Урок географии в 6-м классе. Тема: Воды суши. Реки


Важнейшая задача современной школы: “Научить
учиться самостоятельно”. Воплотить элементы
самообразования в школе может с успехом методика
индивидуально-группового обучения (ИГО).

Она развивает интерес к процессу учебы, делает
получение знаний активным, что способствует
усвоению информации без механического
заучивания.

Методика ИГО позволяет учителю наладить
обратную связь с каждым ребенком, что дает
возможность оказывать своевременную помощь
каждому нуждающемуся. Надо построить уроки таким
образом, чтобы ученик сначала был вынужден, а
потом и привык для получения знаний
задействовать свои мыслительные способности.

Можно много добиться, заменив старую схему
получения знаний в школе: “Учитель – Ученик –
Учебник” на новую: “Учитель – Учебник –
Ученик”.

Роль учителя при этом нисколько не умаляется, а
лишь видоизменяется.

Основное отличие новой схемы обучения
заключается в том, что разговорная форма на
первом этапе изучения темы заменяется
письменным аналитическим творчеством. Новая
схема получения знаний приучает школьников к
ежедневному труду, самостоятельности, учит
отвечать за себя, то есть делает ребенка
личностью.

Суть метода индивидуально-группового обучения:

1) Учащиеся до изучения темы получают
индивидуальные листы обучения (ИЛО), в которых
напечатаны вопросы по теме и оставлены места для
ответов.

2) Учащиеся дома самостоятельно изучают
материал параграфа, заполняют ИЛО, становясь
активно обучающимися. Задания в ИЛО содержат
вопросы, предполагающие прояснение смысла слов,
выявления причинно – следственных связей,
выделение признаков усваиваемых понятий и их
связь с другими понятиями, развитие мыслительных
операций (сравнение, обобщение, конкретизация и
т.д.).

Дети в силу различных причин усваивают
материал с разной скоростью, некоторые
отвлекаются во время объяснения учителя.
Психологи говорят, что учащиеся воспринимают
лишь от 25% до 85% сказанного преподавателем, а
через 30 минут в памяти остается 60% первоначальной
информации. Поэтому индивидуальная работа
необходима именно на первоначальном этапе
изучения темы.



3) На уроке задание обсуждается, ликвидируются
пробелы в знаниях. Учитель расширяет и углубляет
знания учащихся по теме, с его помощью
приобретается навык и умения пользоваться
полученными знаниями.

На уроках географии большую часть времени
работаем с географическими картами (настенными и
атласами), ищем объекты, сравниваем, описываем их
географическое положение.

Работаем группами сменного состава, парами и
индивидуально.

Преимущества методики
индивидуально-группового обучения.

Методика ИГО позволяет:

  • научить детей работать с текстом;
  • выделять главное;
  • осмысливать географические понятия;
  • определять уровень и качество изучения
    материала каждым из учащихся
  • оказывать своевременную помощь каждому
    учащемуся при изучении текущей темы.

Конечно, на учителя ложится дополнительная
нагрузка. Ведь нужно составить ИЛО, распечатать
их на каждого ученика, а затем проверить ответы.

“Но цель оправдывает средства!”

Функции учителя как наставника и консультанта:

  • осуществляет общее руководство
    образовательным процессом ученика, его
    построением и ходом реализации;
  • заботится о создании необходимых условий для
    осуществления образования и самообразования в
    школе и дома;
  • прививает ученику интерес к самообразованию и
    навыки самостоятельной учебной работы;
  • поощряет ростки творческого подхода к учебе;
  • рекомендует дополнительную литературу по
    своему предмету.

Результаты работы по методике ИГО:

  • все учащиеся класса изучают параграф учебника
    от первой и до последней строчки;
  • метод ИГО более справедлив к детям. Если
    учащиеся познакомились с новым материалом дома,
    они могут хорошо проявить себя во время
    обсуждения на уроке, где закрепляется,
    расширяется и углубляется полученная
    информация, упрочить в себе чувство успеха, что
    особенно важно для слабых детей.
  • у учащихся больше времени для того, чтобы
    осмыслить некоторые понятия, прояснить
    непонятные слова, чем на обычном уроке. Дома
    можно поразмыслить над вопросом подольше.
  • обратная связь существует на каждом уроке. Она
    дает возможность вовремя оказывать помощь
    ученику.
  • появляется дополнительное время для изучения
    нового материала, т.к. в 6-м классе на изучение
    географии отводится 1 час в неделю.

“Самое главное в жизни – уметь
учиться” (П. Шеперд)

Добывание знаний самостоятельно есть первый
настоящий труд ребенка, труд творческий, который
может помочь ребенку управлять собой.


Урок географии в 6-а классе

Тема: Воды суши. Реки.

Цели:

Развитие и становление познавательных сил
Ребенка через наблюдательность, внимательность,
умение слушать, самостоятельность и
сотрудничество.

  • Обеспечение творческого развития Ребенка через
    расширение и углубление знаний и умений при
    работе с географическими картами.
  • Облагораживание души и сердца Ребенка через
    ответственность за свои поступки, сопереживание
    и радость коллективного труда.
  • Оборудование: физическая карта мира,
    атласы, таблицы: “Речная долина”, “Равнинная
    река”, “Горная река”, “Водопад”.

    ХОД УРОКА

    1. Орг. момент.

    2. Проверка ИЛО №23 (индивидуальные листы
    обучения).

    Какие вопросы вам непонятны или вы не нашли
    ответа?

    3. Взаимопроверка.

    4. Терминологический тест.

    1. Поток воды, текущий в выработанном им русле
    называется:

    а) река;

    б) канал;

    в) ручей.

    2. Широкое понижение в рельефе, образованное
    рекой, называется:

    а) руслом реки;

    б) речной долиной;

    в) ущельем.

    3. Углубление в котором постоянно течет река
    называют:

    а) долиной;



    б) ущельем;

    в) руслом.

    4. Место откуда река берет свое начало:

    а) устье;

    б) приток;

    в) исток.

    5. Место, где река впадает в другой водный
    объект, называют:

    а) приток;

    б) устье;

    в) исток.

    6. Главная река со всеми притоками называется:

    а) речная система;

    б) бассейн реки;



    в) водораздел.

    7. Участок земной поверхности, с которого вся
    вода стекает в реку, называют:

    а) бассейн реки;

    б) речная система;

    в) водораздел.

    8. Граница, разделяющая речные бассейны,
    называется:

    а) бассейн;

    б) водораздел;

    в) речная система.

    9. Выходы твердых пород и нагромождения камней,
    пересекающие русло реки, называют:

    а) водопад;

    б) валуны;

    в) пороги.

    10. Падение реки с уступа называют:

    а) исток;

    б) порог;

    в) водопад.

    11. Часть речной долины, по которой река течет
    только в половодье, называют:

    а) русло;

    б) пойма;

    в) долина.

    12. Кратковременный подъем уровня воды в реке
    называют:

    а) паводок;

    б) разлив;

    в) половодье.

    Самопроверка

    (исправления считаются
    ошибкой).

    5. Работа в группах

    .

    Задания:

    1. На физической карте России найдите любую
    реку:

    1) впадающую в:

    а) озеро, б) море, в) другую реку.

    2. Вытекающую из:

    а) озера, б) болота, в) с горных снегов.

    Физминутка.

    Я и дети

    Как определить левые и правые притоки у реки?
    (Показать)

    Как определить направление течения реки по
    карте? (Показать)

    Как определить у реки верхнее, среднее и нижнее
    течения.

    По рисунку 58 учебника на стр 102 определите:

    а) где находится исток реки Лены_______________________

    б) где устье реки Лены_________________________________

    в) левые притоки р. Лены______________________________

    г) правые притоки р. Лены______________________________

    д) водораздел между бассейнами рек Лены и
    Яны___________

    е) водораздел между бассейнами рек Лены и
    Амура__________

    ж) какая река в нижнем течении будет шире и
    глубже: Лена или Яна?___________

    4. Используя таблицы и рисунки в тексте
    учебника, найдите отличия горных рек от
    равнинных (кто больше?) ____________________________________________

    5. Опишите географическое положение реки:
    Енисей, Обь, Нил, Амазонка, Лена.


    Название реки
    На каком материке и в какой его
    части находится река
    Между какими параллелями и
    меридианами
    Исток реки
    В каком направлении течет
    Устье реки
    К басейну какой реки (моря, озера)
    относится

    6. Назовите и покажите.

    а) Самую длинную реку Мира
    ________________________________________

    б) Самую полноводную реку Мира
    ____________________________________

    в) Реку с самым большим в Мире бассейном
    ____________________________

    г) Самый высокий в Мире водопад
    ____________________________________

    7. Оценить работу групп и каждого члена внутри
    группы.

    8. Сдать ответы на задания и ИЛО № 23.

    Приложение 1

    9. Домашнее задание:

    по теме «Озера»
    заполнить ИЛО № 24.




    Следующий: