:

развивать познавательную
активность и самостоятельность обучающихся в
процессе знакомства с новым материалом.

Задачи урока:

сформировать представление об
особенностях природы Атлантического океана,
обогатить знания обучающихся об истории
освоения и хозяйственного использования океана.
Формировать умения находить ответы на вопросы
при работе с текстом учебника, картами атласов.
Развивать интерес к урокам географии,
способствовать воспитанию трудолюбия,
ответственности.

Оборудование:

физическая карта мира; атласы 7
класс; контурные карты; презентация (Приложение
2
); учебник “География материков и
океанов” 7 класс, авторы: В.А.Коринская,
И.В.Душина, В.А.Щенев.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка усвоенных знаний.

– Мы продолжаем знакомство с Мировым океаном и
его частями.

1. Фронтальная беседа по вопросам:

– Что мы называем Мировым океаном? Что вы о нем
знаете? (Мировой океан– это основная часть
гидросферы, воды Мирового океана занимают 75%
земной поверхности. Океан един. Первыми это
доказали европейцы, обогнув земной шар, не
пересекая сушу. (Ф.Магеллан 1521-1524 гг.)

– Из каких частей состоит Мировой океан?
(океанов, морей, заливов, проливов)

– Что такое океан? (часть Мирового океана,
отделенная от него огромными частями суши –
материками. Каждый океан имеет свои особые черты
природы).

– Кто знает, как произошло слово “океан”?
(Название “океан” происходит от имени
мифической реки Океан, которая по представлениям
жителей Древнего Востока, омывала плоский диск
суши. По мере накопления географических знаний
стало очевидно – материки омывает не река, но
название сохранилось).

– Какие океаны мы уже изучили? (Тихий и
Индийский)

– Что вы знаете о Тихом океане? (самый большой
по площади, самый глубокий, самый древний, самый
неспокойный и др.)

(У карты: Берингово море, Алеутские острова,
Марианский желоб, море Фиджи, Берингов пролив)

– Каковы особенности природы Индийского
океана?

(У карты: Аравийское море, Бенгальский залив,
Мадагаскар, Зондский желоб, острова Кергелен)

2. А теперь небольшой графический диктант.
доски двое обучающихся)

  1. Тихий океан – самый большой океан Земли.
  2. Тихий океан омывает все материки, кроме Африки.
  3. Индийский океан – второй по величине океан
    Земли.
  4. Самый глубоководный желоб в Индийском океане –
    Перуанский.
  5. Красное море относится к бассейну Тихого
    океана.

  1. Самая глубоководная впадина находится на дне
    Тихого океана.
  2. В Тихом океане есть все природные пояса, кроме
    северного и южного полярных.
  3. Индийский океан – самый теплый океан Земли.
  4. Индийский океан – самый продуктивный океан
    Земли.
  5. Тихий океан – один из менее загрязненных
    океанов Земли.

3. Знакомство с новым материалом.

– Мы продолжаем знакомство с Мировым океаном и
сегодня познакомимся со вторым по площади и
первым по давности освоения океаном Земли–
Атлантическим (записать тему урока). Слайд 1

– Кто подготовил информацию о том, откуда
произошло это название? (Сообщение обучающегося. Приложение 1). Слайды 2-6

– Мы будем давать характеристику
Атлантического океана по плану изучения океанов.
Одновременно мы будем выполнять работу в
контурных картах и делать необходимые записи в
тетрадях.


1. Название, границы, размеры

Слайды 7



На севере по параллели 68°с.ш., южной
оконечности о.Гренландия, далее по 61-й параллели
до самого побережья Норвегии, продолжается
граница между Норвежским морем Северного
Ледовитого океана и атлантическим Северным
морем.

На юго-западе по 67°з.д., на востоке по 20°в.д.,
на юге – по 60°ю.ш.

S 91,5 млн.км2, объем воды 330 млн.км2

2. Особенности ГП

Слайд 8

От других океанов Атлантический океан
отличается сильной изрезанностью береговой
линии, много рек, впадающих в океан, большая
вытянутость с севера на юг. Шельфовая зона узкая.
3. Из истории исследования океана Стр.89 учебника
4. Берега, моря, острова, их
происхождение

Слайд 9

Моря – Балтийское, Северное,
Средиземное, Адриатическое, Ионическое,
Тирренское, Эгейское, Мраморное, Черное,
Азовское, Саргассово, Карибское.

Крупные заливы
– Бискайский, Гвинейский, Мексиканский

Основные острова – Британские, Исландия,
Ньюфауленд, Большие и Малые Антильские,
Канарские, Зеленого мыса, Фолклендские
(Мальвинские)

5. Особенности рельефа дна

Слайд 10-11

В геологическом отношении самый
молодой, образовался около 200 млн.лет назад. По
тектонической карте: на каких литосферных плитах
расположен?

Средняя глубина 3600 м, наибольшая 8742
м (желоб Пуэрто-Рико). Шельфовая зона небольшая –
около 7%.

Почти по меридиану через всю Атлантику
протянулся самый длинный СОХ (17 тыс.км, ширина 1 тыс км), в северной части он
выходит на поверхность – это остров Исландия.

По тектонической карте: почему образовался СОХ?

6. Свойства воды, течения

Слайд 12-14

Средняя t воды +16,5°С (в северной части +5°,
на экваторе +25°, на юге 0-1°) по рис. 23 стр. 48
учебника

Средняя соленость 34,8‰, течения в
основном меридиональные (почему?) Течения по
карте рис.25 стр.51 учебника.

7. Особенности природы

Слайды 15-21

Самые высокие приливы в заливе Фанди (до
18 м), айсберги до широты 40°с.ш.,

Природные пояса
по рис.33 стр.68 учебника более бедный по сравнению
с Тихим океаном видовой состав растений и
животных.

Уникальное море без берегов – Саргассово.

Стр.92 учебника

8. Хозяйственное значение

Слайды 22-32

1. Рыболовство

2. Добыча п/и

3. Опреснение воды

4. Транспортное значение

5. Рекреационное значение

9. Экологические проблемы и пути их решения

Слайды 33-37

По карте атласа стр. 34 (2/5 мирового улова)

Нефть:

Северное море (1/4 ч мировой добычи),
Мексиканский залив, Средиземное море, Гвинейский
залив.

Каменный уголь

: Великобритания, Канада,
Мексиканский залив.

Приливные ЭС

Центральная Америка, С-З Африка, Суэцкий канал

Рис.47 стр.93 учебника

На благодатных берегах Атлантики раскинулись
морские курорты, ежегодно привлекающие сотни
тысяч туристов. Таков, например остров Тенерифе
(Канары) или Рио-де-Жанейро с его живописными
карстовыми останцами, побережье Средиземного
моря.

По карте атласа стр.35

Каковы пути загрязнения океана?

Пути решения проблемы загрязнения
(самостоятельно по §19 дома)

4. Итог урока.

– Что нового вы узнали сегодня на уроке?

– Почему в Атлантическом океане нет
глубоководных желобов?

– Почему северную Атлантику называют “кухней
погоды Европы”?

Д/з: § 19, закончить практическую
работу в контурных картах.




Следующий: