Урок географии в 6-м классе, тема: Атмосфера

Цели и задачи урока:

  • Определить уровень знаний учащихся:

– основных понятий, терминов и определений по
теме «Атмосфера»;

– состава атмосферы и её значения, основных
свойств воздуха, элементов погоды и климата»;

– приборов и способов изучения атмосферы и её
элементов.

  • Определить уровень умения учащихся:

– составлять характеристику климата и погоды
своей местности;

– выполнять практические работы по
характеристике элементов погоды с
использованием календаря погоды;

– определять по карте местоположение объектов
с выдающимися климатическими характеристиками;

– объяснять причины образования ветра,
облаков, атмосферных осадков.

  • Определять уровень понимания учащимися:

– причин, влияющих на формирование погоды и
климата;

– особенностей распределения тепла и света на
Земле, причин смены времен года;

– значения атмосферы и её элементов для жизни и
деятельности людей.

Оборудование:

  • Глобус, физические карты полушарий и России;
  • Приборы для изучения атмосферы – термометр,
    барометр, флюгер, анемометр, гигрометр,
    осадкомер;
  • календарь погоды, таблицы, схемы, картины,
    сундучок.

Ход урока.

  • Организационный момент.
  • Повторение пройденной темы.

Учитель:

Представьте себе, что на Землю летит
космический корабль с инопланетянами. Они увидят
голубую планету, окутанную перемещающимися
облаками, а в просветах между ними – огромный
океан с пятнами суши – материками и островами.

Приближаясь к земле, они не могут не заметить,
что поверхность суши очень разнообразна.

Всё то, что увидели бы инопланетяне,
приближаясь к земле, образует её внешние
оболочки.

Воздух – газообразную оболочку – АТМОСФЕРУ.

Вода – водную оболочку – ГИДРОСФЕРУ.

Горные породы, которые слагают сушу и дно
океанов – земную кору – ЛИТОСФЕРУ.

Живые организмы вместе с той средой, где они
живут – БИОСФЕРУ.

Вопросы учащимся:

1. Какие оболочки называют географическими
оболочками?

2. Какие оболочки мы уже изучили? Какие осталось
изучить?

3. Что называется атмосферой? Из чего она
состоит?

4. Назовите 3 основных слоя, из которых состоит
атмосфера.

Рассмотрим рис. 70 со стр. 117 учебника [1].

  • В каком слое образуются облака?
  • Какое значение имеет атмосфера?
  • Можем ли мы назвать атмосферу одеждой Земли?

Отсутствие атмосферы на Луне
приводит к тому, что днём, а день там длится около
14 земных суток, поверхность нагревается до + 100-120оС,
а с наступлением ночи остывает до – 200оС.

Наша планета находится на том же
расстоянии от Солнца, что и Луна, но поверхность
Земли, благодаря воздушной оболочке, никогда не
остывает и не нагревается так сильно, как Луна.

Что такое атмосферное давление? (Сила, с которой
воздух давит на земную поверхность, на все
находящиеся на ней предметы.)

Подсчитано, что на 1 см земной
поверхности воздух давит с силой 1 кг. И если в
среднем принять, что поверхность человеческого
тела составит из 1,5 м3, то окажется, что на
каждого из нас воздух давит с силой больше 15 тонн.
Но такое давление способно раздавить всё живое.
Так почему же мы его не ощущаем? (Объясняется это
тем, что давление внутри нашего организма равно
атмосферному. Внутреннее и внешнее давление как
бы уравновешиваются.)

БЛИЦ-ТУРНИР

А теперь хочу с вами поиграть. Я буду называть
понятия, а вы должны дать определения.

  • Атмосфера;
  • Ветер;
  • Бриз;
  • Муссон;
  • Абсолютная и относительная влажность воздуха;
  • Погода;
  • Климат;
  • Атмосферные осадки.
  • Каковы особенности климата нашей местности? Что
    влияет на изменение климата?
  • Какая величина принята за нормальное
    атмосферное давление?
  • Что такое амплитуда температур?
  • Перечислите виды атмосферных осадков?
  • Давайте попробуем теоретический материал
    использовать в учебных ситуациях.

ПОРЕШАЕМ-ПОСЧИТАЕМ

1. Покрыты ли снегом вершины Урала летом, если
известно, что у подножия гор средняя температура
самого теплого месяца составляет + 15оС?
Объясните свой ответ.

2. Вычислите среднюю температуру дня по
следующим показателям:

1 ч. – + 5оС; 7 ч. – + 7оС; 13 ч. – + 10оС;
19 ч. – + 6оС.

Ответ: (5 + 7 + 10 + 6) : 4 = 28 : 4 = 7оС.

Объясните причину суточного хода температуры.

При какой погоде (облачной или безоблачной)
суточная амплитуда температур бывает большей?
Почему?

3. Чему равна амплитуда колебаний температур,
если термометр показал в 7 ч. + 1оС, в 13 ч. + 15оС,
в 19 ч. + 8оС.

Ответ: + 14оС.

4. Определите суточное количество осадков, если
замеры в 7 ч. показали 4 мм, в 19 ч. – 2 мм.

Ответ: 6 мм.

5. В каком случае ветер будет дуть сильнее и в
какую сторону (в сторону моря или суши):

а) атмосферное давление над сушей 758 мм, над
морем 761 мм. (Ответ: с моря на сушу.)

б) над сушей 749 мм, над морем 747 мм. (Ответ: с
суши на море.)

6. Определите температуру воздуха за бортом
самолёта, который летит на высоте 3000 м, если
температура на уровне моря равна + 30оС.

Ответ: + 12оС.

ПРОДОЛЖИТЕ ФРАЗУ

  • Главная причина образования ветра … (разность
    атмосферного давления).
  • Количество водяного пара в граммах,
    содержащееся в 1 м3 воздуха, это …
    (абсолютная влажность воздуха).
  • Движение воздуха в горизонтальном направлении
    – это … (ветер).
  • Атмосферные осадки – это …, …, …, … (снег, дождь,
    роса, иней, гололёд, изморось).

ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ

1.

Я как песчинка мал, а землю покрываю;
Я из воды, а в воздухе летаю.
Как пух лежу я на полях,
Как алмаз блещу на солнечных лучах.
(Снег)



2.

Крупно, дробно зачастил
Всю землю напоил.
(Дождь)

3.

По синему морю
Белые гуси плывут.
(Облака)

4.

Вечером наземь слетает,
Ночь на земле пребывает,
Утром опять улетает.
(Роса)

5.

Летит сова
По синему небу,
Крылья распластала,
Солнышко застлала.
(Тучи)

6.

Фырчит, рычит,
Ветки ломает,
Пыль поднимает,
Людей с ног сбивает.
Слышишь его.
Да не видишь его.
(Ветер)

7.

Рассыпался горох
На семьдесят семь дорог,
И никто его не подберет.
(Град)

ОБЪЯСНИТЕ, КАК ОПРЕДЕЛИТЬ

1. Среднюю суточную температуру;

2. Среднюю месячную температуру;

3. Среднюю годовую температуру воздуха;

4. Годовую амплитуду колебания температуры
воздуха;

5. Среднюю многолетнюю температуру (январь);

6. Среднее годовое количество осадков.

ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

Рис. 1.

Что это за ветер? (Бриз)

ОПРЕДЕЛИТЕ ЗАВИСИМОСТЬ

Определите зависимость количества водяного
пара в насыщенном воздухе от его температуры. (Используется
рис. 80 со стр. 133 учебника [1]).

РАБОТА С КАЛЕНДАРЯМИ ПОГОДЫ ЗА ФЕВРАЛЬ

1) Определить самую высокую температуру.

2) Определить самую низкую температуру.

3) Определить самое высокое атмосферное
давление, самое низкое атмосферное давление.

4) Определить амплитуду колебаний температуры
за месяц.

ОПРЕДЕЛИТЕ ТИП ПОГОДЫ

Рис. 2.

ВОПРОСЫ

1) Какие виды облаков вам известны? В каких слоях
атмосферы образуются облака?

2) Как освещается и нагревается поверхность
Земли в течение года?

3) Какую скорость имеет Земля? (30 км/с).
Приблизительно какое расстояние проходит Земля
вокруг Солнца за 45 минут урока? (80 тыс. км.)

4) Под каким углом наклонена ось Земли к
плоскости орбиты?

5) Почему происходит смена дня и ночи?

6) Какие пояса освещенности вам известны?
Назовите 4 даты, которые связаны с освещением
Земли Солнцем.

РАБОТА ПО КАРТЕ

Показать по карте и определить где проходят:

а) полярные круги;

б) полярные тропики.

ОПРЕДЕЛИТЬ:

1) Типы климатов.

2) Почему температура января в Москве ниже, чем в
Калининграде? (рис. 93, стр. 156 учебника [1]).

3) Где климат теплее и почему (назвать города)?
Показать по карте.

ИГРА «СУНДУК»

(За время изучения темы «Атмосфера», при
знакомстве с приборами, все названия
записывались на листочках и складывались в
сундучок. При завершении изучения темы,
извлекают из сундучка по листочку и определяют
назначение прибора).

Определяем следующие приборы: термометр,
термограф, флюгер, шар-пилот, анемометр,
барометр-анероид, ртутный барометр, альтиметр
(высотомет), гидрометр, гидрограф, снеговая рейка,
осадкомер. (Впоследствии опознаются сами
приборы).

ПИСЬМО

На место пропусков вставьте слова: мало, много,
потепление, похолодание.

Воздушные массы, приходящие с Атлантического
океана, содержат ________ (много) водяных паров, _______
(мало) пыли, зимой приносят ________ (потепление),
летом _______ (похолодание).

ПРЕДСКАЗАНИЕ ПОГОДЫ

По каким признакам можно предсказать погоду?

Существует мнение, что животные и растения
могут предсказать погоду. Так ли это? Приведите
примеры, подтверждающие это.


Признаки изменения погоды по
поведению растений
Признаки изменения погоды по
поведению животных

КРОССВОРД

Рис. 3.

По вертикали:

1. Прибор для измерения температуры воздуха.
(Термометр)

2. Скопление в атмосфере на значительной высоте
мельчайших капелек воды или кристаллов льда,
выделившихся при охлаждении воздуха,
насыщенного водяными парами. (Облако)

3. Прибор для определения направления и силы
ветра. (Флюгер)

4. Воздушная оболочка Земли. (Атмосфера)

По горизонтали:

1. Нижний слой атмосферы от поверхности Земли до
высоты 8-12 км. (Тропосфера)

5. Капелька воды, осаждающаяся при конденсации
на поверхности растений. (Роса)

6. Один из видов атмосферных осадков. (Снег)

7. Прибор для измерения давления воздуха.
(Барометр)

ОБЪЯСНИТЕ НАРОДНЫЕ ПОСЛОВИЦЫ

1) «Много снега – много хлеба».

2) «Когда облака редки, земля – плешива».

3) «От искры пожар, от дождя – наводнение».

ДИСКУССИЯ «ВОЗДЕЙСТВИЕ АТМОСФЕРНЫХ
ОСАДКОВ»


Атмосферные осадки – это благо Атмосферные осадки – это беда

Закрепление.

Домашнее задание.

Творческая работа.

Написать рассказ на тему «Я – снежинка»,
«Я – градинка», «Я – капелька дождя». Из
дополнительных источников определить, что
означает понятие «городской бриз». Схож ли
он с бризом, с которым вы познакомились.

Литература.

1. География: Учебник для 6 класса / Герасимова
Т.П., Грюнберг Г.Ю., Неклюкова Н.П. – М.,
«Просвещение», 1999.

2. Поурочное планирование. Физическая
география. 6 класс / Г.Н. Элькин. – С.-Петербург,
«ПАритет «, 2000.

3. Библиотека журнала «География в школе».
Практические работы по географии. VI-Х классы / Н.С.
Румынина, Н.С. Сапроненкова. № 4, 2001.

4. География в таблицах VI-X кл. Справочное
пособие / В.В. Климанов, О.А. Климанова. – М., Дрофа,
2002.




Следующий: