Урок географии в 6-м классе. Тема: Вулканы, горячие источники, гейзеры

Тип урока: формирование знаний и умений.

Цели урока.

I. Дидактические:

Учащиеся должны:


знать: уметь:
  • особенности происхождения вулканов и гейзеров;
  • строение вулканов и классификацию вулканов;
  • размещение вулканов и гейзеров на Земле;
  • последствия извержения вулканов.
  • объяснять процесс образования вулканов и
    гейзеров;
  • описывать внутреннее строение вулканов и
    определять его тип;
  • называть и показывать по карте крупнейшие
    вулканы и расположение гейзеров;
  • объяснять опасность последствий вулканической
    деятельности.

II. Развивающие.

  1. Развитие умения определять местонахождение
    географических объектов на карте.
  2. Развитие эмоциональной сферы личности.

III. Воспитательная: развитие познавательной
активности школьников и интереса к изучаемому
предмету.

Оборудование:

1) физическая карта полушарий, физическая карта
России, таблица “Схема строения вулкана”;

2) презентация “Вулканы и гейзеры”, проектор,
экран, компьютер;

3) учебник: Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова.
География. Начальный курс. Москва, “Дрофа”, 2009 г.

4) Атлас.

Этапы урока.

1. Организация класса.

2. Актуализация знаний, целеполагание.

3. Изучение нового материала.

4. Закрепление изученного материала.

5. Подведение итогов, рефлексия.

Ход урока

1. Организация класса

2. Актуализация знаний, целеполагание.


Земля устроена хитро,
Сложней любой игрушки:
Внутри находится ядро,
Но не ядро от пушки.
Затем, представьте, мантия
Лежит внутри Земли,
Но не такая мантия,
Что носят короли.
Затем литосфера, земная кора…
Выбрались мы на поверхность — ура!

2.1.

Ребята, о каких внутренних оболочках
говорится в этом стихотворении?

Назовите и покажите на таблице “Внутреннее
строение Земли” эти части.

  1. Какие типы земной коры вы знаете?
  2. Чем отличаются друг от друга материковая и
    океаническая земная кора?
  3. Из чего состоит земная кора?
  4. На какие виды по происхождению делятся горные
    породы? А каких пород больше всего на поверхности
    Земли?

2.2.

Ребята, отгадайте, о каких породах
говорится в загадках.

  1. Что сперва в воде родится, а потом воды боится.
  2. Чёрен, как ворон, а греет, как Солнце.
  3. Белый, как сахар, но не сладкий. Пока руки им не
    испачкаешь, ума – разума не наберёшься.

К какому типу по происхождению относятся
данные породы?

2.3. Ребята, о каких удивительных явлениях
природы говорится в следующих загадках?

Я плююсь огнём и лавой,
Я – опасный великан,
Славен я недоброй славой.
Как зовут меня? (Вулкан)

Ждут туристы за оградой,
Что вот-вот забьет фонтан,
Но желанную прохладу
Нам не даст сей чудо-кран. (Гейзер)

3. Изучение нового материала.

На уроке мы будем изучать вулканы и гейзеры.

3.1.

Ребята, что вы уже знаете об этих явлениях
природы? Какие ассоциации вызывает у вас
извержение вулкана?

В ходе урока мы с вами постараемся узнать
больше об этом грозном явлении природы.

Запишите в тетрадь тему урока.

Слайд № 1.

Презентация

3.2.

Итак, ребята, сначала мы узнаем, откуда
произошло название этого явления природы -
“вулкан”?

Подготовленное сообщение:

В Древней Греции был известен и знаменит бог
Гефест — искусный мастер, покровитель кузнечного
дела. Древние греки считали, что живет он на
острове Гиеру в Средиземном море и в глубине
горы, над которой всегда клубится дым, кует
оружие. Самая главная кузница бога Гефеста была
расположена в недрах горы Этна, на острове
Сицилия.

Слайд № 2

У древних римлян бог огня и кузнечного дела
тоже сначала назывался Гефестом, но затем был
переименован в Вулкана. По преданию, он ковал
доспехи в своей кузнице внутри горы на острове в
Тирренском море, у берегов Италии. Из горы
непрерывно вырывались клубы дыма и языки
пламени. Со временем любую огнедышащую гору
стали называть вулканом, как и бога огня.

3.3.

- А как же образуется вулкан?

Слайд № 3-4

3.4.

Работа в тетради

Каково же строение вулкана?

Слайд № 5

Зарисуйте вулкан в тетради и подпишите
его основные части:

очаг магмы, жерло, кратер,
лава.

Слайды № 6-8

3.5.

Запись определения в тетради:

Вулкан

– это геологическое образование,
возникшее над трещиной в земной коре, по которой
извергается на земную поверхность магма.

3.6.

А где будут образовываться вулканы – на
суше или на дне океанов?

Слайды № 9-10

3.7.

В областях распространения вулканов
подземные воды нагреваются магмой и могут
выходить на поверхность в виде горячих
источников. Некоторые горячие источники через
определённые промежутки времени выбрасывают
вверх струи кипящей воды и пара. Такие
периодически фонтанирующие источники
называются гейзерами.

Слайды № 11-13

3.8.

На Земле более 1343 вулкана. В зависимости от
их вулканической активности вулканы делят на: потухшие,
уснувшие и действующие
.

Слайд № 14

3.11. Вулканы также делятся по типу вулканических
извержений.

Слайд № 15

Выделяют три типа извержений: гавайский,
пелейский и везувианский.

3.12.

Гавайский тип извержения.

Слайды № 16-17

3.13.

Пелейский тип извержений.

Слайд № 18

3.14.

Везувианский тип извержения можно
представить, познакомившись с произведением
русского художника Карла Брюллова “Последний
день Помпеи”. Помпея – это древний город,
который был засыпан многометровым слоем
вулканического пепла во время извержения
вулкана Везувий в 79 г. н.э.

Слайды № 19


Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется — с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом,
Под каменным дождем бежит из града вон. А.С.
Пушкин

Извержение Везувия. Гибель Помпеи.

О грандиозной катастрофе люди узнали из
сохранившегося до нашего времени письма ученого
Плиния, в котором он описывает события того
страшного дня.

24 августа 79 г.

около часа пополудни над горой
показалось облако необычайной величины. Это
облако поднималось вверх сильной струей воздуха,
а в том месте, где струя ослабевала, оно медленно
расширялось. Сверху стали падать черные камни,
обожженные и растрескавшиеся от жары. Море
сильно обмелело. Между тем из Везувия стали
вырываться широкие языки пламени, и поднялся
огромный столб огня. В то время, когда в других
местах был ясный день, здесь царила ночь.

Когда извержение закончилось, то оказалось, что
цветущие города полностью исчезли с лица земли.
Статую сожгли потоки лавы, Геркаланум и Стабию
затопили грязекаменные потоки, а Помпею завалило
многометровым слоем раскаленного пепла и камней.
Погибли тысячи людей.

Физкультурная пауза


Мы вулканы изучали,
И немножечко устали.
И поэтому вот тут
Просто надо отдохнуть.
Встали из-за парт все дружно.
Нам вулкан представить нужно.
Мы на кратер посмотрели,
Всю подошву рассмотрели.

Левый склон и правый склон,
До чего вулкан силен.
Покружили головой,
Не пора ли нам домой.
Потянулись вверх, друзья,
Пробежались, но слегка.
Развернулись все кругом,
И работать мы начнем.

4. Закрепление изученного материала. Слайды №
21-23

4.1.

Рассмотрим более подробно самые крупные
вулканы планеты в ходе выполнения практической
работы в парах. Необходимо заполнить таблицу,
вписав данные о вулканах.

4.2.

Предлагаю отгадать загадки о вулканах.

Слайды № 24-28

5. Подведение итогов, рефлексия.

Слайд № 29

Закончите фразу: “А я и не подозревал, что…”
или “Я узнал новое о вулканах, например, что…”.

6. Оценка деятельности обучающихся на уроке.

7. Домашнее задание:

§ 19, подготовить
интересные сообщения о землетрясениях.

Слайды № 30

Следующий: