Урок географии в 7-м классе Африканское сафари по теме Африка

Тип урока

- урок обобщающего повторения;

Цели урока:

  • Обучающие: организовать деятельность
    учащихся по изучению и первоначальному
    закреплению материала о природе Африки;
    продолжить формирование умений выявлять
    причинно-следственные связи между компонентами
    природы на примере Африки (геологическое
    строение — рельеф, географическое положение -
    климат, климат — внутренние воды, климат -
    природные зоны); организовать деятельность
    школьников по самостоятельному применению
    знаний о географических закономерностях в
    разнообразных ситуациях.
  • Развивающие: содействовать формированию и
    развитию коммуникативной компетентности
    школьников, создать условия для развития у
    школьников умения находить, структурировать и
    использовать информацию.
  • Воспитывающая: содействовать развитию у
    учащихся умений общаться, умению работать в
    группах, воспитывать чувство сопричастности
    каждого к общему делу команды.

Оборудование к уроку:

  • компьютер
  • мультимедийный проектор,
  • интерактивная доска.

Особенности структуры урока:

Урок
обобщающего повторения с использованием слайд -
презентации.

«Сердце Африки пенья полно и пыланья,
И я знаю, что, если мы видим порой
Сны, которым не имеем названья,
Это ветер приносит их, Африка, твой!» Б.
Пиляцкий.

Ход урока

1. Оргмомент

Распределить учащихся на 3 группы.

Организовать учебное пространство. Итак
ребята, Мы отправляемся в путь в африканское
сафари, в дороге нам понадобятся знания, которые
мы получили о Африканском материке. Все данные
каждая группа будет вносить в маршрутный лист.

Мы проанализируем в конце урока листы каждой
команды и выявим победителей. А сейчас в путь!

2. Актуализация знаний

1. Станция Карта

Какое же сафари без карты. Но для сафари нам
нужна карта. (получают контурную карты
разрезанную на части. Нужно склеить и нанести все
объекты, которые знаете (рельеф, реки, крайние
точки). Несколько учащихся, по очереди, работают у
интерактивной доски.

2. Исследователи

Слайд №2

На проекторе показаны портреты
путешественников исследователей Африки,
учащиеся записываю их имена. (Д. Ливингстон, Васко
да Гама, В. Юнкер, А. Вавилов).

Климат.

Почему Африка — самый жаркий материк?

Колдовская страна! Ты на дне котловины
Задыхаешься, льется огонь с высоты,
Над тобою разносится крик ястребиный,
Но в сиянье заметишь ли ястреба ты?
Пальмы, кактусы, в рост человеческий травы,
Слишком много здесь этой паленой травы…
Осторожнее! В ней притаились удавы,
Притаились пантеры и рыжие львы.

Определение типа климата по климатограмме

Слайд №3

4. Описание рек и озер (слайды 6,7,8,9)

Раздать описания группам, необходимо
определить о каком объекте идёт речь.

1. Красивое озеро с плавающими на нем островами,
по которым гуляют только птицы. Большие валуны на
его берегу, не дают в полдень тень, расположено на
высоте 1134 м над уровнем моря.

2. Это — одно из семи мировых чудес природы.
Названный племенем Кололо, жившим здесь в 1800-ых,
«Мози-оа-Тунья» — «Дым, который гремит»,
представляет собой захватывающее зрелище
устрашающей красоты и великолепия. Простирается
на 1708 метров в ширину.Его высота 120 метров Плотный
туман и громовой рев можно воспринимать с
расстояния приблизительно в 40 км.

3. Это одно из самых глубоких озёр планеты и
столь же древнее по происхождению как Байкал. По
объёму и глубине занимает второе место после
Байкала. Берега озера принадлежат четырём
странам В озере водятся гиппопотамы, крокодилы,
много водоплавающей птицы. Отсюда родом
аквариумные рыбки цихлиды. Хорошо развиты
рыболовство и судоходство.

4. Это одно из самых «непостоянных» озер
мира — его зеркало регулярно меняет свои
очертания, то расширяясь, то сокращаясь
практически до одной десятой своего
первоначального размера (обычно максимум
приходится на август, минимум — на
январь-февраль). Озеро не имеет стока, поэтому его
воды слегка солоноваты, а глубина не превышает

5. Северные и восточные берега сильно изрезаны и
очень живописны, а многочисленные мелководные
лагуны и заливы, образованные сотнями песчаных
кос и островов, представляют сложный лабиринт из
воды и песка. Озеро считается настоящим
островком живой природы среди засушливых
пустынных районов, растительность, окружающая
озеро, служит пристанищем для многих тысяч
животных и птиц. На берега озера со всей Европы и
Западной Азии слетаются перелетные птицы, в том
числе фламинго и пеликаны.

5. Животные

Узнайте животных Африки.

Слайд №4

1. Марабу; 2.Муха цеце; 3. Кабан бородавочник; 4.
Сурикаты; 5. Окапи; 6. Антилопа Гну; 7. Венценосный
журавль.

6. Растения

Слайд №5

Африка — родина эндемичных растений,
определите, какие растения изображены на слайде,
что вы о них знаете, как приспособились данные
растения к жизни на материке?

7. Таинственный сундук

Итак, на наш Африканский берег вынесло сундук. В
этом сундуке лежат очень ценные предметы,
которые дала Африка миру, попробуйте определить
что в сундуке:

1. Полезные свойства этого растения были
обнаружены козами, объедающими кустарник.(зерна
кофе)

2. Плоды этого растения называют хлебом пустыни.
(финики)

3.Вавилов, впервые установил, что Африка
является родиной этого растения. (пшеница)

8. Африка — родина человечества

Сегодня на Африканском материке проживает
множество различных народов. Давайте попробуем
их узнать

Слайд №6

9. Пословицы

Узнать народ можно изучая его культуру. Давайте
попробуем объяснить африканские пословицы:

- «для дела нужен мир, а для поездки сухая
погода».

- «родником восторгается тот, кто не видел Нила
«.

- «не может роса соперничать с Солнцем».

- «один гнилой банан испортит всю ветвь».

- «лекарство для завистников — пустыня».

- «страшно в лесу, стыдно дома».

3. Рефлексия

Игра «Что такое? Кто такой?»

4.Домашнее задание:

Составьте кроссворд на тему «Африка».

Приложение.

Следующий: