Урок географии в 6-м классе с использованием технологии ИСЧД по теме Погода


Цели урока:

  • сформировать представления о погоде и ее
    элементах, причинах, влияющих на ее изменения;
  • ознакомить учащихся с признаками типов погоды,
    ее предсказанием, выработать
    здоровьесберегающие критерии по данной теме;
  • продолжать развивать у школьников творческое
    мышление, умение анализировать, делать выводы,
    обобщения.

Оборудование:

  • физическая карта полушарий,
  • календарь погоды,
  • компьютерная презентация.

Информационная карта урока


Целеполагание для учащихся Целеполагание для учителя
- Познакомиться с понятием «погода».

-
Изучить причины, влияющие на изменение погоды.

- Изучить типы погоды.

- Вспомнить народные приметы, по которым можно
предсказывать погоду.

- Представить учащимся схему о
элементах погоды.

- Организовать
самостоятельное выявление учащимися признаков
погоды.

- Организовать практическую работу, требующую
использования всех каналов приема и переработки
информации для прогноза погоды.

- Представить учащимся развивающие задания для
выработки здоровьесберегающих критериев.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель сообщает форму и план проведения урока.

2. Деловая игра

Учитель

Ребята, детский врач, у которого вы
наблюдаетесь, сегодня у нас на уроке.

Детский врач

Мои маленькие пациенты, я пришла к вам, чтобы
обвинить погоду в том, что она вместе с
температурой, влажностью, давлением, ветром,
осадками постоянно меняется, люди от этого
страдают, вы часто болеете.

Погода

Позвольте, с вами не согласиться.

Ребята, покажите доктору календари погоды, что
вы в них отмечаете.

Несколько учащихся анализируют данные
наблюдений.

Погода

Да, мои элементы очень изменчивы, но можем ли мы
их за это обвинять?

Метеоролог

Все явления природы находятся во взаимной
связи. Известно, что при изменении направления
ветра погода меняется. Происходит это, потому что
ветры приносят над земной поверхностью большие
объемы воздуха, различающиеся по своим свойствам
- воздушные массы. Почему одни воздушные массы
холодные, другие — теплые, почему различаются
влажностью, прозрачностью?

Воздушная масса

А ответ очень прост. Над океанами мы
формируемся влажные и прозрачные, над пустынями
- горячие, сухие и запыленные. Северный ветер
приносит нас всегда холодными с Арктики и
Антарктиды, а с Атлантического океана — теплыми и
влажными.

Метеоролог

Обратите внимание, погода меняется и в течение
суток.


утро полдень вечер
- ясно

- прохладно

- давление высокое

- повышается температура,

-
увеличивается облачность

- давление низкое

- ясно

- прохладно

- давление высокое.

Ребята, кто, на ваш взгляд, может объяснить эти
процессы?

Учащиеся предполагают:

Солнце

Спасибо тем ребятам, что пригласили меня, ведь в
течение суток, я по-разному нагреваю земную
поверхность. Утром только встаю над земной
поверхностью, температура воздуха невысокая,
воздух холодный, тяжелее теплого, поэтому он
опускается и образует высокое давление. Буду
очень рад, если кто-то объяснит доктору мои
дальнейшие действия.

Учащиеся рассуждают:

Учитель

Ребята, объясните, пожалуйста, вашему доктору
причины частой смены погоды.

Учащиеся говорят о движении воздушных масс и
влиянии солнца.

Детский врач

Мои маленькие пациенты, вы очень хорошо умеете
объяснять закономерности, происходящие в
природе, но подскажите, как научиться человеку
дружить с природой, чтобы нам не болеть и природе
продолжать жить по своим законам?

Посмотрите на экран.


1 сильный, холодный ветер повышает
артериальное давление;

2 при резком повышении
атмосферного давления появляется шум в ушах;



3 при резком снижении атмосферного давления
затрудняется дыхание;

4 при прохождении атмосферных фронтов меняется
состав крови, содержание в ней сахара, кальция,
фосфора;

5 повышенная влажность воздуха сопровождается
снижением настроения;

6 при сухости воздуха ощущается царапанье,.
жжение в носоглотке;

Реакции организма на действие
метеорологических факторов называются
метеотропными реакциями. В предупреждении,
смягчении отрицательных последствий важную роль
играет их профилактика.

Учитель

Спасибо, доктор.

А сейчас давайте вместе поговорим о
профилактике.

Учащиеся предлагают различные варианты от
аутотренинга, закаливания организма до влажной и
сухой уборки квартиры, школы.

Учитель и врач корректируют ответы.

Динамическая пауза

— мимикой и жестами
показать медленно падающий снег, сильный ветер,
дождь, туман, раскаты грома.

Учитель

Очень важным моментом в профилактике
заболеваний является прогноз и предсказание
погоды. Чем отличаются эти понятия и что вам
известно о них?

Рассуждения учащихся.

Корректируя и систематизируя ответы детей,
учитель проектирует на экран таблицу.


К ненастью:

- на горизонте
появились перистые облака в виде нитей с
загнутыми концами;

- усиление ветра к вечеру;

- багрово-красная утренняя или вечерняя заря
отсутствие росы.

К ясной погоде:

- развитие
кучевой облачности;

- желтая или золотистая заря;

- появление росы после захода солнца;

- усиление ветра к полудню и ослабление к
вечеру.

Учащиеся заполняют таблицу в тетрадях.

Учитель

Ребята, а что вам известно о живых барометрах?

Рассуждения учащихся.

Учитель проектирует данные на экран, учащиеся
комментируют и записывают выборочно в тетрадь.


Признаки ясной погоды Признаки ненастной погоды
- мелкие птицы деятельны, поют,
перекликаются;

- кошка вытягивается посреди
комнаты и спит;

- собака лежит на земле брюхом кверху — к теплу;

- пчелы ранним утром дружно вылетают за взятком;

- муравьи расширяют входные отверстия на
муравейнике;

- голуби сильно воркуют;

- мошкара вьется кругами;

- сверчок стрекочет поздно вечером.

- лес замирает, птицы замолкают и
прячутся;

- ласточки летают над землей;

- кошка выбирает место повыше и теплее;

- собака лежит свернувшись калачиком;

- муравьи быстро возвращаются и заделывают
входы в муравейник;

- мошкара лезет в лицо;

- сверчок молчит.

Учитель

Уважаемый доктор, вы продолжаете обвинять
погоду в том, что от нее страдают люди.

Детский врач

Конечно же, нет.

Ребята убедили меня в том, что погода, как и сам
человек, являются частицами единого целого,
прекрасного и совершенного — живой и неживой
природы. Человек, как разумное существо на
планете, может прогнозировать изменения погоды,
проводить профилактическую работу по
предупреждению заболеваний, а животных природа
тоже научила предостерегать себя от ее грозных
явлений.

Итог урока, рефлексия.

Учитель

  • Какое значение для вас имеет изученный
    материал?
  • Что, на ваш взгляд, самое важное и интересное?
  • Как работал класс в течение урока?
  • Чьи ответы вам особенно понравились?
  • Оцените свое личное участие в работе на уроке.

Метеоролог

Ребята, давайте составим памятку «У природы
нет плохой погоды»

  • ежедневно делай зарядку;
  • занимайся спортом;
  • закаливай свой организм;
  • одевайся по погоде;
  • в любом состоянии погоды умей найти в ней черты
    прекрасного и это смягчит твою метеотропную
    реакцию.

Домашнее задание: стр. 127-129 прочитать,
собрать народные приметы, с помощью которых
можно предсказать погоду.




Следующий: